Ирина Леонидовна Сапрыкина
Мастер-класс «Развитие познавательного интереса дошкольников в ходе ФЭМП»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : Расширение знаний педагогов по использованию занимательного материала по ФЭМП в процессе образовательной деятельности.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с опытом работы по использованию занимательного материала по ФЭМП в работе с детьми дошкольного возраста.
2. Вызвать у участников интерес к демонстрируемым приёмам.
3. Развивать творческую активность педагогов.
Публикация «Мастер-класс „Развитие познавательного интереса дошкольников в ходе ФЭМП“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Оборудование: проектор, развивающие игры, презентация
Ход мастер-класса :
В познавательном развитии дошкольников формирование математических представлений является важным условием полноценного развития ребёнка на всех этапах дошкольного детства. Математические представления служат необходимой основой дальнейшего обогащения и расширения кругозора детей, основой успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.
Математическое развитие ребенка в детском саду не сводится только к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, умение «конструировать» предметами, знаками, символами.
По моему мнению, ФЭМП у детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания
Основная цель использования занимательного материала – формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. При этом непременным условием является применение воспитателем игр и упражнений для активного проявления познавательной самостоятельности у детей (стремление и умение познавать, осуществлять результативные мыслительные операции).
В работе с дошкольниками мы пользуемся таким материалом, который одновременно способствует и развитию математических представлений, и развитию мелкой моторики рук дошкольников
У нас в группе есть центр «Занимательной математики». В него вошли развивающие игры, которые способствуют развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами. Я собрала разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам. Всю работу в центре «Занимательной математики» провожу с учетом индивидуальных особенностей детей.
Каждая игра – это общение ребенка с взрослым, с другими детьми, это школа сотрудничества. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребенок видит свои успехи.
1. Предлагаю вашему вниманию первое задание «РАЗМИНКА - ГИМНАСТИКА УМА»
Послушайте маленькие истории, если вы услышите слово или слог «3», то хлопните один раз в ладоши.
Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри (хлопают)
Рыбёшек мелких увидали,
И не одну, а целых … три (хлопают) .
Недавно поезд на вокзале
Мне три (хлопают) часа
Пришлось прождать.
Зато успел за это время
Я и постричься (хлопают, и поспать.
Мечтает мальчик закалённый
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри (хлопают)
На старте не хитри (хлопают,
А жди команду «раз, два… три» (хлопают) .
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри, до поздней ночи,
А про себя их повтори
Разок, другой, а лучше… три (хлопают) (8 раз)
2. Следующее задание «Реши задачку»
Предлагаю решить стихотворную задачку, а ответ выложить на столе из фасоли.
*** ***
Как-то ночью под кусточком Пять ворон на крышу сели,
Грибы выросли опять. Да еще к ним прилетели.
Два грибочка, три грибочка. Отвечайте быстро, смело
Сколько будет? Ровно. (пять) Сколько всех их прилетело? (семь)
3. Переходим к следующему пособию «Математический сундучок «Игры с прищепками»
В данном пособии представлена серия математических игр для детей старшего дошкольного возраста для ознакомления и закрепления знаний детей: о цифрах и числовом ряде, определении места числа в натуральном ряду, соотнесении количества с числом, закрепление знаний дней недели, времен года, частей суток, состава чисел первого десятка из 2 меньших чисел, умения называть соседей числа, составлять числовые равенства и неравенства, используя математические знаки.
Материал можно использовать как в непрерывной образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе с детьми.
Игры с прищепками отлично развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус.
1. Игра «Поставь по порядку»
Цель: закреплять знания о цифрах и числовом ряде; упражнять в построении числового ряда; развивать внимание, память.
Материал: числовой ряд с пропущенными числами, прищепки с цифрами от 0-9.
Ход: расставь прищепки с числами в возрастающем порядке от 0 до 9, или в убывающем порядке от 9 до 0
2. Игра «Какое число пропущено»
Цель: Определить место числа в натуральном ряду, поставить пропущенное число.
Материал: зелена линейка с 10 секторами, прищепки с цифрами от 0-9.
Ход: ребенок рассматривает карточку с пропущенными числами натурального ряда, определяет какое число пропущено и прикрепляет его на место.
3. Игра «Точечки»
Цель: соотнеси количество точек с числом.
Материал: круг, разделенный на 10 секторов с разным количеством точек, прищепки с цифрами от 0-9.
Ход: сосчитать, сколько точек в секторе и прикрепить соответствующее число.
4. Игра «Засели числа в домики»
Цель: закрепление состава чисел первого десятка из 2 меньших чисел.
Материал: карточки – числовые домики, прищепки с цифрами от 0-9.
Ход: рассмотреть числовые домики и заселить нужное число в домик.
5. Игра «Назови «соседей» числа»
Цель: совершенствование умения называть соседей числа.
Материал: карточки – числовые вагончики, карточки с цифрами от 0-9
Ход игры: Воспитатель объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа-числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее больше на один, оно стоит позади и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа».
6. Игра «Составь неравенства»
Цель: Формировать умение составлять числовые равенства и неравенства используя знаки «>», «<», «=»
Материал: карточки - знаки «>», «<», «=», прищепки с цифрами от 0-9
Ход: придумать неравенство, выложить его и прочитать.
7. Игра «Составь и реши»
Цель: учить составлять арифметические задачи и записывать их решения с помощью чисел и математических знаков.
Материал: карточки - знаки «+», «-», «=», прищепки с цифрами от 0-9
Ход: придумать задачу и выложить при помощи чисел используя карточки с математическими знаками.
8. Игра «Дни недели»
Цель: содействовать развитию временных представлений; закреплять знание дней недели, цветов радуги.
Материал: паровозик с семью вагончиками цветов радуги, прищепки с цифрами до 7.
Ход: назвать дни недели, последовательность дней недели, учить детей ориентироваться в понятиях «сегодня», «завтра», «вчера», повторить цвета (семь цветов радуги)
4. Следующая игра «Рыбки в аквариуме» – игра направлена на развитие умения ориентироваться в пространстве. Вам необходимо расположить рыбок в заданном направлении: красная рыбка находится в верхнем правом углу, она плывет налево, в нижнем левом углу находится синяя рыбка, она плывет направо, между ними – зеленая рыбка, она плывет вверх, над зеленой рыбкой – оранжевая, она плывет в сторону красной рыбки, желтая рыбка находится в верхнем левом углу, плывет вниз, а фиолетовая рыбка в нижнем правом углу, уплывает от синей. Проверим ответ на слайде.
5. А теперь предлагаем вам немного подвигаться и поиграть в игру «Найди свою пару». Нужно встать у стола, под музыку вы начинаете двигаться вокруг стола. Как только музыка закончится, необходимо взять ближайшую к вам картинку и найти к ней пару в центре. Выиграет тот, кто сделает это быстрее других.
6. «Разгадай ребусы»
Предлагаю вам логическую игру «Ребусы». Внимательно посмотрите на экран и отгадайте, какое слово в них зашифровано.
Практика моей работы показала, что чем интересней игровые действия, которые я использую на занятиях, режимных моментах, индивидуальной работе, тем незаметнее и эффективнее закрепляются полученные знания.
Дети активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений, поэтому в своей работе для активизации детей я стараюсь использовать занимательный материал, ведь он не только развлекает детей, дает возможность отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивает инициативу, стимулирует развитие нестандартного мышления, логику, воображение. Ведь без математики не может обойтись ни одна современная наука.
Хочется верить, что наша сегодняшняя встреча была для вас полезной, интересной и познавательной.
Итак, уважаемые педагоги, благодарю вас за участие в мастер-классе и прошу поделиться своими впечатлениями. Что показалось вам особенно интересным, важным, запоминающимся? Что бы вы взяли себе на вооружение? Что не понравилось?