Антонова Татьяна
Мастер-класс «Лайфхаки для педагогов-наставников»
▼ Скачать
Мастер-класс на тему :
«Лайфхаки для педагогов-наставников»
Цель: обмен передовым опытом работы по эффективной реализации системы наставничества в ДОУ.
Слайд Добрый день, уважаемые коллеги!
Приглашаю вас к обсуждению вопроса эффективной реализации системы наставничества в ДОУ.
Вопрос к аудитории: Как вы понимаете, что такое лайфхаки?
Публикация «Мастер-класс „Лайфхаки для педагогов-наставников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Наставничество. Работа наставника
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Слайд Обобщение ответов: Под лайфхаками для педагогов-наставников мы понимаем педагогические находки, которые помогут повысить качество деятельности наставника
Уважаемые коллеги! Поднимите, пожалуйста, руку, кто был наставником для педагога?
Оценить для себя степень подготовленности аудитории: Спасибо, значит, вы имеете только теоретические представления по данному вопросу (Хорошо, что вы имеете не только теоретические представления о деятельности наставника, но и практический опыт работы. Или: Я рада, что в аудитории собрались педагоги-наставники)
В каждом детском саду есть Положение о наставничестве в ДОУ и определенный опыт работы педагогов-наставников с начинающими педагогами.
Сегодня я хочу поделиться с вами «лайфхаками» нашего детского сада, которые мы применяем при организации наставничества.
Ведущим экспертом проектного управления АУ «Институт развития образования» Елены Георгиевны. Мазуровой даны характеристики наиболее распространенных в практике моделей наставничества.
Раздаточный материал. Заранее раздать слушателям информацию о моделях наставничества (табличку)
Вопрос к аудитории: Скажите, какие модели наставничества используются в вашем детском саду?
Слайд Спасибо, из ваших высказываний можно сделать вывод, что используются разные модели наставничества (в основном используются … модели наставничества)
Мы используем разные модели наставничества в зависимости от профессиональных знаний и умений имеющегося опыта работы в должности
как начинающего педагога, так и педагога-наставника.
Анкеты дать В ходе повторного собеседования мы проводим оценку личностных качеств и уровня компетенций начинающего педагога с использованием опросника социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда и анкет «Личностные ориентиры», «Профессионально важные качества личности» и др.
Слайд. Существуют определенные трудности в работе с наставниками.
Как вы считаете, каким критериям должен соответствовать педагог-наставник, выберите, пожалуйста, из предложенных?
Выслушать мнение аудитории
Спасибо, наши мнения совпали. Важны все критерии
Легко ли выбрать в коллективе педагога-наставника, который соответствовал бы всем критериям?
Слайд Поднимите, пожалуйста, соответствуюший вашему мнению стикер.
Спасибо, ваше мнение мне понятно. К сожалению, не всегда в трудовом коллективе бывают педагоги, отвечающие всем требованиям, предъявляемым к наставнику
СлайдМы поставили перед собой задачу специальной подготовки наставников внутри детского сада.
Слайд Был разработан и реализован план обучающих мероприятий. Педагогов-наставников детально познакомили с функциями наставника и содержанием работы: чему они будут учить, как должны учить и как оценивать прогресс стажеров, как отчитываться перед руководством о выполнении плана их профессионального становления План и буклеты дать
Слайд В помощь наставникам нами были разработаны «Памятка наставнику»,«План встречи со стажером», «Советы наставнику по обсуждению образовательной деятельности начинающего педагога».
В любой модели наставничества наставник выступает для начинающего педагога в определенном смысле, как коуч, который поддерживает его мотивацию, помогает разобраться в возникающих затруднениях, помогает найти ответы на определенные вопросы. Важно, чтобы наставник понимал, какие методы и приемы будут наиболее эффективны в развитии профессиональных умений подопечного.
Слайд Большое значение имеет разработка плана профессионального становления начинающего педагога. Данный план составляется совместно старшим воспитателем, педагогом-наставником и начинающим педагогом с максимальным учетом личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки стажера.
СлайдВ плане фиксируются задачи на адаптационный период, обучающие мероприятия по адаптации, перечень заданий к исполнению, сроки выполнения, результат выполнения. В помощь педагогам-наставникам нами была разработана примерная основа для составления данного плана. Дать план
Важный момент – осуществление контроля за взаимодействием наставника и стажера. Контроль позволяет выявить, насколько новый педагог удовлетворен работой, какой ценой она ему дается, как принимает его коллектив, существуют ли трудности во взаимопонимании с коллегами, создалось ли ощущение психологического комфорта, насколько раскрылся профессионально-личностный потенциал новичка.
СлайдНа ваш взгляд, какие из перечисленных форм и методов позволят объективно оценить эффективность наставничества?
Выслушать ответы слушателей
Несомненно, эффективны все формы и методы.
СлайдВ нашем детском саду каждый начинающий педагог с первых дней своей педагогической деятельности вместе со своим наставником готовит «Портфолио начинающего педагога».
Слайд Портфолио позволяет отследить творческий и профессиональный рост педагога, оно не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать такие важные задачи, как: поддерживать высокий уровень мотивации начинающего педагога; поощрять его активность и самостоятельность; расширять возможности самообучения, способствовать формированию навыков рефлексии Показать анкеты, портфолио, карту для наставника
Существует еще одна трудность – не все педагоги с желанием берут на себя дополнительную ответственность в виде наставничества, т. к. наставник выполняет весь круг задач по обучению подопечных без освобождения от основной работы.
СлайдС целью преодоления этого фактора нами была пересмотрена система материальной и моральной мотивации наставников.
Слайд По результатам опроса наставников в подавляющем большинстве они признали, что лучшим мотивирующим фактором является создание такой корпоративной культуры, в которой наставничество воспринимается сотрудниками как почетная миссия, а не как обременительная повинность. Кроме того, часть наставников открыли для себя ряд преимуществ: во-первых, наставничество помогло им увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей профессиональной деятельности. Во-вторых, они ощутили личный вклад в улучшение дел в своей организации и получили от этого моральное удовлетворение.
Слайд Благодаря эффективному использованию системы наставничества в ДОУ адаптация начинающих педагогов проходит легко, адаптационный период сократился до 1 месяца, Новички отмечали, что с первого дня у них возникла уверенность, что их ждали, что они нужны ДОУ. Наставники приобрели навыки эффективного обучения новых сотрудников на рабочем месте. Анализ текучести кадров показал, что с 2019 года прекратилось увольнение педагогических работников из числа вновь поступивших.
Слайд Уважаемые коллеги! Пора подвести итоги.
Сегодня мы рассмотрели несколько лайфхаков для педагогов-наставников.
Полезны ли были наши лайфаки?
Полезны – зелёный стикер
Все знали – красный стикер
Появились ли у вас вопросы?
Слайд Надеюсь, что мастер-класс был полезен для вас.
Всем большое спасибо за активную работу.
Мои контакты для связи