Лариса Сидельникова
Мастер-класс на тему: «Конструирование-инструмент развития личности ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.
Конструирование – вид продуктивной деятельности, направленной на создание разных конструкций и моделей из строительного материала, деталей конструктора, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.
Публикация «Мастер-класс на тему: „Конструирование-инструмент развития личности ребёнка“» размещена в разделах
Проблему развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста рассматривали: Л. А. Венгер, В. С. Мухина, Н. Н. Поддъяков, Г. А. Урунтаева, В. Г. Нечаева, З. В. Лиштван, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамонова, Л. В. Куцакова, Г. А. Урадовских.
Особенность конструирования как универсальной деятельности отмечена и в ФГОС дошкольного образования.
Для детей дошкольного возраста конкретное содержание образовательных областей определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности, таких как:
• игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игр,
• коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками,
• познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними,
• восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице,
• конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
• изобразительная (рисование, лепка, аппликация,
• музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
• двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
В познавательном развитии делается акцент на развитие у детей аналитико-синтетической деятельности (целое, состоящее из частей; части, объединенные в целое, которая выступает основополагающим моментом в конструировании и позволяет определить способы конструирования. В анализе образца и выборе способов его построения дошкольнику помогает не зрительное восприятие, а специально организованная познавательная деятельность.
- в художественно-эстетическом развитии акцент делается на развитие у детей понимания пользы и красоты постройки. Детей нужно учить строить, соблюдая основные законы архитектуры:
• полезность - постройки могут быть разного назначения: для человека (жилые дома, дворцы, служебные здания, гаражи, мосты, парки и т. д., для животных (конура, сарай и т. д.);
• прочность - конструкция будет прочной, если ее строить, соблюдая следующие правила: все детали надо укладывать ровно, плотно прижимая друг к другу.
• красота – постройка должна быть гармоничной по формам и цвету.
Выделяют два типа конструирования : техническое и художественное.
Техническое конструирование :
• конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы);
• конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления;
• конструирование из крупногабаритных модульных блоков;
• конструирование на базе компьютерных программ.
К художественному типу конструирования относятся : конструирование из бумаги и из природного материала для построения композиций пейзажных, декоративных и сюжетных, которые можно было бы изменить, добавить, убрать, поменять, переставить.
Конструирование из бумаги, картона и других дополнительных материалов является более сложным видом конструировани. Впервые дети знакомятся с ним со среднего возраста. Этот вид конструирования предполагает сооружение из плоского материала (бумаги и тонкого картона) игрушек объёмной формы.
Природный материал в качестве строительного используется в дошкольных образовательных учреждениях начиная со второй младшей группы. Это, прежде всего, песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) делают пирожки, различные фигурки. В старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей.
Вид материала, который используют в детской конструктивной деятельности, определяет и вид конструирования :
1. Конструирование из строительного материала - является наиболее доступным и лёгким видом конструирования для детей дошкольного возраста. Строительный материал представляет собой набор разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т. д.).
В соответствии с размером и способом использования строительный материал принято подразделять на крупный и мелкий (настольный, тематический ("Юный архитектор", "Мосты" и др.).
Во время занятий материала всего должно быть больше, чем требуется для данной постройки (и по элементам, и по количеству, чтобы приучать детей отбирать только необходимые детали, соответствующие их замыслу.
Организуя детскую конструктивную деятельность из строительных материалов, воспитатель использует и разнообразные мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт и т. д. Использование игрушек в конструировании делает его более осмысленным и целенаправленным и способствует дальнейшему развитию игровой деятельности детей.
Хранить строительный материал удобнее всего в специальных шкафчиках с отделениями для каждого вида деталей, при этом материал всегда должен быть уложен строго по формам, чтобы дети могли быстро взять любую из них.
Раскладывание материала по формам не только облегчает работу с ним, но и способствует ускорению запоминания названий этих форм.
2. Конструирование из деталей конструкторов (пластмассовых, металлических, имеющих разные способы крепления (пазы, штифты, гайки, шипы и т. д.).
3. Конструирование из крупногабаритных модулей - появилось сравнительно недавно в качестве средства объёмного и плоскостного конструирования.
Крупные модули бывают объемные и плоскостные, что позволяет создавать крупномасштабные как объемные, так и плоскостные конструкции.
Путем разных комбинаций крупных деталей в основном геометрической формы, изменения их пространственного расположения по отношению друг к другу дети создают различные конструкции, соответствующие их росту, т. е. как бы для себя. Поэтому особое значение имеют их функциональность и прочность.
Крупномасштабное конструирование с использованием разнообразных по форме, цвету и размерам модулей предоставляет детям уникальную возможность осваивать большие площади помещений, что существенно влияет на развитие из пространственных ориентировок.
4. Компьютерное конструирование - характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование (комбинирование) пространственных представлений (образов). При этом особенно значимым является развитие пространственного воображения (Б. М. Ребус) и образного мышления (Н. Н. Поддьяков, И. С. Якиманская).
5. Конструирование из бумаги направлено на получение конкретного результата поделки. Для бумажного конструирования в детском саду используется бумага разного качества и цвета. Часто на занятиях конструированием педагог использует технику оригами: изделие складывается из бумаги без применения клея и ножниц. Таким способом можно смастерить самых разных животных, птиц, цветы и неодушевленные предметы. Техника киригами — техническое сочетание приёмов складывания и вырезания (силуэты декоративных цветов и снежинок, разнообразные фигурки).
В практике дошкольных организаций стали использовать новый вид творчества «квиллинг».
Квиллинг– искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные или плоскостные композиции. Что же нам потребуется для работы?
Цветная бумага, окрашенная с двух сторон, нарезанная на полоски определенной ширины (от 3-10 мм, вилочка для квиллинга - с её помощью полоски бумаги скручиваются в различные элементы, ножницы, клей для бумаги (лучше ПВА или клей карандаш).
Полоска бумаги свивается в плотную спираль. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура. Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.
Всего существует 20 базовых элементов для квилинга, но принцип остаё тся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию, вы всегда сами можете придумать новые элементы.
Занятия по квиллингу можно начинать со старшего дошкольного возраста, постепенно усложняя уровень выполнения работ. Изучение основных элементов необходимо проводить по принципу: от простого к сложному, в последствии, комбинируя разные элементы, у детей будут возникать новые образы, которые они смогут воплотить с помощью бумажных полосок.
6. Конструирование из природных материалов (семена, желуди, шишки, ветки и т. д.).
При работе с природными материалами используются пластилин, клей, картон и прочие дополнительные предметы. Данный тип конструирования помогает сформировать у малыша художественное и эстетическое восприятие. Учит видеть в малом красоту окружающего мира.
7. В качестве нестандартного креативного материала в работе со своими воспитанниками я использую детали авторского конструктора Г. В. Урадовских (мягкий или лоскутный конструктор, лоскутная мозаика) для составления фоновых композиций, который изготовила сама и использую в работе с детьми как в ООД, так и в их самостоятельной деятельности.
Конструктор состоит из фланелеграфа и плоских геометрических фигур разной формы, величины и цвета, которые я сделала из цветных универсальных салфеток. Все детали конструктора систематизированы по цвету, внутри цвета по формам и величине.
Число и размер деталей увеличивается с возрастом детей.
Конструирование изображения создаётся путём простого наложения деталей конструктора на фоновую основу. При конструировании из этих деталей используются такие приемы, как приложение, наложение и их пространственное объединение на разноцветных фонах. Соединение деталей с поверхностью фонового стенда обеспечивается его ворсистой текстурой. Этот достаточно простой способ соединения деталей между собой и с фоновой поверхностью дает возможность быстро собирать и разбирать конструкцию, исправлять неудачное решение и опробовать другие его варианты, не требует дополнительного соединительного материала и оборудования, что обеспечивает трансформируемость, полифункциональность. При этом работа доставляет приятные тактильные ощущения: детали вырезаны из мягких, ласкающих ладонь тканевых кусочков, легко подчиняющихся прикосновениям.
Для работы с конструктором не требуется особых технических умений, он может быть использован в работе с детьми разных возрастов. И даже малыши могут создавать с его помощью разнообразные варианты предметных, сюжетных, пейзажных и декоративных композиций. Такое конструирование — это синтетическая деятельность, которая охватывает большой круг задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта (восприятие) до формирования достаточно сложных мыслительных действий, речевого, познавательного, творческого развития.
Конструирование — это деятельность, в процессе которой развивается и сам ребёнок. Вот почему учёные- исследователи предлагают различные формы её организации. Выделяют следующие формы организации обучения дошкольников конструированию :
1) конструирование по образцу;
2) конструирование по условиям;
3) конструирование по замыслу.
Конструирование по образцу, разработанное Ф. Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т. п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения.
Конструирование по образцу необходимый и важный этап, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, делать перекрытия и т. п.). Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа – учатся определять в любом предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять отдельные детали в этих частях и т. д.
В рамках этой формы решаются задачи, которые обеспечивают переход к самостоятельной поисковой деятельности, носящей творческий характер, развивается наглядно - образное мышление.
Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирование по образцу. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам - эта форма дает возможность познакомить детей с чертежами, схемами.
В результате такого обучения у детей развивается образное мышление и познавательные способности, т. е. они начинают строить и применять внешние модели «второго порядка» — простейшие чертежи — в качестве средства самостоятельного познания новых объектов.
Вторая форма — конструирование по условиям.
Конструирование по условиям вводится впервые в старшей и подготовительной к школе группах. К этому времени дети должны иметь достаточный конструктивный опыт, а также опыт, полученный в строительных играх.
Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т. п.). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.
В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры.
В качестве условий могут выступать цвет и различные пространственные признаки объектов (чаще всего величина, функциональные особенности предметов и пр. Так, например, перед ребенком может стоять задача создания заданной конструкции по графической модели с соблюдением условия выполнить ее (конструкцию) определенной величины. Скажем, по одной графической модели детям предлагают построить два разных по размеру дома (для разных по величине кукол, животных, два моста (для крупных и мелких машин, для машин и пешеходов). Для реализации этого задания каждому ребенку дают по два комплекта строительных деталей, одинаковых по форме, но разных по размеру (число деталей может точно соответствовать их числу в образце, но могут быть и лишние элементы).
Третья форма — конструирование по замыслу. Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать.
Это сложный вид конструирования, так как ребенок решает все задачи самостоятельно: ставит перед собой цель деятельности, планирует ее, подбирает необходимый материал, реализует замысел. Педагогу, организуя этот вид конструирования, начинать нужно с формирования замысла, иначе дети строят то, что делали уже не раз. Малышам он подсказывает замысел: показав игрушку, предлагает что-нибудь построить для нее. Например, матрешка вышла погулять, а на участке сыро, что надо построить, чтобы она не промочила ноги?
Поскольку конструктивный замысел - результат преобразующей умственной деятельности, с детьми среднего и старшего дошкольного возраста рекомендуется провести беседу; предложить вспомнить, какие сооружения они наблюдали на прогулке, что особенно понравилось; рассмотреть фотографии, рисунки с изображением зданий. Надо помочь каждому ребенку при реализации замысла по-новому использовать ранее усвоенные умения, добиться решения задачи, испытать радость от своего творчества.
Дети начинают конструировать не только ради того, чтобы их постройка была похожа на какой-либо предмет, но и для того, чтобы поиграть с этой постройкой.
Конструирование для игры объединяет детей. В процессе конструирования они учатся совместно обсуждать план постройки, приходить к общему решению, учатся подчинять свои желания конструктивным замыслам, которые поддерживает большинство, а также отстаивать свои соображения по поводу более удачного варианта конструкции.
Конструирование по теме подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее решения ограничены темой. Детям предлагают общую тематику конструкций («птицы», «город» и т. п., и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Основная цель организации конструирования по заданной теме — актуализация и закрепление знаний и умений.
Малышам можно предлагать в качестве темы постройку мебели, оборудование участка (скамейки, песочница, качели). Для ребенка этого возраста важно наличие игровой мотивации («Построим комнату для куклы Кати»). В средней группе в качестве темы предлагают конструирование транспортных средств («На чем люди ездят и перевозят грузы»). Детям старшей группы интересны такие темы, как военная и строительная техника; жилища людей («В каких домах живут люди на земле»); музеи, театры нашего города и др. В подготовительной к школе группе целесообразно проводить тематическое конструирование из конструкторов разного типа. Детей учат выполнять подвижные конструкции, поэтому их могут увлечь темы: «Аттракционы в парке отдыха», «Виды транспорта» и т. п.
В каркасном конструировании дети сначала знакомятся с устройством основного каркаса, являющегося центральным звеном поделки. Далее педагог начинает демонстрировать изменения этого каркаса, что приводит к изменениям всей модели.
Так дети начинают понимать принципы строения конструкции и приобретают навык по определению особенностей конструкции, опираясь на ее каркас.
При этом, рассматривая каркас, дошкольники мысленно придумывают, как можно закончить его, добавляя к нему те или иные детали.
Каркасное конструирование очень хорошо помогает формировать детское воображение, обогащая используемые детьми методы конструирования. Также это формирует образное мышление детей.
Для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразными методическими приемами.
Выбор приемов зависит от особенностей детей данной возрастной группы, от материала, с которым работают дети, от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании.
Основными приемами обучения являются следующие:
Показ воспитателем приемов изготовления конструкции. В присутствии детей воспитатель строит сам. Действия по подражанию являются наиболее доступным детям способом создания конструкций. В ходе осуществления действий по подражанию дети должны хорошо видеть каждый элемент строительного набора, который находится в руках педагога, а также видеть, куда и как он устанавливается. То есть и выбор необходимого элемента, и способы деятельности даются в готовом виде. Демонстрируется и нужная последовательность выполнения: действуя вслед за взрослым, дети воспроизводят заданный порядок операций. Воспитатель привлекает детей к обыгрыванию постройки. Совместные действия используют, главным образом, в самом начале обучения, а в дальнейшем — при формировании новых навыков и выполнении сложных в техническом отношении заданий.
Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и общий порядок работы.
Прежде чем приступить к практическому выполнению задания, необходимо рассмотреть предмет или образец, выделить основную и дополнительные части, затем продумать процесс изготовления, отобрать нужный материал, продумать последовать изготовления, способы крепления и только затем приступить к работе.
Демонстрация образца, картинки или чертежа, рисунка с изображением предмета могут быть использованы, когда возникает необходимость помочь детям проконтролировать свою работу, уточнить представление о предмете, или в конце занятия в качестве модели наиболее удачного и правильного решения конструктивной задачи для сравнения с работами детей.
Образец используется во всех возрастных группах. Малышам 2-3 лет педагог показывает образец (дворик для цыплят, а потом дети выполняют постройку вместе с ним. По мере накопления детьми опыта конструктивной деятельности и усложнения ее задач меняется методика использования образца. Так предлагается частичный образец, т. е. ребенку показывают только те приемы, которые ему незнакомы (новый способ соединения деталей конструктора, сооружения перекрытий в доме с помощью куска картона или фанеры). Усложнит первую задачу показ незаконченного образца постройки, которую каждый может завершить по-своему (педагог строит остов вагона, дети превращают его в автобус, трамвай, товарный или пассажирский вагон поезда).
Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы. Объяснения могут относиться не только к выполнению действий, необходимых для конструирования, но и к уточнению хода выполнения постройки, общего порядка работы.
Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок. Например, в постройке — как сделать перекрытие на высоких устоях; в работе с конструктором — как крепить колеса на осях с помощью гайки и т. п.
Постановка проблемной задачи (как перестроить гараж, чтобы в нем поместилось 2-3 машины).
Сообщение темы постройки с указанием условий, которым она должна соответствовать (построить комнату для семьи с определенным числом человек).
Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.
Важно научить детей процессу строительства: замысел (что задумали строить? О ком позаботимся); материал (из чего будем строить); средства деятельности (чем будем строить); последовательность возведения конструкции (что сначала положим, что потом); результат (доволен ли ты постройкой? Почему? Получилась ли она удобной, прочной, красивой).
Все виды деятельности, используются в равной степени и моделируются в соответствии с теми задачами, которые реализует педагог в образовательной деятельности с воспитанниками. Поэтому воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы.
Инициатива – внутреннее побуждение к новым действиям, вовлечение окружающих людей, в эту деятельность, беря на себя руководящую роль.
Для развития инициативности необходимо давать простые и интересные задания, поддерживать инициативу детей, научить грамотно реагировать на собственные ошибки.
Конструирование - это творческая работа ребёнка с различными материалами, вот и мы сейчас с вами проявим свою творческую фантазию и изобретательность.
Перед вами на столах лежат конверты с заданием. Вы открываете конверты, читаете стихотворение, и из представленного материала на вашем столе конструируете, то, на что навеяло вас данное произведение. У кого- то в конвертах будут подсказки.
В конце практической деятельности Вам необходимо будет ответить на вопросы: Какой у Вас тип конструирования, вид конструирования и форма.
Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили и помогут в решении творческих задач.