МААМ-картинки

Интеллект-карта как средство развития дошкольников (из опыта работы)

Дигурова Яна
Интеллект-карта как средство развития дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс на тему «Интеллект-карта как средство развития речи дошкольников»

«Скажи мне-и я забуду

Покажи мне-и я запомню

Вовлеки меня- и я научусь»

Китайская народная мудрость

Находясь на границе педагогики, медицины и психологии современная логопедия находит в своей практике наиболее эффективные технологии взаимодействия учителя-логопеда с ребёнком.

Одной из таких технологий считаю метод И К

• Слайд

Публикация «Интеллект-карта как средство развития дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах

И- К. или ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей. Это графический способ представить информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем.. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

• Слайд Создал метод английский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен. Его интересовала мысль о создании метода, объединяющего характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям мозга.

При разработке логопедических технологий кандидат педагогических наук, доцент В. М. Акименко предложила метод интеллект-карт в использовании развития связной речи у детей. Я взяла метод интеллект-карт как идею и адаптировала в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями.

• Слайд. ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ - ЭТО УНИКАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ

Эффективность использования данного метода в образовательном процессе связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие - за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения.

В дальнейшем метод И К стал использоваться в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Составление И К является формой свободного творчества, требующая от автора умение находить в предложенном материале существенные признаки, делать выводы и кратко их формулировать. Я считаю, что эти способности очень востребованы в современной жизни.

Рассмотрим правила составления И К

Слайд Общие требования к составлению любой интеллект – карты.

Общий алгоритм составления интеллект-карты :

1. В центре листа обозначается общая тема (фрукты, домашние животные, цветы и. т. п)

2. «Мозговой штурм» - подбор слов-ассоциаций по теме.

3. От центрального рисунка отходят линии-мысли, по часовой стрелке.

4. Дети называют слова-существительные и изображают то, что назвали.

5. К каждому существительному подбираются слова-признаки.

6. Составляется карта.

Далее при приобретении новых знаний по теме дети самостоятельно (всю лексическую неделю) вносят дополнения в карту. В конце недели подводят итог работы (рассказ, с опорой на карту.

Слайд. Полезные свойства интеллект-карт

Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".

Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети закрепляют навыки звукового анализа, умение выделить главную мысль, пополняется активный и пассивный словарь. Эта работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Если говорить о психических процессах, то у детей:

- развивается способность к мышлению;

- развивается восприятие;

- память;

- творческие способности;

- воображение.

А в развитии связной речи :

- пополнился словарный запас;

- улучшилась лексико - грамматическая структура речи;

- дети научились связно, последовательно излагать свои мысли,

рассказывать о событиях из окружающей жизни. С ее помощью дети быстрее

и легче запоминают и вспоминают нужные факты.

Работая с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне, как педагогу, приходится искать вспомогательные средства и формы обучения, облегчающие, систематизирующие и направляющие процессы усвоения детьми знаний.

Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отъемлемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов.

В своей педагогической практике я применяю интеллект-карты следующим образом

- Где обедал, воробей?

- В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы.

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

РЕФЛЕКСИЯ

В конце МК хочу отметить большое понятие для нас большое слово счастье.

В чём счастье?

В жизненном пути

Куда твой путь велит идти.

Врагов не знать, преград не мерить.

Любить, надеяться и верить.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Бизиборд как средство развития детей (из опыта работы)Бизиборд как средство развития детей (из опыта работы) Бизиборд как средство развития детей (из опыта работы) Главная задача бизиборда-предоставление ребенку интересных и безопасных объектов.

Геометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работыГеометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работы Такое распространенное и доступное дидактическое средство как мозаика известно каждому педагогу. Мозаика может быть абсолютно разной –.

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском садуИнтеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта, карта мыслей или ассоциаций- это способ записи мыслей с помощью схем. В работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Из опыта работы воспитателя ДОУ «Развивающие игры как средство развития ручной моторики у дошкольников» Дошкольный возраст - яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс самореализации, устанавливается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеллект-карта как средство развития дошкольников (из опыта работы)
Опубликовано: 6 ноября 2021 в 15:14
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интеллект-карта как средство развития дошкольников (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Дигурова Яна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД