Дигурова Яна
Интеллект-карта как средство развития дошкольников (из опыта работы)
Мастер-класс на тему «Интеллект-карта как средство развития речи дошкольников»
«Скажи мне-и я забуду
Покажи мне-и я запомню
Вовлеки меня- и я научусь»
Китайская народная мудрость
Находясь на границе педагогики, медицины и психологии современная логопедия находит в своей практике наиболее эффективные технологии взаимодействия учителя-логопеда с ребёнком.
Одной из таких технологий считаю метод И К
• Слайд
Публикация «Интеллект-карта как средство развития дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
И- К. или ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей. Это графический способ представить информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем.. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
• Слайд Создал метод английский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен. Его интересовала мысль о создании метода, объединяющего характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям мозга.
При разработке логопедических технологий кандидат педагогических наук, доцент В. М. Акименко предложила метод интеллект-карт в использовании развития связной речи у детей. Я взяла метод интеллект-карт как идею и адаптировала в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями.
• Слайд. ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ - ЭТО УНИКАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ
Эффективность использования данного метода в образовательном процессе связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие - за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения.
В дальнейшем метод И К стал использоваться в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Составление И К является формой свободного творчества, требующая от автора умение находить в предложенном материале существенные признаки, делать выводы и кратко их формулировать. Я считаю, что эти способности очень востребованы в современной жизни.
Рассмотрим правила составления И К
Слайд Общие требования к составлению любой интеллект – карты.
Общий алгоритм составления интеллект-карты :
1. В центре листа обозначается общая тема (фрукты, домашние животные, цветы и. т. п)
2. «Мозговой штурм» - подбор слов-ассоциаций по теме.
3. От центрального рисунка отходят линии-мысли, по часовой стрелке.
4. Дети называют слова-существительные и изображают то, что назвали.
5. К каждому существительному подбираются слова-признаки.
6. Составляется карта.
Далее при приобретении новых знаний по теме дети самостоятельно (всю лексическую неделю) вносят дополнения в карту. В конце недели подводят итог работы (рассказ, с опорой на карту.
Слайд. Полезные свойства интеллект-карт
Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети закрепляют навыки звукового анализа, умение выделить главную мысль, пополняется активный и пассивный словарь. Эта работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Если говорить о психических процессах, то у детей:
- развивается способность к мышлению;
- развивается восприятие;
- память;
- творческие способности;
- воображение.
А в развитии связной речи :
- пополнился словарный запас;
- улучшилась лексико - грамматическая структура речи;
- дети научились связно, последовательно излагать свои мысли,
рассказывать о событиях из окружающей жизни. С ее помощью дети быстрее
и легче запоминают и вспоминают нужные факты.
Работая с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне, как педагогу, приходится искать вспомогательные средства и формы обучения, облегчающие, систематизирующие и направляющие процессы усвоения детьми знаний.
Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отъемлемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов.
В своей педагогической практике я применяю интеллект-карты следующим образом
- Где обедал, воробей?
- В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
РЕФЛЕКСИЯ
В конце МК хочу отметить большое понятие для нас большое слово счастье.
В чём счастье?
В жизненном пути
Куда твой путь велит идти.
Врагов не знать, преград не мерить.
Любить, надеяться и верить.