Ирина Чиклина
Мастер-класс на тему «Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс на тему:
«Детское экспериментирование –
основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»
Подготовила:
Воспитатель Чиклина И. И.
Цель мастер-класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность.
Задачи:
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;
-представить участникам мастер-класса одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Материал и оборудование для опытов:
1 опыт: бутылочка с водой, шаблоны цветов, емкость для выполнения опыта.
2 опыт: различные сита, миски, крупа манная и пшено.
3 опыт: скрепки, магнит.
4 опыт: ёмкость с водой, магнит,ключ и орехи.
Ход мастер-класса
Я рада приветствовать Вас на мастер – классе на тему «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»
Детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т. д. Все это объекты исследования.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.
Известно, что ознакомление с каким – либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира.
Китайская пословица гласит
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать - и я пойму».
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
В процессе экспериментирования дети учатся:
-видеть и выделять проблему;
- принимать и ставить цели;
-решать проблемы;
- анализировать объект и явления ;
- выделять существенные признаки и связи;
- отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
- осуществлять эксперимент;
- выдвигать гипотезы, предположения;
- делать выводы.
Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.
Метод экспериментов способствует формированию таких качеств личности.
Источником познавательной активности является наличие проблемы, поэтому необходимо особое внимание уделять созданию проблемного поля.
Наличие проблемы, создание интереса способствует созданию положительной мотивации у детей к деятельности. Создать мотивацию помогают сказочные герои.
А мы свами сейчас отправимся в сказку. Сказка называется, а как она называется вы мне подскажете, отгадав загадку:
Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг — только грязь и зола.
А звали красавицу (Золушка.).
Правильно, это сказка Ш. Перро «Золушка».
- В очередной раз злая мачеха и ее дочери отправлялись на королевский бал, оставляя Золушку дома, но чтобы она не сидела без работы, приготовили для нее задания. Мачеха приказала Золушке оживить засохшие цветы, сварить манную кашу, а дочки приказали собрать скрепки, которые они рассыпали когда собирались на бал. Да и этого им показалось мало. Велели они очистить орехи. А орехи не простые открываются они ключиком, который они бросили в аквариум. Опечалилась Золушка, услышав такое задание, но я думаю, что мы с вами сможем ей помочь?
- Вы согласны со мной?
Задание первое: «Оживить засохшие цветы».
У вас на столах лежат засохшие цветы.
А теперь аккуратно поместите разноцветные цветы на поверхность воды налитую в емкости на ваших столах завернутыми лепестками вверх.
Что мы видим? Посмотрите, какое чудо! Буквально на наших глазах лепестки цветов начинают распускаться. Почему?
Это происходит потому, что бумага намокает, постепенно становится тяжелее и лепестки раскрываются.
Правильно, бумажные цветы от воды намокли и стали распускаться.
А вы заметили одни цветы распускаются быстро а другие медленно?
Почему?
- А вот следующее задание мачехи наиболее сложное.
- давайте вспомним, что еще должна сделать Золушка?
Задание второе : «Перебрать крупу»
Золушке нужно сварить манную кашу. Но мачеха из вредности перемешала манку с пшеном. Как же отделить манку от пшена?
Можно отделить пальчиками?
Можно.
Но это ведь так долго правда?
А как же это сделать быстрее?
Давайте посмотрим нет ли в лаборатории каких-то предметов, которые могут нам помочь?
Что сыпется из сита в миску? А почему не сыпется пшено?
Задание третье : «Собрать скрепки»
А дочки мачехи еще вреднее они разбросали скрепки и велели их собрать.
Скрепки можно собирать руками. А чем еще можно собрать их?
Из какого материала сделаны скрепки?
Из металла.
Правильно, а теперь отгадайте загадку:
Я специально загадала вам эту загадку. Мы знаем, что магнит притягивает металлические вещи. А теперь довайте попробуем поможет ли он нам соберать скрепки. Стоит нам только провести магнитом сверху по всей поверхности, то все металлические вещи сами притянутся к нему.
И последнее задание.
Задание четвертое : «Достать ключ и очистить орехи».
Вы подумаете зачем ключ можно справится и другими предметами. Но нет. Золушка знала что орехи которые любят сестры открываются только ключиком. А называются они макадамия.
Как же быть? Можно достать руками? Можно, но мы напугаем рыбок. Можно слить воду? Можно. Но Золушка была сообразительной девушкой и быстро догадалась сама, что здесь ей поможет магнит.
Вот молодцы, помогли Золушке.
А сейчас я расскажу вам легенду почему магнит так назвали.
По старинной легенде в давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".
А в заключении мы можем сделать вывод: Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» сказал Климент Аркадьевич Тимирязев.
Мне было с вами очень приятно сотрудничать. Спасибо за активность.