Олеся Морозова
Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на семинаре «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Исследовать, открывать, изучать –значит делать шаги в неизведанное и непознанное. А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы Николай Николаевич Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно -исследовательской (поисковой) деятельности. Учёный считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольников : «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается». Знания, взятые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Публикация «Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
2 слайд
В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является игра-экспериментирование.
3 слайд
Классификация экспериментов
По характеру объектов, используемых в эксперименте :
- опыты с растениями;
- опыты с животными;
- опыты с объектами неживой природы;
- опыты с объектами живой природы.
По месту проведения опытов:
- в групповой комнате;
- на участке;
- в парке.
По количеству детей:
- индивидуальные (1-4 ребенка);
- групповые (5-16 детей);
- фронтальные или коллективные (вся группа).
По причине их проведения:
- случайные;
- запланированные;
- поставленные в ответ на вопрос ребенка.
4 слайд
Цели игры-экспериментирования :
Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
Развитие речи.
Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира.
Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.
5 слайд
Образовательные задачи:
Познакомить детей со свойствами предмета исследования;
Формировать умение делать открытия и выводы;
Обучать плавному направленному выходу на предмет.
Развивающие задачи:
Развивать экспериментальную деятельность;
Развивать речь детей;
Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;
Развивать внимание, мышление, память
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность и активность
Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимо-помощи, умение работать в коллективе, доброжелатель-ность и отзывчивость.
Воспитывать аккуратность в работе.
6 слайд
Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности
- занятия;
- беседы;
- знаково-изобразительные средства;
- экспериментирование, исследовательская деятельность;
- дидактические и развивающие игры, упражнения;
- развив. игры;
- конструирование;
-рассматривание ;
- наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;
- экскурсии и целевые прогулки;
- работа в уголках природы;
- экологическая тропа экскурсии и целевые прогулки;
- создание коллекций;
-проектная деятельность,
-проблемные ситуации.
7 слайд
Правила безопасности при проведении опытов:
• Перед началом работы надевать халаты, фартуки, нарукавники.
• Во время опыта не разбрасывать песок, не тереть глаза грязными руками;
• Аккуратно пользоваться емкостью для воды;
• Своевременно поддерживать порядок на рабочем месте (подтирать разлитую на пол или стол воду);
• Нельзя брать в рот полученные в ходе опыта приготовленные растворы;
• На пипетку не следует давить сильно, может треснуть стекло;
• Раствор из пипетки необходимо аккуратно капать в стаканчик, не разбрызгивать;
• Нельзя брать в рот лед;
• Чужие узоры изо льда нельзя ломать и портить;
• Неизвестные семена не стоит пробовать на вкус;
• Опыты с огнем можно проводить только под руководством взрослых, имея для этого специальное оборудование;
• После опыта убирать
8 слайд
В зоне экспериментирования должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)
2) место для приборов
3) место для хранения материалов (природного, «бросового»)
4) место для проведения опытов
5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
9 слайд
Алгоритм подготовки занятия-экспериментирования
(эксперимента, опыта).
• Подготовка проблемной (исследовательской) задачи.
• Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст).
• Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
• Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов,
• Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
• Наблюдение результатов эксперимента.
• Фиксирование результатов эксперимента.
• Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте).
10 слайд
• МЛАДШАЯ ГРУППА
• детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
• Рамки-вкладыши с цветными (6 цветов) формами,
• Набор объемных геометрических тел
• Набор плоскостных геометрических форм
• Сортировочный ящик с прорезями
• Рамки с 2 - 3 видами застежек (шнуровка, пуговицы, крючки, кнопки)
• Чудесный мешочек с набором объемных геометрических форм
• Набор для забивания: молоточек и основа с втулочками)
• Набор шумовых коробочек (по Монтессори или аналоги)
• Разноцветная юла (волчок)
• Звучащие инструменты (колокольчики, барабаны, резиновые пищалки, молоточки, трещотки, маракасы, тамбурины и
• Набор для экспериментирования с водой : универсальный стол с емкостями для воды и песка, емкости 2 - 3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и
вылавливания - черпаки, сачки
• Набор для экспериментирования с песком : универсальный стол с емкостями для воды и песка, формочки разной конфигурации, емкости разного размера, предметы- орудия - совочки, лопатки
11 слайд
Для старших и подготовительных школе групп
-детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
- приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен, песочные часы, компас, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и до. ;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др. ;
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. ;
• Коллекция минералов
12 слайд
Дополнительное оборудование:
- карточки-схемы проведения экспериментов ( обратная сторона: ход проведения эксперимента);
- индивидуальные дневники проведения экспериментов;
- в каждом разделе вывешиваются правила работы с материалом, совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
13 слайд
ВЕДЕНИЕ ФИКСАЦИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
• КАЛЕНДАРЬ ПРИРОДЫ
• ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ
• ФОТОГРАФИРОВАНИЕ
• ЗАПИСЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В БЛОКНОТЕ
• КАРТОТЕКА ОПЫТОВ
• СХЕМА
• КАРТОЧКИ ПОДСКАЗКИ
• МИНИ-СТЕНД- «О ЧЕМ ХОЧУ УЗНАТЬ ЗАВТРА»
14 слайд
Главное достоинство игр – экспериментирований заключается в том, что в процессе эксперимента :
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания
- идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации
- развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы
- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
15 слайд
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
Сухомлинский В. А
Уважаемые коллеги! Приглашаю вас в импровизированную лабораторию в которой вы поделитесь опытом проведения экспериментов на своей возрастной группе.