Папки-передвижки

Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников

Олеся Морозова
Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

1 слайд

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на семинаре «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Исследовать, открывать, изучать –значит делать шаги в неизведанное и непознанное. А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы Николай Николаевич Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно -исследовательской (поисковой) деятельности. Учёный считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольников : «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается». Знания, взятые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Публикация «Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников» размещена в разделах

2 слайд

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является игра-экспериментирование.

3 слайд

Классификация экспериментов

По характеру объектов, используемых в эксперименте :

- опыты с растениями;

- опыты с животными;

- опыты с объектами неживой природы;

- опыты с объектами живой природы.

По месту проведения опытов:

- в групповой комнате;

- на участке;

- в парке.

По количеству детей:

- индивидуальные (1-4 ребенка);

- групповые (5-16 детей);

- фронтальные или коллективные (вся группа).

По причине их проведения:

- случайные;

- запланированные;

- поставленные в ответ на вопрос ребенка.

4 слайд

Цели игры-экспериментирования :

Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

Развитие речи.

Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира.

Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.

5 слайд

Образовательные задачи:

Познакомить детей со свойствами предмета исследования;

Формировать умение делать открытия и выводы;

Обучать плавному направленному выходу на предмет.

Развивающие задачи:

Развивать экспериментальную деятельность;

Развивать речь детей;

Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;

Развивать внимание, мышление, память

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность и активность

Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимо-помощи, умение работать в коллективе, доброжелатель-ность и отзывчивость.

Воспитывать аккуратность в работе.

6 слайд

Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности

- занятия;

- беседы;

- знаково-изобразительные средства;

- экспериментирование, исследовательская деятельность;

- дидактические и развивающие игры, упражнения;

- развив. игры;

- конструирование;

-рассматривание ;

- наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;

- экскурсии и целевые прогулки;

- работа в уголках природы;

- экологическая тропа экскурсии и целевые прогулки;

- создание коллекций;

-проектная деятельность,

-проблемные ситуации.

7 слайд

Правила безопасности при проведении опытов:

• Перед началом работы надевать халаты, фартуки, нарукавники.

• Во время опыта не разбрасывать песок, не тереть глаза грязными руками;

• Аккуратно пользоваться емкостью для воды;

• Своевременно поддерживать порядок на рабочем месте (подтирать разлитую на пол или стол воду);

• Нельзя брать в рот полученные в ходе опыта приготовленные растворы;

• На пипетку не следует давить сильно, может треснуть стекло;

• Раствор из пипетки необходимо аккуратно капать в стаканчик, не разбрызгивать;

• Нельзя брать в рот лед;

• Чужие узоры изо льда нельзя ломать и портить;

• Неизвестные семена не стоит пробовать на вкус;

• Опыты с огнем можно проводить только под руководством взрослых, имея для этого специальное оборудование;

• После опыта убирать

8 слайд

В зоне экспериментирования должны быть выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)

2) место для приборов

3) место для хранения материалов (природного, «бросового»)

4) место для проведения опытов

5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

9 слайд

Алгоритм подготовки занятия-экспериментирования

(эксперимента, опыта).

• Подготовка проблемной (исследовательской) задачи.

• Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст).

• Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

• Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов,

• Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).

• Наблюдение результатов эксперимента.

• Фиксирование результатов эксперимента.

• Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте).

10 слайд

• МЛАДШАЯ ГРУППА

детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

• Рамки-вкладыши с цветными (6 цветов) формами,

• Набор объемных геометрических тел

• Набор плоскостных геометрических форм

• Сортировочный ящик с прорезями

• Рамки с 2 - 3 видами застежек (шнуровка, пуговицы, крючки, кнопки)

• Чудесный мешочек с набором объемных геометрических форм

Набор для забивания: молоточек и основа с втулочками)

• Набор шумовых коробочек (по Монтессори или аналоги)

• Разноцветная юла (волчок)

• Звучащие инструменты (колокольчики, барабаны, резиновые пищалки, молоточки, трещотки, маракасы, тамбурины и

• Набор для экспериментирования с водой : универсальный стол с емкостями для воды и песка, емкости 2 - 3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и

вылавливания - черпаки, сачки

• Набор для экспериментирования с песком : универсальный стол с емкостями для воды и песка, формочки разной конфигурации, емкости разного размера, предметы- орудия - совочки, лопатки

11 слайд

Для старших и подготовительных школе групп

-детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

- приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен, песочные часы, компас, магниты;

- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и до. ;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др. ;

- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. ;

• Коллекция минералов

12 слайд

Дополнительное оборудование:

- карточки-схемы проведения экспериментов ( обратная сторона: ход проведения эксперимента);

- индивидуальные дневники проведения экспериментов;

- в каждом разделе вывешиваются правила работы с материалом, совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

13 слайд

ВЕДЕНИЕ ФИКСАЦИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

• КАЛЕНДАРЬ ПРИРОДЫ

• ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ

• ФОТОГРАФИРОВАНИЕ

• ЗАПИСЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В БЛОКНОТЕ

• КАРТОТЕКА ОПЫТОВ

• СХЕМА

• КАРТОЧКИ ПОДСКАЗКИ

• МИНИ-СТЕНД- «О ЧЕМ ХОЧУ УЗНАТЬ ЗАВТРА»

14 слайд

Главное достоинство игр – экспериментирований заключается в том, что в процессе эксперимента :

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания

- идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации

- развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы

- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

15 слайд

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

Сухомлинский В. А

Уважаемые коллеги! Приглашаю вас в импровизированную лабораторию в которой вы поделитесь опытом проведения экспериментов на своей возрастной группе.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование, как метод познавательного развития дошкольников «Детское экспериментирование, как метод познавательного развития дошкольников» 2018-19 год Актуальность темы: Дошкольное детство.

Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Китайская пословица. «Детское экспериментирование – это.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников Дошкольники – маленькие исследователи окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря.

Мастер-класс «Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников» Мастер-класс для педагогов по экспериментированию «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Семинар-практикум «Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников» Цель: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую.

Справка о взаимопосещении «Создание условий для обучения дошкольников поисково-исследовательской деятельности» Цель взаимопосещения: проанализировать особенности организации познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками в подготовительной.

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников "Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников".Для ребенка нет ничего естественнее, как развиваться,.

Стимулы положительной мотивации дошкольников при организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников в природеСтимулы положительной мотивации дошкольников при организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников в природе По ФГОС ДО, познавательно-исследовательская деятельность -это одна из ведущих видов деятельности в детском саду наряду с игровой и коммуникативной.

Творческий отчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому.

Экспериментирование как средство развития поисково-исследовательской деятельности у дошкольников Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников
Опубликовано: 18 октября 2019 в 18:12
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Морозова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД