Алена Загудайлова
Мастер-класс «Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР – КЛАСС
«Многообразие фольклора в развитии
речи детей раннего возраста».
Подготовила воспитатель
группы раннего возраста
Загудайлова Алёна Викторовна
2018 г.
Цель: показать многообразие использования произведений устного народного творчества.
Задачи:
Передача опыта путём прямого и комментированного показа действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности.
Публикация «Мастер-класс „Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2018
2. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса по вопросу развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу провести с вами мастер класс по теме : «Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста».
Что же такое фольклор?
Слово «фольклор» появилось в 19 веке, пришло из английского языка.
Сегодня им пользуются везде, оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.
Малые формы фольклора всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ, в том числе и с целью развития речи дошкольников. Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволяет быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это в свою очередь, приводит к формированию уверенности в себе.
К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто процесс развития речи своего ребёнка пускают на самотёк. А произведения народного творчества практически не используют даже в младшем возрасте.
Поэтому считаю необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.
Знакомство с фольклором начинается с самых первых дней жизни.
Колыбельные песни
Взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям.
«Люли-люли-люленьки, прилетели гуленьки…». Слова ласковые, певучие. В таких песенках чаще всего действуют воркующие гули, мурлыкающий кот,говорится о тишине, покое.
Пестушки
Пестушки, от слова «пестовать» - воспитывать.
Не знали в прошлом наши бабушки, что такое физкультура, закалка, массаж, но все, что нужно, делали под разные песенки, шуточки – прибауточки. В пестушках слышатся любовь, доброта, они складные, красивые, и еще учат малыша, он слушает и смотрит, где у него ручки, где ножки.
Кто пробовал – знает, как нелегко придумать игру с малышом, которому нет и двух лет. Вот тут и помогают игры с пальчиками! Сгибая и разгибая пальчики в игре, мы тренируем их, массируем, а зарядка для пальчиков – это успехи в развитии речи, а значит - ума.
Большое внимание при работе с детьми раннего возраста я уделяю потешкам.
Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю.
И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.
Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Поехали, поехали.») вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.
Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если кто-то в группе из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь я куплю тебе калач».
Погружение в фольклорную среду – важное условие работы с детьми, особенно в ранний период детства. Народом создано множество песен, попевок, потешек, дающих возможность без нарицательных, сухих нравоучений, в приятной и доступной ребенку форме обучать его. Жизнь малышей – это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры. Поэтому для работы с детьми можно использовать потешки, пестушки, колыбельные песни в режимных моментах.
Уважаемые коллеги! Прошу Вас вспомнить и рассказать потешки, используемые в процессе: умывания, кормления, одевания, укладывания ко сну.
Во время умывания:
Водичка, водичка
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды
Чисто умываемся
Деткам улыбаемся.
Во время кормления:
Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.
***
Супчик надо есть всегда,
Это вкусная еда
Собирая детей на прогулку :
Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
Колыбельные песни
Баю- бай, баю- бай
Ты, собачка, не лай
Белолапа, не скули,
Наших деток не буди.
Во время одевания после сончаса:
Прилетели пташечки
Принесли рубашечки,
Рубашечки цапли сшили,
Лягушки пуговки пришили.
Причесывая:
Расти, коса до пояса.
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти коса не путайся,
Маму, дочка, слушайся
***
Петушок, петушок
Подари мне гребешок,
Ну, пожалуйста, прошу!
Я кудряшки причешу!
Успокаивая малыша при падении:
У волка боли,
У медведя боли,
У зайца боли,
У Танюшки
заживи!
При плаче:
Веселее всех игрушка
Расписная погремушка.
Дайте плаксе погремушку,
Станет плакса хохотушкой!
А теперь проведём небольшую викторину.
1. Какие малые формы фольклора, используемые в детском саду, вы знаете? Перечислите (сказки, прибаутки, потешки, заклички)
2. Как называются короткие рифмованные стихи, применяемые детьми,
для определения ведущего или распределения ролей в игре? (считалки)
3. Назовите форму фольклора :
У Ивашки – рубашка,
У рубашки – кармашки,
Кармашки – у рубашки,
Рубашка – у Ивашки. (скороговорка)
4. Как называются песни, которыми убаюкивают малышей? (колыбельные)
Понять тонкости человеческих взаимоотношений не всегда просто даже взрослым. Но для детей есть сказки, в которых добро всегда побеждает зло. И отличить одно от другого помогают детям сказочные герои.
5. Назовите сказки, в которых детей учат нравственным ценностям. («Теремок»- дружба; «Репка»-трудолюбие; «Кот, петух и лиса» - дружба, взаимовыручка)
6. Как называют следующие выражения:
«Витя-титя-карапуз съел у бабушки арбуз»;
«Ябеда – беда, козья борода» (дразнилки)
7. Назовите жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ (загадка).
Ни для кого не секрет, что малыши очень любят хороводные игры. Они помогают поддержать доброжелательные отношения между детьми. Дети учатся действовать согласованно и слаженно, также учатся координировать и соотносить свои движения с движениями других.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам поводить хоровод.
Хороводы:
«Ровным кругом»
Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг,
Стой на месте!
Дружно вместе
Сделаем вот так!
С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например: повернуться, наклониться, присесть.
«Матрешки»
Ходим, ходим хороводом,
Перед всем честным народом.
Сели, (присаживаемся)
Встали, (встаем)
Себя показали.
Попрыгали, (прыгаем)
Потопали, (топаем)
В ладошки мы похлопали. (хлопаем)
Малые формы фольклора представляют собой прекрасный речевой материал.
Умелое использование, которого позволяет педагогам установить прочную связь с ребёнком, помогает принять ребёнку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.
А мне остаётся поблагодарить Вас за внимание.
Творческих всем успехов!