Приложение МААМ

Мастер-класс «Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Алена Загудайлова
Мастер-класс «Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

МАСТЕР – КЛАСС

«Многообразие фольклора в развитии

речи детей раннего возраста».

Подготовила воспитатель

группы раннего возраста

Загудайлова Алёна Викторовна

2018 г.

Цель: показать многообразие использования произведений устного народного творчества.

Задачи:

Передача опыта путём прямого и комментированного показа действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности.

Публикация «Мастер-класс „Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста“» размещена в разделах

2. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса по вопросу развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу провести с вами мастер класс по теме : «Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста».

Что же такое фольклор?

Слово «фольклор» появилось в 19 веке, пришло из английского языка.

Сегодня им пользуются везде, оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.

Малые формы фольклора всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ, в том числе и с целью развития речи дошкольников. Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволяет быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это в свою очередь, приводит к формированию уверенности в себе.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто процесс развития речи своего ребёнка пускают на самотёк. А произведения народного творчества практически не используют даже в младшем возрасте.

Поэтому считаю необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.

Знакомство с фольклором начинается с самых первых дней жизни.

Колыбельные песни

Взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям.

«Люли-люли-люленьки, прилетели гуленьки…». Слова ласковые, певучие. В таких песенках чаще всего действуют воркующие гули, мурлыкающий кот,говорится о тишине, покое.

Пестушки

Пестушки, от слова «пестовать» - воспитывать.

Не знали в прошлом наши бабушки, что такое физкультура, закалка, массаж, но все, что нужно, делали под разные песенки, шуточки – прибауточки. В пестушках слышатся любовь, доброта, они складные, красивые, и еще учат малыша, он слушает и смотрит, где у него ручки, где ножки.

Кто пробовал – знает, как нелегко придумать игру с малышом, которому нет и двух лет. Вот тут и помогают игры с пальчиками! Сгибая и разгибая пальчики в игре, мы тренируем их, массируем, а зарядка для пальчиков – это успехи в развитии речи, а значит - ума.

Большое внимание при работе с детьми раннего возраста я уделяю потешкам.

Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю.

И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.

Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Поехали, поехали.») вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если кто-то в группе из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь я куплю тебе калач».

Погружение в фольклорную среду – важное условие работы с детьми, особенно в ранний период детства. Народом создано множество песен, попевок, потешек, дающих возможность без нарицательных, сухих нравоучений, в приятной и доступной ребенку форме обучать его. Жизнь малышей – это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры. Поэтому для работы с детьми можно использовать потешки, пестушки, колыбельные песни в режимных моментах.

Уважаемые коллеги! Прошу Вас вспомнить и рассказать потешки, используемые в процессе: умывания, кормления, одевания, укладывания ко сну.

Во время умывания:

Водичка, водичка

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

***

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды

Чисто умываемся

Деткам улыбаемся.

Во время кормления:

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу

Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели.

***

Супчик надо есть всегда,

Это вкусная еда

Собирая детей на прогулку :

Раз, два, три, четыре, пять —

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

Колыбельные песни

Баю- бай, баю- бай

Ты, собачка, не лай

Белолапа, не скули,

Наших деток не буди.

Во время одевания после сончаса:

Прилетели пташечки

Принесли рубашечки,

Рубашечки цапли сшили,

Лягушки пуговки пришили.

Причесывая:

Расти, коса до пояса.

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька до пят,

Все волосоньки в ряд.

Расти коса не путайся,

Маму, дочка, слушайся

***

Петушок, петушок

Подари мне гребешок,

Ну, пожалуйста, прошу!

Я кудряшки причешу!

Успокаивая малыша при падении:

У волка боли,

У медведя боли,

У зайца боли,

У Танюшки

заживи!

При плаче:

Веселее всех игрушка

Расписная погремушка.

Дайте плаксе погремушку,

Станет плакса хохотушкой!

А теперь проведём небольшую викторину.

1. Какие малые формы фольклора, используемые в детском саду, вы знаете? Перечислите (сказки, прибаутки, потешки, заклички)

2. Как называются короткие рифмованные стихи, применяемые детьми,

для определения ведущего или распределения ролей в игре? (считалки)

3. Назовите форму фольклора :

У Ивашки – рубашка,

У рубашки – кармашки,

Кармашки – у рубашки,

Рубашка – у Ивашки. (скороговорка)

4. Как называются песни, которыми убаюкивают малышей? (колыбельные)

Понять тонкости человеческих взаимоотношений не всегда просто даже взрослым. Но для детей есть сказки, в которых добро всегда побеждает зло. И отличить одно от другого помогают детям сказочные герои.

5. Назовите сказки, в которых детей учат нравственным ценностям. («Теремок»- дружба; «Репка»-трудолюбие; «Кот, петух и лиса» - дружба, взаимовыручка)

6. Как называют следующие выражения:

«Витя-титя-карапуз съел у бабушки арбуз»;

«Ябеда – беда, козья борода» (дразнилки)

7. Назовите жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ (загадка).

Ни для кого не секрет, что малыши очень любят хороводные игры. Они помогают поддержать доброжелательные отношения между детьми. Дети учатся действовать согласованно и слаженно, также учатся координировать и соотносить свои движения с движениями других.

Уважаемые коллеги, предлагаю Вам поводить хоровод.

Хороводы:

«Ровным кругом»

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг,

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так!

С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например: повернуться, наклониться, присесть.

«Матрешки»

Ходим, ходим хороводом,

Перед всем честным народом.

Сели, (присаживаемся)

Встали, (встаем)

Себя показали.

Попрыгали, (прыгаем)

Потопали, (топаем)

В ладошки мы похлопали. (хлопаем)

Малые формы фольклора представляют собой прекрасный речевой материал.

Умелое использование, которого позволяет педагогам установить прочную связь с ребёнком, помогает принять ребёнку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.

А мне остаётся поблагодарить Вас за внимание.

Творческих всем успехов!

Публикации по теме:

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста» Введение: Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического.

Экологическое воспитание детей раннего возраста средствами фольклора Экологическое воспитание и образование всего населения (от маленьких детей до взрослых, проходящих повышение квалификации)- это необходимость.

Консультация для родителей «Роль картины в развитии речи детей раннего возраста» Одной из главных задач обучения является развитие пассивной и активной речи ребенка. Посредством речи взрослый детей с окружающим их предметным.

Презентация «Мастер-класс для родителей «Развивающее влияние мелкой моторики на развитие речи детей раннего возраста» Что такое мелкая моторика?Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики» Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ. Материал: крышечки.

Мастер-класс «Интерактивные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста» I. Организационный момент (мотивация к деятельности) (Слайд №1) - Добрый день уважаемые коллеги! В своем мастер – классе я хочу познакомить.

Проект по развитию речи детей раннего возраста посредством фольклора «Потешкина книжка»Проект по развитию речи детей раннего возраста посредством фольклора «Потешкина книжка» ктуальность Фольклор одно из действенных и ярких средств её, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями.

Роль фольклора в музыкальном развитии и воспитании детей дошкольного возраста Актуальность Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна. Сегодня остро стоит проблема.

Роль пальчикового театра в развитии речи детей раннего возраста Чего только не отыщется в арсенале сегодняшних детей – кубики и всевозможные конструкторы, роботы и развивающие центры разных уровней сложности.

Значение фольклора в активизации речи детей раннего возраста Детский фольклор является частью мудрой древней народной педагогики. Колыбельные, потешки, пестушки (поэзия пестования или материнский фольклор).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
Опубликовано: 16 декабря 2018 в 16:15
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Алена Загудайлова (УИ 1121139) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД