Ольга Бариева
Значение фольклора в активизации речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Детский фольклор является частью мудрой древней народной педагогики. Колыбельные, потешки, пестушки (поэзия пестования или материнский фольклор) представляют собой прекрасный речевой материал. С их помощью можно развивать: фонематический слух, грамматический строй речи, звуковую культуру речи, обогащать словарь, а главное готовить малыша к его собственным первым попыткам речевой активности – гуканью, гулению, лепету, стимулировать к слушанию речи взрослых, а затем и к повторению.
Публикация «Значение фольклора в активизации речи детей раннего возраста» размещена в разделах
Практика показывает, что современные родители мало знакомы с устным народным творчеством или не осознают его важность для развития ребенка. Потеря культуры пестования младенца привела и продолжает приводить к росту количества детишек с проблемами в развитии, к увеличению числа детей с отставанием в развитии речи (в том числе и с нарушениями звукопроизношения, к росту количества малышей, не говорящих и в год, и в два года.
В современных семьях редко можно встретить пестушки, их заменили современные развивающие игрушки, аудиодиски, детские обучающие видеофильмы и карточки для запоминания слов, букв и цифр с пеленок. А зря! Пестушки – это отточенный веками и проверенный многими поколениями метод развития младенца.
С первых дней жизни, общаясь с малышом посредством пестушек, мама закладывает предпосылки для полноценного развития речи. Также она налаживает эмоциональный контакт с ребенком, от которого будет зависеть, насколько быстро и успешно будет развиваться малыш. Пестушки сопровождаются движениями тела младенца, массажем. Эти тактильные ощущения очень важны для развития младенца! Чем более они разнообразны, тем лучше развивается ребенок! В пестушках, потешках взрослый должен тянуть и интонационно выделять гласные звуки, четко произносить согласные, делать паузы для того, чтобы малыш мог «вступить» в диалог, т. е. ответить маме любым доступным ему способом (звуками звуковыми вокализациями, слогом или цепочкой слогов).
При возникновении гуления (2-4 месяца) – маме необходимо выделять, «тянуть» гласные звуки:
«Потягуууууунюшки, порастууууууунюшки,
Поперек толстууууунюшки,
А в ручки хвастууууунюшки,
А в ножки ходуууууунюшки,
А в роток говорунок,
А в головку разумок.
При возникновении лепета (5-7 месяцев) – маме необходимо выделять голосом слоги и цепочки слогов: «Ай-ду-ду—ду-ду-дууу!», «Три-та-тууушки - тра-та-таааа!», «Аааай-лииии! Аааай-лю-лиии!»
Речь мамы в пестушках ритмична. А ведь как легко дети запоминают ритмичные стихи и песенки! (не только на родном, но и на других языках)
Слоги и звуки в пестушках часто повторяются, что опять же помогает малышу вслушиваться в них и быстро запоминать. В пестушках можно менять интонацию речи : то вопрос, то ответ, то сердито, то ласково, то весело, то низким голосом, то высоким. Именно тон, тембр, интонацию ребенок в первую очередь выделяет из речевого потока. В пестушках мама «программирует» счастливое будущее малыша. Проговаривая слова пестушки, настраивает себя и ребеночка на то, что жизнь ребенка сложится удачно.