Юлия Берникова
Мастер-класс «Метод проектирования в ДОУ»
▼ Скачать
Ход мастер - класса.
Уважаемые коллеги, нередко бывает, что мы часто встречаемся, даже не знаем друг друга. И это очень мешает общению. Поэтому я предлагаю познакомиться. Для этого мы сыграем в простую, но очень важную игру «Будем знакомы».
Приглашаю всех встать в круг. Правило такое:
Имя свое назови,
Соседу руку протяни
И улыбку подари.
Уважаемые коллеги, у нас получился замкнутый круг. Это символизирует то, что нас объединяет одна цель – воспитание детей, помощь, поддержка, понимание детей на всех этапах их жизни.
Публикация «Мастер-класс „Метод проектирования в ДОУ“» размещена в разделах
А сейчас, приглашаю вас на игровую площадку фантазии. Хозяином этой площадки будет всем нам известный проектный метод.
Что же собой представляет ПРОЕКТ?
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Структуру проекта очень легко запомнить. Проект – это Шесть «П» :
Проблема (выбор темы).
Проектирование или планирование.
Поиск информации.
Продукт ( практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.).
Презентация. ( Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)
Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.).
Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы, то при его разработке полезно уже изначально выразить свое видение предполагаемых действий.
По мнению Джона Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями». Поэтому, мы использовать два способа разработки проектов :
1. «Модель трех вопросов»
2. Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)
Благодаря этим моделям воспитатель получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируется сам и помогает ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.
Первый метод, с которым я хочу вас познакомить - метод «Мыслительная карта», это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Основателем этой техники является американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.
Мыслительные карты, помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.
Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов.
В центре листа размещаем основную тему, то есть пишем слово или выполнить в виде рисунка. Например, тема фрукты, можно нарисовать корзинку или другой образ, ассоциирующийся с фруктами.
Далее ребенок рисует толстые ветви (к углам листа, каждая своим цветом. Над каждой ветвью воспитатель пишет слово ассоциацию. Ребенок добавить каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово.
Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово яблоко ассоциируется у нас с зелёным цветом, следующая ветвь – поговорка. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например, приведённая выше поговорка, может ассоциироваться со здоровьем, витамины и т. д. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания детьми.
Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди.
Следующий метод - «Модель трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:
• Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Как узнаем об этом?
Воспитатель инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о?» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?».
Давайте подробнее рассмотрим эту модель на примере проекта «Шоколад».
Разделимся на три команды. Первая будет отвечать на вопрос «Что мы знаем о шоколаде?», вторая «Что мы хотим узнать?», «Как узнать об этом?». На составление карты вам отводится две минуты.
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнать об этом?
- Бывает разных видов- горький, сладкий, белый, черный, воздушный, молочный, сливочный;
- Из него делают различные кондитерские изделия;
- Может быть как полезным, так и вредным.
-Как изготавливают шоколад;
- Какие начинки и наполнители можно использовать для приготовления шоколада;
- Кто первым стал употреблять шоколад в пищу. - спросить у взрослых;
- посмотреть программу по телевизору или в интернете;
- прочитать в энциклопедии.
Мы с детьми придумали символы (условные обозначения) - сбора информации в картинках.
Что мы можем запланировать, исходя из полученных ответов:
• можно сделать мини-книгу «Рецепты шоколада»;
• провести для девочек показ мод «Одежда из шоколадных фантиков»;
• сделать коллаж «Шоколадные истории»;
• организовать сюжетно-ролевую игру «На шоколадной фабрике»;
• совершить виртуальное путешествие
А еще, уважаемые коллеги, позволяет нам фантазировать, проявлять креативные способности и выражать оригинальные мысли. И сейчас я предлагаю вам расслабиться и немного порисовать, но рисовать мы будем не карандашами или красками, а шоколадом.
Перед вами на столах лежат заготовки наших работ и т. д.
Рефлексия. Упражнение «Мишень. Уважаемые коллеги, я предлагаю вам оценить себя и прикрепить к мишени фишки. Если вам сегодня было интересно, если вы были активны и внимательны, если вы желаете работать в проектном режиме, если вы понимаете представленный материал, если вам сегодня было приятно почувствовать себя знающим и ищущим педагогом - прикрепите к мишени красную фишку. Если все выше сказанное противоречит вашему мнению, то желтую. А насколько вы понимаете материал и желаете работать в проектном режиме решать вам.