Нина Синякова
Мастер-класс «Логопедические музыкально-игровые упражнения в логопедической практике»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Учитель-логопед Синякова Нина Викторовна
Мастер-класс
«Логопедические распевки, музыкально-игровые упражнения, рифмовки в логопедической практике» для социальных партнеров, педагогов и детей.
Актуальность: мастер-класс проводится для укрепления эмоционально-позитивных межличностных отношений детей и социальных партнеров в процессе использования логопедических распевок, музыкально-игровых упражнений.
Публикация «Мастер-класс „Логопедические музыкально-игровые упражнения в логопедической практике“» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2020
Цель: показать возможности и преимущества использования, логопедических распевок, музыкально-игровых упражнений в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО.
Задачи:
1. Обсудить возможности взаимодействия учителя – логопеда и педагогов, социальных партнеров в процессе речевого развития детей.
2. Познакомить с методами и приёмами работы в разных видах логопедической деятельности, используя личный опыт и наработки.
3. Повысить профессиональную компетентность педагогов, готовность к сотрудничеству и творческому развитию в реализации задач речевого развития детей.
Оборудование: компьютер, видеопрограмма «Логопедические распевки» Т. С. Овчинниковой, видеопрограмма «Логопедические распевки» Железновой, схемы для выполнения движений.
Участники мастер класса: дети от 3до13 лет, социальные партнеры, педагоги, воспитатели.
Место проведения: кабинет учителя – логопеда.
Тип деятельности: игровая.
Форма проведения: мастер – класс.
Продолжительность: 40 мин.
Проблема: привить взрослым и детям интерес к речи детей и эмоционально – положительное отношение к занятиям по развитию речи.
Теоретическая часть.
Уважаемые друзья! Сегодня я проведу с Вами мастер – класс. Я расскажу вам об использовании логопедических распевок, музыкально – игровых упражнений, в логопедической практике, продемонстрирую наглядно их использование.
Дети с нарушениями речи - это одна из самых распространённых категорий детей. Речевые нарушения очень разнообразны, что зависит от причин их вызывающих. В настоящее время значительно увеличилось количество детей с дизартрией. Это речевое нарушение связано с поражением двигательных отделов центральной нервной системы. Дизартрия проявляется в разных формах и степенях. Наиболее распространённой является «стёртая степень» дизартрии. Рёбёнок со «стёртой» дизартрией имеет нарушения звуковой и интонационно – выразительной сторон речи. Голос и дыхание во время речи у таких детей ослаблены. Нарушены модуляции голоса по высоте и силе. Ребёнок затрудняется в произнесении слов усложнённой слоговой структуры. Разборчивость речи ухудшается в зависимости от объёма речевого материала. Поэтому детям трудно выступать на детских праздниках и читать стихи. Самым заметным дефектом является нарушенное звукопроизношение. Даже поставленные звуки не используются в речи и не закрепляются при их автоматизации.
Для успешной коррекционной работы по устранению речевых нарушений у детей со «стёртой» дизартрией необходимо преподнесение изучаемого материала в лёгкой, доступной, непринуждённой игровой форме. Именно к такой форме коррекционного воздействия, я считаю можно отнести занятия с использованием логопедических музыкально-игровых упражнений, распевок, песенок, рифмовок.
Обращение к музыке в практике помощи детям с речевыми нарушениями не случайно. Доказано, что музыка является сильнейшим средством эмоционального воздействия на человека. Музыка привлекает ребёнка и стимулирует его активность. С помощью музыки естественным образом формируется чувство ритма, эмоциональная отзывчивость, слуховое внимание, общая моторика.
Одним из таких средств являются логопедические музыкально – игровые упражнения, песенки, распевки, которые можно использовать в работе с дошкольниками по закреплению правильного произношения звуков на этапе автоматизации, развитию просодической стороны речи, координации речи с движением и музыкой.
Практическая часть.
Теперь, уважаемые друзья, мы переходим непосредственно к практической части нашего мероприятия «Мастер-классу», в котором вам предстоит принять активное участие. Мы остановимся на всех видах логоритмической деятельности, используя различные методы и приёмы их освоения.
Итак, в начале нашего занятия мы приветствуем друг друга, исполняя небольшие песенки - распевки, которые способствуют развитию правильной артикуляции и дикции, координируют детский слух и голос, развивают чистоту интонирования. Обязательно обращаем внимание на посадку детей и положение корпуса во время пения.
I. Вводная часть.
Правила посадки:
Мы проверим спинку,
Спиночку - тростинку,
Вот она какая -
Спиночка прямая!
Упражнение-импровизация “Как меня зовут” (по цепочке)
Участники представляют себя и параллельно развивают навык певческой импровизации. Для этого придумывается любая мелодия для своего имени. Педагог-мастер начинает первым, а затем все участники по цепочке также пропевают свое имя на придуманную ими мелодию.
II. Развитие слуховых ощущений:
1. Упражнение “Пение с приставленной к уху ладонью”.
Полукруглая ладонь приставляется к уху, пропевается любая музыкальная фраза. («Зайчишка» Методика Железновых)
2. Упражнение “Колокол”.
Пение с закрытым ртом на одном звуке междометие “бом-бом”, долго протягивая звук “м”. («Дождик» Методика Железновой)
3. Упражнение “Пение с закрытым ртом”.( «Гуси» Методика Железновых)
Гуси, гуси!
Дети: “Га-га-га”
Есть хотите?
- Да-да-да,
Хлеба с маслом?
- Нет – нет - нет,
А чего же вам?
- Конфет.
4. Игра «Испорченная пластинка» («Ворон» Методика Железновых)
Исполняем песню так: одну строчку поём вслух, другую про себя.
5. Произнесение текста активным шепотом.
Дарики – дарики, летели комарики.
Летели, кружились
В носик вцепились: цап!
Произнести выражение:
- “Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха-ха!” (делая активный выдох).
- “Три сороки тараторки тараторили на горке” (“тр-р-рь” - передавать “сплетню”, задевая соседа по плечу)
IV. Дыхательное упражнение
1. Упражнение для формирования правильного вдоха.
Это очень интересно - научиться песни петь.
Но не каждому известно, как дыханьем овладеть.
Мягким делать вдох старайся,
Вдыхай носом, а не ртом.
Да смотри не отвлекайся,
Сделал вдох - замри потом.
Выдох делай тихим, плавным, как кружение листа.
Вот и выйдет песня славной – и свободна, и чиста!
(В. Степанова)
2. «Рисование голосом» Дети набирают большое количество воздуха и медленно (или активно быстро) выдыхают его: беззвучно, на гласный звук, на сонорную согласную. (презентация «Узоры Деда Мороза» рисование голосом автор
3. "Воздушный шар". Автор М. Картушина Вступление: дети "надувают шарик" (активный вдох через нос, выдох через рот, вытягивают губы трубочкой).
Мы надули шар воздушный, прижимают ладони друг к другу и
Вот такой большой-большой. разводят руки в стороны.
Опустили его в небо, поднять руки вверх.
Помахали вслед рукой. прощально машут рукой.
Полетел воздушный шарик разбегаются врассыпную по залу
Прямо в небо к облакам, руки на поясе.
Но за сук он зацепился, резко останавливаются
Лопнул, хлопнул, БАМ! 3 раза хлопают в ладоши.
Ш - ш.
"ш. " присесть, произнести на продолжительном выдохе звук
Смелые гуси
ШЛИ на речку важно гуси, Дети тесно смыкают четыре
Говорили: «Га-га-га. пальца одной руки и ритмично
Кто захочет нас обидеть,
Не забудет никогда. соединяют их с большим пальцем («клюв»).
Ш-ш-ш, — шипим мы грозно, Ритмично вытягивают шею.
Больно щиплемся. Беги! Ритмично прищипывают пальцами одной руки каждый палец другой
Крыльями захлопать можем. Ритмично похлопывают руками по бокам. Ритмично
Мимо нас ты не ходи!»
Упражнения по методике «Расскажи стихи руками»
Две проказницы мартышки
Полистать любили книжки.
Потрясти их, полизать
И как будто почитать
Ловко принялись за дело
И очки они надели.
К носу книжку поднесли, Вдруг подальше отвели.
Ничего в очках не видно.
И мартышкам так обидно!
V. Физкультминутка
«Капитан Краб. Делай так»
VI. Распевки по методике Железновых
1. Чистоговорки
Ра-ра-ра, ра-ра-ра—
Вышли кони со двора.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру—
Я хожу по двору.
Да-да-да, да-да-да—
Наступили холода.
Ду-ду-ду, ду-ду-ду—
Я на лыжах иду.
2. Видео – попевки
Распевка №1 «Поем гласные»
(включается музыка с видеорядом, программу подготовили: Т. С. Овчинникова, Л. Н. Федорович, Н. В. Макаренко.
Распевка №2 «Пароход»
«У»,— гудит пароход.
«У»,— по речке плывет.
«У»,— ребят он зовет,
«У», — в далекий поход.
«Дети» поют [у], а педагог — все остальные слова.
Распевка №3 «Игра»
Ас, ас, ас, ас - ах как весело у нас.
Ус, ус, ус, ус - выбирай игру на вкус.
Ос, ос, ос, ос - мчится быстрый паровоз.
Ис, ис, ис, ис - а теперь поём на бис.
Распевка №4 «Оса»
Са-са-са, са-са-са,
Ой-ой-ой! Летит оса!
Сы-сы-сы, сы-сы-сы,
Не боимся мы осы!
Су-су-су, су-су-су,
Видел кто из вас осу?
Сы-сы-сы, сы-сы-сы,
Мы не видели осы.
Са-са-са, са-са
VII. Релаксация
Дети ложатся на ковёр. Звучит любая спокойная мелодия, например «Звуки и голоса природы» или классическая музыка.
Педагог: (говорит медленно, нараспев)
Наши руки отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Наши ножки отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
Сладко потянулись,
Дружно улыбнулись.