Ишимова Валентина Васильевна
Мастер-класс «Культурное наследие Южного Урала»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Обручевкий детский сад»
мастер класс
«Культурное наследие Южного Урала»
Составила: воспитатель
Высшей квалификационной
категории Ишимова В. В.
2016 г.
Актуальность проблемы
В настоящее время на уровне мирового общественного мнения рассматривается необходимость защиты культурного наследия народов, как главное условие преемственности поколений т. к. современная цивилизация сравняла быт и традиции разных народов, и наша задача помочь детям войти в мир нашей культуры сделать ее своим достоянием. «Ребенок – посланник и носитель своей культуры» и прежде всего он должен знать традиции и своего края.
Публикация «Мастер-класс „Культурное наследие Южного Урала“» размещена в разделах
- Урал - наш край родной
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Уральский край богат своими обычаями, традициями, его населяет интересный народ. И задача воспитателей помочь детям узнать, чем красив и богат наш край. Министерством образования и науки Челябинской области в качестве учебного пособия для дошкольного образования рекомендована программа «Наш дом - Южный Урал», разработанной авторами Магнитогорского государственного университета Е. С. Бабуновой, Л. В. Градусовой и др.
Мастер класс рассчитан на обращение к интересу культуры разных народов Южного Урала, на расширение информационного уровня педагогов.
Аудитория: педагоги ДОУ района.
Цель:
- Объединить усилия семьи и ДОУ по вопросам воспитания у детей нравственно патриотических чувств к малой Родине.
Задачи: - Выяснить сущность понятия «Культурное наследие», - Оказать методическую помощь педагогам по данной проблеме.
Практическая часть. - Что мы подразумеваем под словом «культура» /культура поведения, речи, внешнего вида, среды обитания. / - Что подразумеваем под словом «наследие» /наследство от бабушки, родителей/.
- Что можно получить в наследство /дом, деньги, здоровье, местный лексикон, черты лица, характер…/. Так же по наследству можно передавать фольклор, традиции т. е. культуру, которой можно обучать, научить, передать.
-И так поговорим о нашем крае, в котором мы живем - Южном Урале. Сейчас я бы хотела услышать, какие ассоциации у вас возникают, когда вы думаете о Южном Урале? /Мрамор, руда, Уральский хребет, заводы…/ - горнозаводское дело, - земледелие - скотоводство.
- Какие народы проживают на Южном Урале? /русские, казахи, башкиры, нагайбаки. /.
Все народы, проживающие рядом, поклонялись природе, как высшему существу, как живому человеку. Существовал некий культ природы.
Особо почиталась мать - сыра земля, почва на которой выращивали урожай.
- Люди сравнивали землю с матерью - почему? /та и другая могут рождать, а за это их надо любить и почитать/.
- Ваше мнение, что значит почитать землю, что запрещалось делать? /бить землю палкой, плевать на неё копать и полоть ее без надобности, засорять/. Разрешалось обрабатывать землю только после 25 марта.
10 мая справляли именины земли, земля была свидетельницей торжественных клятв, при этом ее касались ладонью. В этот день нельзя было ее беспокоить, пахать вскапывать.
- Какие клятвы на землю вы знаете? / клянись – ешь землю/.
Кроме культа земли у народов Южного Урала, существовал культ солнца, воды, дерева,луны…
Способность дерева (растения) возрождаться каждой весной давало людям представление о круговороте жизни. Природа и весь мир для них были одним и тем же. Поэтому, стремясь понять и объяснить мир, люди рисовали его в своем воображении в виде дерева.
- Как вы думаете, что люди относили к верхушке дерева /солнце, луна птицы/
- Ствол /люди, животные, насекомые/ - Корни / земля, змеи, вода. Рыбы/
- Дерево получило название «Древо жизни»
Уважительное, любовное отношение к природе люди выражали в закличках, поговорках, пословицах.
Между народами, живущими на Урале больше схожего, чем различия
- Назовите любые пословицы поговорки народов Южного Урала.
- Хозяин добр и дом хорош (русская народная пословица).
- За работой и время быстрее бежит (башкирская народная пословица).
- Какова яблоня - таковы и яблоки (татарская народная пословица).
Доброе внимательное отношение к природе сравнивалось с человеком.
Земля – мать
Небо – отец
Вода- царица
Солнце – князь
Луна – княгиня.
Родной дом надо оберегать и любить, поэтому также надо относиться и к природе. Все это передавалось из поколения в поколение. До нашего времени дошел только устный фольклор. Отношение к земле, экологии в природе, некое уважение растерялось во времени, поэтому остро вопрос изучения наследия прошлого.
Такое было отношение к природе всех народов живущих рядом.
- В чем же различия у народов Южного Урала? /быт, религия, праздники /.
- Какие праздничные традиции русского народа, дошедшие, до наших времен вы знаете? /Святки, масленица, Троица, Ивана - Купала/
Все эти праздники носили сезонный характер
Зимние праздники открывали? – Святки
Кто может сказать, чем занимались на святки? /пели, гадали, устраивали посиделки, игры, колядовали/.
Пришла Коляда
накануне рождества
Дайте коровку
А дай бог тому,
Кто в этом дому.
До наших дней сохранился праздник проводов зимы.
- Как называется этот праздник? /масленица (сырная неделя)/
Каждый день масленицы имел свое назначение
Понедельник-встреча
Вторник - заигрыш
Среда-перелом
Четверг - разгуляй
Пятница - тещины вечеринки
Суббота - заловкины посиделки
Воскресенье - прощеный день, целовальник
/прощеное воскресенье/
Присутствующим предлагается встать в 2 команды (молодое и старое поколение, просят друг у друга прощение и целуются.
Так же жгли чучело, и пепел разбрасывали по ветру для будущего урожая и начинали обряд прощения – молодые кланялись старшим в ноги и все расходились по домам
Татары, башкиры, казахи, нагайбаки приняли обычай у русских собираться по осенним и зимним вечерам. Они так же устраивали посиделки с песнями, играми, танцами.
Зимой нагайбаки праздновали дни зимнего солнцестояния и начало нового года. Это время у нагайбаков называлось «НАРДУГАН». Пели песни, загадывали загадки, шутили, одевались ряжеными.
Главными героями были Дед и Бабка.
Изготавливали маски животных, птиц – все старались быть неузнаваемыми.
- Какой праздник, по вашему мнению, заимствовали русские?
«САБАНТУЙ»- праздник, не имеющий точной даты и зависящий от погоды.
-Что это за праздник?
-Что означает название праздника? /праздник плуга/
- Когда он проводился? /перед посевом, поочередно в разных деревнях/
-Что устраивали на празднике? /спортивные состязания, юношеские забавы/.
- Что было обязательным элементом праздника? /сбор крашеных яиц/
«КАРГАНТУЙ»- грачиный праздник
Принимали участие только женщины и дети, праздник проводился после прилета грачей.
- угощались кашей
- водили хороводы
Соревновались в беге.
Остатки каши оставляли на камнях и пнях со словами «Пусть поедят и грачи, пусть год будет плодородным, а жизнь - благополучной».
- Знаете ли вы русский праздник, в котором участвуют только девушки и женщины?
ТРОИЦА- «завивание» и «развивание»
- С каким обрядом связан этот праздник? /с обрядом березки/
Это девичий праздник, т. к. береза считалась деревом счастья.
Украшали березку лентами, кольцами, плели венки, водили вокруг березки хороводы, гадали да пели Троицкие песни.
- Хранили веночки целый год
- Почему? /надежный оберег/
Троицу называли «Зелеными святками»
Троица и Ивана купала – праздники, связанные с поклонением и уважением к растениям.
Рассмотрим строение жилища разных народов Южного Урала.
Зарисуйте по вашему представлению жилище русских народов и мусульман /изба, юрта/
В юртах башкиры жили в теплый период года, это связанно с перегоном скота. Они располагали юрты в тесном кругу с выходами вовнутрь, олицетворяя жилище большой семьи. В холодный период возвращались в деревню, где их дома были похожие на русскую избу.
- Как русские выражают свою благодарность? /спасибо/
Мусульманский ритуал благодарения иной.
- Прошу сложить ладошки и произнести пожелания /мира на земле, всем здоровья, спокойствия, умелых детей/.
- Как вы понимаете «Экологическое воспитание» /ответы педагогов, родителей/.
-Это ваш современный взгляд. Хочу обратить ваше внимание на экологическое воспитание наших предков.
Тогда не было такого понятия «экологическое воспитание»
Люди просто приклонялись перед природой, сравнивая ее с живым человеком.
- Кто из вас знает, какой либо обычай, связанный со строительством дома?/ответы/
Люди считали, что деревья не только строительный материал, но и души земли и неба, обладающим правом на жизнь. Поэтому не могло и быть речи, чтобы поднять руку на дерево. Был запрет на рубку старого дерева/старый - значит главный, почитаемый, нельзя отнимать естественную жизнь /.
-С кем сравнивали старые деревья?/старые люди/.
-невозможно считалась и рубка молодняка. В этом было стремление сберечь молодые деревья, не достигшие лучшего возраста.
-С кем сравнивали?/подрастающее поколение/.
- Так же не рубили деревья необычной формы ствола, с большим дуплом, с удивительными переплетениями «не такие как все».
-С кем сравнивали?/с больными людьми/.
-Возникает вопрос. Из какого дерева строили дома?/из зрелого дерева/.
Существовал обычай «Задабривания дерева». Люди объясняли дереву, зачем они его рубят, снимали перед ним шапку, кланялись земным поклоном. Рядом с деревом клали угощение/кусок хлеба с маслом/.
В первый день строительства высаживали молодое дерево, привезенное из леса. «Растет дерево - растет дом».
-Предлагаю вспомнить обычаи новоселья, / ответы/
Входя первый раз в дом, хозяин брал с собой хлеб и тесто в квашне - богатая и сытая жизнь.
Первым входил в дом старший человек. Сквозь раскрытую дверь во внутрь бросал клубок ниток, держась за нить через порог переступал хозяин семьи, а потом за эту нить «втаскивал» других новоселов по старшинству.
Смысл – люди собираются осваивать новый мир.
Предлагаю взять клубок ниток и исполнить, эту мудрую традицию. «Войти в новый день с почтением к природе, уважением к старшим, беречь и любить свой край»
Самоанализ
Таким образом, на мой взгляд, проведение мастер-класса является хорошей школой повышения профессионального мастерства, а также одной из эффективных форм приобщения педагогов к разным формам самообразования, Педагоги могут шире использовать данную форму на встречах с родителями (родительских собраниях, на Дне открытых дверей, при проведении итоговых занятий и т. д.
В результате мастер- класса я показала, что каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру своего народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому других.
- Мастер класс мною был построен как процесс обучения как творческий поиск, предоставив возможность присутствующим занять позицию не просто слушателей и исполнителей, самим искать решение. - Занятие было ориентировано на формирование интереса у педагогов к народной национальной культуре к духовной жизнь общества: Родина, семья, достояния культуры, родная природа, история народа - то, что составляет фундамент становления личности ребенка, а так же внесение программы в жизнь дошкольного учреждения.
- При работе с залом я использовала приёмы «образное видение», «ассоциативный ряд», благодаря которым нам удалось всем вместе создать образ исторической эпохи. Он у нас получился достаточно ярким, живым.
Поставленная цель мастер- класса была выполнена.
Тема мастер-класса не оставила педагогов равнодушными, была возможность узнать что-то новое.
Этапы мастер-класса имели логическую последовательность.
Психологическая атмосфера была доброжелательной, мне с педагогами было общаться легко.
С практическим заданием все успешно справились.
В целом, мне мастер-класс понравился, и результатом я довольна.