Ирина Плеханова
Сценарий развлечения в старшей группе детского сада «Богатырское наследие Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект развлечения в старшей группе детского сада.
Тема: «Богатырское наследие Руси».
Цели:
• формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской;
• помочь детям воспринять образ русского богатыря, гармонично сочетающего в себе духовную и физическую силу;
Публикация «Сценарий развлечения в старшей группе детского сада „Богатырское наследие Руси“» размещена в разделах
- Богатыри. Сценарии развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2015
• воспитывать любовь к родной земле, ее истории, чувство гордости за ее героев на основе текстов былин и сказок.
• Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
• Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
• Развивать представление детей о разных родах войск, закрепить знания кто такие защитники отечества.
• Продолжить знакомство с пословицами и загадками о древнерусских -воинах, научить понимать и объяснять их значение, воспитывать чувство гордости за свой народ, армию, желание защитить свою страну.
Активизация словаря:
• Богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи, топкие болота, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, секира, чекан, топор, боевой бич, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал, гусли.
Предварительная работа:
• Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
• Чтение былин «Илья-Муромец и Соловей разбойник», «Про Добрыню-Никитича и Змея-Горыныча», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»,
• чтение рассказов Л. Кассиль «Памятник Советскому солдату» рассказ про Ваню Андрианова.
• Слушание записи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист- Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».
Оборудование:
Презентация «Богатырское наследие Руси»; костюм гусляра, камень на распутьи, три дороги, музыка М. Мусоргского «Богатырские ворота» музыка «Полёт шмеля», музыка Гусли, аудиозапись голоса с заданиями, макет гуслей, 6 рулонов фольги, картонная заготовка для меча, шлема, щита,, флажок на шлем, наклейка на щит.
Ход мероприятия.
На экране презентация «Богатырское наследие Руси».
Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя - Россия (дети подсказывают). Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она - наша Родина. Родина - значит родная. Как мать и отец. (Слайд №2)
А какая наша Родина? (Большая, огромная, необъятная, красивая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса). (Слайд №3)
А как называлась наша страна раньше? (Русь) Посмотрите, насколько Русь была меньше России. (Слайд №4)
Как называют главу нашего государства? (Президент).
А во главе Руси стояли великие князья. Их было очень много. Какие-то из них чем-либо отличились в истории, какие-то остались незамеченными. Среди тех, кто отличился особое место занимает Великий князь Владимир Красное солнышко. (Слайд №5)Русская православная церковь присвоила ему ранг «святого» за то, что князь Владимир принял христианство. Затем в христианскую православную веру он обратил киевлян. До этого времени славяне были язычниками – верили в разных богов: бога Сонца, бога Земледелия и т. д.
Во главе княжеств стояли князья. Это мы с вами выяснили. А кто же защищал славян от врагов, как же называлось княжеское войско? (Дружина) (Слайд №6)
А как называли отдельных сильных и храбрых воинов? (Богатыри) (Слайд №7)
Так вот, во время правления князя Владимира Красное солнышко Русь Великую вместе с другими защищали три богатыря Илья Муромец, Добрыня Никитич, да ещё Алёша Попович. Вот они - богатыри земли русской на картине русского художника В. М. Васнецова.
-Какой богатырь изображен в центре картины? (Илья Муромец)
-Как вы догадались, что это Илья Муромец (Он самый старший, могучий, мудрый)
-Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич)
-Кто справа от Ильи Муромца? Какими качествами обладал Алеша Попович?
-Главным другом богатырей был конь. Снаряжение на лошади называется упряжь. Что сюда относится? (Уздечка, стремена, седло)
-Как одеты богатыри? (На них кольчуга-железная рубашка) (Слайд №8)
-Зачем нужна кольчуга богатырям? (Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7килограмм) .
-Что надето на головы богатырей? (Шлем) На Руси его называли шелом. Шлем оберегал голову-богатыря от ударов.
-Какие еще доспехи имеются у богатырей? (Щиты, лук, колчан со стрелами, палица, топор, меч) .(Слайд №9)
-Меч был главным оружием воинов-богатырей и ратников в ту пору на Руси. Меч называли булавой. На мечах давали клятву, его передавали от отца к сыну. Меч носили в ножнах (Ребенок в костюме богатыря показывает меч, сделанный из картона и фольги). А откуда вы знаете о богатырях, ведь некоторые из них жили 1000 лет назад? (Мы слушали былины о подвигах богатырей).
«Возьму гусли звонкие, яровчатые, да настрою гусли на старинный лад. Заведу старину стародавнюю, бывальщину о богатырях сильномогучих, земли русской защитниках. Заведу сказ об Илье Муромце, да о славном Добрыне Никитиче, да ещё об Алёше Поповиче. Надевали на себя латы кольчужные, выбирали доспехи богатырские : Кто - лук тугой с калеными стрелами, кто - палицу богатырскую, а кто - и меч-кладенец. Поднялись богатыри на резвы ноженьки, да меж собой побраталися. Старшим братом назвали Илью Муромца, средним братом - Добрыню Никитича, младшим нарекли Алешу Поповича. Поклялись они на заставе богатырской дозором стоять, да русскую землю от недругов оборонять, стариков да сирот, да малых детушек от врагов защищать.»
Воспитатель:
Дети, а с кем боролись герои - богатыри?
Дети:
С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.
Воспитатель:
Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?
Дети:
Да.
Воспитатель:
Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды. Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?
Дети:
Дорогу.
Воспитатель:
Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти.
В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нё м написано:
Пойдёшь на право -
Деньги и слава,
Пойдёшь налево -
Друзей потеряешь
и будешь не смелым.
Двинешься прямо -
Ждет опасность и
богатырская застава.
Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?
Дети:
Дорогу, которая идет прямо.
Включается запись на магнитофоне и сказочный голос говорит первое задание.
Голос:
Вот преграда на пути
Её так просто не пройти
Надо быстро вспоминать
И пословицы сказать!
(Нужно сказать пословицы о смелости, отваге и Родине русских героев).
Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине
Смелость силе воевода.
Тот герой, кто за Родину горой.
Кто смел тот на коня сел.
За край свой насмерть стой.
Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли умри, но не сходи.
Жить - Родине служить.
Счастье Родины - дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Задание (читает голос)
Здесь преграда, здесь Кащей.
Ест он много-много детей (щей)
Чтобы дальше вам пройти
Нужно доказать, что вы богатыри.
Физкультминутка «Богатыри»
Богатырь - вот он каков : (Показывают силача)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял, (Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
Задание
Все преграды покорились.
Дальше в путь вы все пустились.
Но, увы, не тут - то было,
Вихрем всё вдруг закружило! (Задание выполняется под музыку «Полёт шмеля»).
Змей Горыныч трехголовый
Повстречался на пути,
Тут спасенья не ищи!
Но ребята не зевай, а доспехи надевай!
Конкурс: «В кузнице. Снаряди богатыря»
Дети разбиваются на 2 команды. Команды с помощью считалочки выбирают «богатыря» (игровая технология). На каждом столе приготовлены материалы для «Кузнецов» : фольга 3 рулона, картонные заготовки для меча, шлема и щита, флажок на шлем, наклейка на щит.
Цель конкурса: быстрее изготовить снаряжение и надеть его на богатыря.
На выполнение задания – 5 мин.
Пока дети готовят доспехи, воспитатель читает:
Вдруг не дождь дождит,
И не гром гремит,
Аи Змеинищо да то Горынищо,
Аи о трех-то головах,
о двенадцати хоботах летит.
Говорит-то Змеинищо таковы слова:
«А теперь, Добрынюшка, ты в моих руках,
Я тебя захочу - сожгу,
Захочу – в полон возьму».
Выигрывает команда, чей Богатырь первым поднимет меч – победит Кощея.
Голос: Молодцы, ребята, справились с заданиями, пожалуйте в Город Богатырей!
Выходит мальчик – гусляр (под музыку).
Воспитатель:
Кто ты?
Гусляр:
Я гусляр, хожу от города к городу, от села к селу, пою о подвигах богатырей русских. Раньше телевидения не было, только от меня люди новости и узнавали.
«Аи, под славным городом под Киевом,
Стояла - то застава богатырская.
Ой вы, богатыри да святорусские,
Седлали вы коней добрых,
Да стояли вы за веру и Отечество,
И поклон вам от Руси во веки веков». (Музыка)
Воспитатель: Ребята, а в наше время живут богатыри среди нас, в нашем городе?
Дети: Да, это военные - защитники Отечества: летчики, танкисты, десантники, ракетчики, моряки. Это знаменитые спортсмены – они отстаивают честь нашей страны на Олимпиадах. Это люди, которые честно служат России.
Воспитатель: Ребята, скажите, а богатыри похожи с современными военными, дружина с армией? Как вы думаете, чем? (Ответы детей).
А чем же они отличаются? (Ответы детей)
Игра «Что лишнее?» (презентация).
Воспитатель: Вот и оказалось, что мы с вами живем в Стране Богатырей. Так давайте помнить об их заветах. Каких?
Дети:
– Защищать свою Родину, беречь её.
Защищать слабых, бедных, стариков и детей,
Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.
Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
Воспитатель: Вот на таких красивых словах мне бы и хотелось завершить нашу встречу. Будьте сильными, смелыми, отважными – настоящими Богатырями!