Светлана Александровна Зайцева
Сценарий развлечения с использованием фольклора народов Южного Урала «Уральские посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:Воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности на основе уральского фольклора.
Задачи: Развитие творческих способностей детей на основе разных жанров уральского фольклора.
Закрепление ранее изученных народных игр Южного Урала (русских, татарских и башкирских
Воспитание любви к родному краю, знакомство детей с характерными особенностями уральского фольклора;
Публикация «Сценарий развлечения с использованием фольклора народов Южного Урала „Уральские посиделки“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Посиделки
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Урал - наш край родной
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2015
Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край;
В зале девушка, в наряде Хозяйки медной горы готовится к встрече гостей (раскладывает рукоделье, поправляет свой костюм).
Ведущий: Тук – тук, тук- тук! Из ворот слышен стук.
Двери отворяйте, В дом гостей впускайте!
Веселых ребятишек- Девчонок и мальчишек!
Хозяйка: Давно вас жду – поджидаю, посиделок без вас не начинаю. Припасла для вас дел на всякий вкус: кому вязание, кому вышивание, кому сказку, кому правду, кому песни, да пляски.
На завалинках, в светелке иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки пожилых и молодых.
Ведущий:Жура-жура-журавель! Облетал он сто земель.
Облетал, обходил, Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:— Где же лучшая земля?
— Отвечал он, пролетая:— Лучше нет родного края
Ведущий: А вы дети, знаете, что такое родной край? Да, это край где мы с вами живём. А кто знает, как называется наш край? Урал, уральский край. Есть северный Урал, средний Урал и Южный Урал! Мы с вами живём на Южном Урале, в самом центре России.
Хозяйка:При лучине ли сидели иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели и водили хоровод.
Да играли на Урале! Ах, как игры хороши.
Словом эти посиделки были праздником души!
Ведущий: Холодное небо, прозрачные дали.
Громады застывшие скал (слайд№2)
Этому краю недаром дали
Гордое имя - Урал.
Урал – это значит земля золотая, (слайд№3)
Урал – это рек полноводных простор, (слайд№3)
Это – леса, что, как волчьи стаи, (слайд№4)
Кольцом окружили подножия гор.
Слушание песни «Урал, Урал» музыка И. Шутова
Ведущий: Уральский край – многонациональный край. Ребята, у нас на Урале проживают татары, башкиры они являются, как и русские коренными жителями (слайд№5).А также живут ненцы, ханты, манси, удмурты, коми, коми-пермяк, марийцы, мордва, чуваши, украинцы и др. народы. Все эти народы живут дружно, уважают и ценят традиции друг друга. Дети все вместе учатся в школе, ходят в детский сад. В нашем детском саду тоже есть дети разных национальностей. Все они вместе дружат, занимаются, играют. Народы Уральского края гостеприимные, трудолюбивые люди. Труд они считают главным делом своей жизни. А для отдыха люди устраивают праздники: ярмарки, сабантуи, наврузы.
Хозяйка: ребята, и мы с вами поиграем: «Давайте дружить друг с другом, как птицы в небе, как трава с лугом, как поля с дождями, как дружит солнце со всеми нами»
Эй, девчата, выходите, хороводы заводите,
Ведь уральский наш народ ловко пляшет и поет. (девочки выстраиваются в один ряд для игры «Русский плетень»)
Мужики здесь – мастера, ловко правят все дела,
Да и девушки под стать, им не станут уступать. (мальчики выстраиваются у другой стены)
Игра «Русский плетень».
(наигрыш - дети, выстроив плетень идут навстречу друг другу и кланяются, затем идут обратно. Танцевальная мелодия - дети отпускают руки и танцуют. Тишина - должны выстроить свои плетни.
1 чтец Хорошо, что край Уральский такой –
Здесь всегда красиво, летом и зимой
Эту землю я люблю, здесь родился и живу
Очень–очень эту землю я люблю.
2 чтец Друзей на Урале моих не счесть
Меня тут ждут, меня тут любят
Спасибо, Урал, за все что есть
За все что есть, за все что будет
3 чтец. Где–то там вдали
Края другие и другие реки
Ты моя судьба
Родной Урал, я с тобой навеки
Ведущий: Как в лесу, лесу, лесочке
Под рябинами в тенёчке
Парни с девками ходили
Хороводы заводили.
Песня «Уральский хоровод» сл. Т. Волгиной муз. Ф. Филиппенко
Хозяйка:Ах, ты русская душа, До чего ты хороша.
В хороводе отличись, И весельем зарядись.
Посмотрите на костюмы наших ребят, они нам расскажут о русском костюме (дети демонстрируют свой наряд).
1девочка:
В старину глубокую
Девушки носили
Белые сорочки,
Изо льна, что шили.
Сарафан поверх одеть
Можно песни тихо петь.
2 девочка:
Кокошник-головной убор,
Украшал его узор,
Вышивка из ниток золотых,
Жемчужных бусин небольших.
1 Мальчик:
«В старину мужской наряд
На такой пошит был лад:
Косоворотка белая
Особо была сделана:
Вставку на груди из ткани
Другого цвета мастер ладил
Вышивкой рубахи украшали
И в штаны не заправляли.
Кожаные сапоги
Были черные они.
2 Мальчик: А красные сафьяновые
В праздники надевали.
А лапти - Из лыка липы их плели-
Обуть Россию всю могли»
Ведущий:
Вот какой платок у меня:
Разноцветный, расписной, необычный, непростой.
Предлагаю вам, друзья, поиграть с платочком я!
Эй, джигиты, что сидите?
В поле все скорей бегите
Юрты строить нам пора
Собирайтесь детвора!
Башкирская игра «Юрта» (слайд№6)
Правила: дети делятся на четыре подгруппы, каждая образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стул, на нем платок с национальным узором. Все четыре круга идут и напевают:
Мы веселые ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
Под музыку идут в один общий круг, заводят хоровод. Музыка закончилась - бегут к своим стульям, берут платок, натягивают, получаются юрты. Выигрывает та команда, которая первой «построила» юрту
Ведущий:
Смех, улыбки, шутки пляс – Всё здесь это есть сейчас
Веселись же и ликуй! Это праздник Сабантуй! (слайд№7)
Девочка в татарском костюме читает стих:
Я сегодня в праздничном наряде,
Мой костюм из бархата, парчи,
И колфак пойетками играет,
Будто звезды в сказочной ночи.
Золотые серьги, ожерелье,
Бусы и серебряный браслет,
Пояс из каменьев драгоценных
И звенит нагрудник из монет.
Игра «Татарский хоровод» (татарская танцевальная мелодия)
Правила: под музыку все идут хороводом, противоходом всем идет ведущий и забирает одного, теперь они двое идут и второй забирает еще одного из общего хоровода. И таким образом, постепенно в основном хороводе остается один человек, который танцует после этого для всех, остальные хлопают.)
Хозяйка: В моей земле богатства скрыты:
Она и золото хранит, и рядом с медью-малахиты,
Железо, мрамор и гранит, найдёшь в ней много по приметам,
Цветных камней, не только руд: рубин сияет красным цветом,
зелёным цветом изумруд, темны кристаллики агата,
Лучисты грани хрусталя, и знаменита и богата
Моя Уральская земля.
-Ребята вы обратили внимание, на то в каком костюме я сюда пришла (в костюме хозяйки медной горы)
-Правильно, приглашаю вас отправиться в путешествие по сказам. Какой писатель рассказывал про уральских мастеров, да про богатства Медной горы хозяйки? (П. П. Бажов) (слайд№8) Молодцы! А вот мои загадки: (с показом иллюстраций)
3. Козё л тот особенный был:
Правой ножкой о камешки бил,
В каком месте топнет-
Камень дорогой появится.
(Серебряное копытце (слайд№9)
2. Как куклёнка, девочка
Спляшет вам с припевочкой!
Появляется в огне.
Как зовут? Скажите мне!
(Огневушка - Поскакушка) (слайд№10)
4. Сироткой рос мальчишечка:
Голубенькие глазоньки,
Волосики кудрявеньки,
А сам, наверно, в маменьку.
У мастера Прокопьича
Малахитову делу обучался
И с самой Хозяйкой медной,
Говорят в народе знался.
(Данила-мастер (слайд№11)
5. Небольшого росту девка,
И сама вся статная,
И коса её чернява,
Да такая ладная.
Платье цвета малахита,
В косе ленты красные,
Глаза словно изумруды,
Волшебные, ясные.
(Медной горы хозяйка (слайд№12)
1 2. В кого превращалась Хозяйка Медной горы? (В ящерку) (слайд№13)
3. Что подарила Степану Хозяйка Медной горы? (Малахитовую шкатулку (слайд№14)
4. Чьи это слова: "Пр-равильно говоришь, пр-равильно. " (Кошка Мурёнка) (слайд№15)
- Молодцы ребята, знаете героев сказов П. П. Бажова.
-Интересно знают дети, что такое самоцветы?
На Урале проживая, знают дети или нет,
Что волшебным называют каждый камень самоцвет.
В царство своё приглашаю и богатством удивлю,
Малахитом усыпаю и пещеру покажу (хозяйка медной горы подводит к макету пещеры).
-Ребята давайте поиграем в мастеров горного дела, я буду загадывать загадки о камнях, а вы отгадайте добавив словечко.
1. Тот камень нежный с Урала. Нежным цветом зелёным манит.
Я только сегодня узнала, что камень зовут…малахит (слайд№16)
2. В моей земле богатства скрыты, она и золото хранит
И рядом с медью малахиты, железо, мрамор и …гранит (слайд№17)