МААМ-картинки

Сценарий развлечения с использованием фольклора народов Южного Урала «Уральские посиделки»

Светлана Александровна Зайцева
Сценарий развлечения с использованием фольклора народов Южного Урала «Уральские посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:Воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности на основе уральского фольклора.

Задачи: Развитие творческих способностей детей на основе разных жанров уральского фольклора.

Закрепление ранее изученных народных игр Южного Урала (русских, татарских и башкирских

Воспитание любви к родному краю, знакомство детей с характерными особенностями уральского фольклора;

Публикация «Сценарий развлечения с использованием фольклора народов Южного Урала „Уральские посиделки“» размещена в разделах

Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край;

В зале девушка, в наряде Хозяйки медной горы готовится к встрече гостей (раскладывает рукоделье, поправляет свой костюм).

Ведущий: Тук – тук, тук- тук! Из ворот слышен стук.

Двери отворяйте, В дом гостей впускайте!

Веселых ребятишек- Девчонок и мальчишек!

Хозяйка: Давно вас жду – поджидаю, посиделок без вас не начинаю. Припасла для вас дел на всякий вкус: кому вязание, кому вышивание, кому сказку, кому правду, кому песни, да пляски.

На завалинках, в светелке иль на бревнышках каких,

Собирали посиделки пожилых и молодых.

Ведущий:Жура-жура-журавель! Облетал он сто земель.

Облетал, обходил, Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:— Где же лучшая земля?

— Отвечал он, пролетая:— Лучше нет родного края

Ведущий: А вы дети, знаете, что такое родной край? Да, это край где мы с вами живём. А кто знает, как называется наш край? Урал, уральский край. Есть северный Урал, средний Урал и Южный Урал! Мы с вами живём на Южном Урале, в самом центре России.

Хозяйка:При лучине ли сидели иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели и водили хоровод.

Да играли на Урале! Ах, как игры хороши.

Словом эти посиделки были праздником души!

Ведущий: Холодное небо, прозрачные дали.

Громады застывшие скал (слайд№2)

Этому краю недаром дали

Гордое имя - Урал.

Урал – это значит земля золотая, (слайд№3)

Урал – это рек полноводных простор, (слайд№3)

Это – леса, что, как волчьи стаи, (слайд№4)

Кольцом окружили подножия гор.

Слушание песни «Урал, Урал» музыка И. Шутова

Ведущий: Уральский край – многонациональный край. Ребята, у нас на Урале проживают татары, башкиры они являются, как и русские коренными жителями (слайд№5).А также живут ненцы, ханты, манси, удмурты, коми, коми-пермяк, марийцы, мордва, чуваши, украинцы и др. народы. Все эти народы живут дружно, уважают и ценят традиции друг друга. Дети все вместе учатся в школе, ходят в детский сад. В нашем детском саду тоже есть дети разных национальностей. Все они вместе дружат, занимаются, играют. Народы Уральского края гостеприимные, трудолюбивые люди. Труд они считают главным делом своей жизни. А для отдыха люди устраивают праздники: ярмарки, сабантуи, наврузы.

Хозяйка: ребята, и мы с вами поиграем: «Давайте дружить друг с другом, как птицы в небе, как трава с лугом, как поля с дождями, как дружит солнце со всеми нами»

Эй, девчата, выходите, хороводы заводите,

Ведь уральский наш народ ловко пляшет и поет. (девочки выстраиваются в один ряд для игры «Русский плетень»)

Мужики здесь – мастера, ловко правят все дела,

Да и девушки под стать, им не станут уступать. (мальчики выстраиваются у другой стены)

Игра «Русский плетень».

(наигрыш - дети, выстроив плетень идут навстречу друг другу и кланяются, затем идут обратно. Танцевальная мелодия - дети отпускают руки и танцуют. Тишина - должны выстроить свои плетни.

1 чтец Хорошо, что край Уральский такой –

Здесь всегда красиво, летом и зимой

Эту землю я люблю, здесь родился и живу

Очень–очень эту землю я люблю.

2 чтец Друзей на Урале моих не счесть

Меня тут ждут, меня тут любят

Спасибо, Урал, за все что есть

За все что есть, за все что будет

3 чтец. Где–то там вдали

Края другие и другие реки

Ты моя судьба

Родной Урал, я с тобой навеки

Ведущий: Как в лесу, лесу, лесочке

Под рябинами в тенёчке

Парни с девками ходили

Хороводы заводили.

Песня «Уральский хоровод» сл. Т. Волгиной муз. Ф. Филиппенко

Хозяйка:Ах, ты русская душа, До чего ты хороша.

В хороводе отличись, И весельем зарядись.

Посмотрите на костюмы наших ребят, они нам расскажут о русском костюме (дети демонстрируют свой наряд).

1девочка:

В старину глубокую

Девушки носили

Белые сорочки,

Изо льна, что шили.

Сарафан поверх одеть

Можно песни тихо петь.

2 девочка:

Кокошник-головной убор,

Украшал его узор,

Вышивка из ниток золотых,

Жемчужных бусин небольших.

1 Мальчик:

«В старину мужской наряд

На такой пошит был лад:

Косоворотка белая

Особо была сделана:

Вставку на груди из ткани

Другого цвета мастер ладил

Вышивкой рубахи украшали

И в штаны не заправляли.

Кожаные сапоги

Были черные они.

2 Мальчик: А красные сафьяновые

В праздники надевали.

А лапти - Из лыка липы их плели-

Обуть Россию всю могли»

Ведущий:

Вот какой платок у меня:

Разноцветный, расписной, необычный, непростой.

Предлагаю вам, друзья, поиграть с платочком я!

Эй, джигиты, что сидите?

В поле все скорей бегите

Юрты строить нам пора

Собирайтесь детвора!

Башкирская игра «Юрта» (слайд№6)

Правила: дети делятся на четыре подгруппы, каждая образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стул, на нем платок с национальным узором. Все четыре круга идут и напевают:

Мы веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

Под музыку идут в один общий круг, заводят хоровод. Музыка закончилась - бегут к своим стульям, берут платок, натягивают, получаются юрты. Выигрывает та команда, которая первой «построила» юрту

Ведущий:

Смех, улыбки, шутки пляс – Всё здесь это есть сейчас

Веселись же и ликуй! Это праздник Сабантуй! (слайд№7)

Девочка в татарском костюме читает стих:

Я сегодня в праздничном наряде,

Мой костюм из бархата, парчи,

И колфак пойетками играет,

Будто звезды в сказочной ночи.

Золотые серьги, ожерелье,

Бусы и серебряный браслет,

Пояс из каменьев драгоценных

И звенит нагрудник из монет.

Игра «Татарский хоровод» (татарская танцевальная мелодия)

Правила: под музыку все идут хороводом, противоходом всем идет ведущий и забирает одного, теперь они двое идут и второй забирает еще одного из общего хоровода. И таким образом, постепенно в основном хороводе остается один человек, который танцует после этого для всех, остальные хлопают.)

Хозяйка: В моей земле богатства скрыты:

Она и золото хранит, и рядом с медью-малахиты,

Железо, мрамор и гранит, найдёшь в ней много по приметам,

Цветных камней, не только руд: рубин сияет красным цветом,

зелёным цветом изумруд, темны кристаллики агата,

Лучисты грани хрусталя, и знаменита и богата

Моя Уральская земля.

-Ребята вы обратили внимание, на то в каком костюме я сюда пришла (в костюме хозяйки медной горы)

-Правильно, приглашаю вас отправиться в путешествие по сказам. Какой писатель рассказывал про уральских мастеров, да про богатства Медной горы хозяйки? (П. П. Бажов) (слайд№8) Молодцы! А вот мои загадки: (с показом иллюстраций)

3. Козё л тот особенный был:

Правой ножкой о камешки бил,

В каком месте топнет-

Камень дорогой появится.

(Серебряное копытце (слайд№9)

2. Как куклёнка, девочка

Спляшет вам с припевочкой!

Появляется в огне.

Как зовут? Скажите мне!

(Огневушка - Поскакушка) (слайд№10)

4. Сироткой рос мальчишечка:

Голубенькие глазоньки,

Волосики кудрявеньки,

А сам, наверно, в маменьку.

У мастера Прокопьича

Малахитову делу обучался

И с самой Хозяйкой медной,

Говорят в народе знался.

(Данила-мастер (слайд№11)

5. Небольшого росту девка,

И сама вся статная,

И коса её чернява,

Да такая ладная.

Платье цвета малахита,

В косе ленты красные,

Глаза словно изумруды,

Волшебные, ясные.

(Медной горы хозяйка (слайд№12)

1 2. В кого превращалась Хозяйка Медной горы? (В ящерку) (слайд№13)

3. Что подарила Степану Хозяйка Медной горы? (Малахитовую шкатулку (слайд№14)

4. Чьи это слова: "Пр-равильно говоришь, пр-равильно. " (Кошка Мурёнка) (слайд№15)

- Молодцы ребята, знаете героев сказов П. П. Бажова.

-Интересно знают дети, что такое самоцветы?

На Урале проживая, знают дети или нет,

Что волшебным называют каждый камень самоцвет.

В царство своё приглашаю и богатством удивлю,

Малахитом усыпаю и пещеру покажу (хозяйка медной горы подводит к макету пещеры).

-Ребята давайте поиграем в мастеров горного дела, я буду загадывать загадки о камнях, а вы отгадайте добавив словечко.

1. Тот камень нежный с Урала. Нежным цветом зелёным манит.

Я только сегодня узнала, что камень зовут…малахит (слайд№16)

2. В моей земле богатства скрыты, она и золото хранит

И рядом с медью малахиты, железо, мрамор и …гранит (слайд№17)

Публикации по теме:

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Данная практическая деятельность - «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам.

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры с использованием фольклора Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры с использованием фольклора. Выполнил: Любимова Наталья Николаевна,.

Автор публикации:
Сценарий развлечения с использованием фольклора народов Южного Урала «Уральские посиделки»
Опубликовано: 23 апреля 2015 в 14:27
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий развлечения с использованием фольклора народов Южного Урала «Уральские посиделки»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Александровна Зайцева (УИ 340176) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД