Светлана Бельских
Мастер-класс «Кубик Блума как метод развития финансовой активности у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила:
Красавина С. А., музыкальный руководитель
Цели современного образования, обозначенные в ГОС ДО, заточены на принцип учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки мышления? Какие приемы и технологии использовать? Предлагаю один из популярных приемов технологии, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Игровая технология называется "Кубик Блума".
Публикация «Мастер-класс „Кубик Блума как метод развития финансовой активности у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Кубик Блума. Игры и занятия
- Кубики. Игры с кубиками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.
Методика использования «Кубика Блума».
1. Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
• Назови.
• Почему.
• Объясни.
• Предложи.
• Придумай.
• Поделись.
2. Формулируется тема ОД. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.
3. "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.
Педагог или один воспитанник бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.
Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д. Например, «Назовите»
- назовите что такое деньги, какие бывают деньги и т. д.
Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.
Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Например: Почему обмениваться товаром неудобно?
Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:
- Объясни, зачем люди создали деньги?
Предложи. Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
Например: Предложи, идеи, как сэкономить деньги?
Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Например: Придумай, загадку про деньги.
Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности дошкольников, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах детей, его эмоциях, которые вызваны названной темой. Например: мнением: что будет, если деньги в мире исчезнут?
Варианты использования "Кубика Блума" на занятиях и игровой деятельности.
"Кубик Блума" универсален. Возможны два варианта:
1. Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.
2. Вопросы формулируют сами воспитанники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.
Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей.
Совет. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.
«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах занятия любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.
Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы детям нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.
Формулировки для детей грани кубика можно упростить, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.
Кубик Блума в дошкольном возрасте в разных видах деятельности.
Например, вместо стандартных вопросов можно использовать следующие:
- Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т. д.
- Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.
- Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление? С чем можно сравнить?
- Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и прочие.
- Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.
- Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы".
Ход мастер – класса :
Подойдите к столам с приготовленных материалом. Каждый участник (6 – по количеству граней кубика, смастерит кубик и придумает один вопрос по заданной теме (ФГ). Один участник задает свой вопрос, а остальные отвечают. Наша тема: «Деньги». Вам предлагается за 5-10 минут составить 6 вопросов по образцу («Назови», «Почему», «Объясни», «Предложи», «Поделись», «Придумай»)
Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А педагогу этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения дошкольников.
Этот метод обучает детей решать проблемные вопросы самостоятельно, опираясь на уже полученные знания и умения, а также использовать опыт, наблюдательность, логику и творческое мышление.
Примечание. Каждый раз, когда вы бросаете кубик, вы привлекаете к обсуждению большее количество детей. Что это дает? Это повышает эффективность занятия и понимание темы, помогает выявить пробелы в знаниях. Кроме того, этот метод учит детей анализировать и интерпретировать информацию, строить гипотезы и отстаивать собственную точку зрения.