Помыткина Татьяна
Мастер-класс «Картотека игр с водой в летний период с детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка»
«Нельзя сказать, что ты необходима
для жизни: ты и есть сама жизнь»
Антуан де Сен-Экзюпери о воде.
«Планета людей»
Актуальность темы. Вода, как особенный, естественный, пластичный, гибкий и безопасный материал, обладает колоссальными возможностями для развития ребёнка, а игры с водой становятся развивающим условием. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребёнка во всех аспектах.
Цели игр с водой :
Публикация «Мастер-класс „Картотека игр с водой в летний период с детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка“» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Игры для детей
- Игры с водой в летнее время
- Игры с водой для дошкольников
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Лето
- Лето. Летние поделки и рисунки
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
1. Знакомство ребёнка с окружающим миром ( знакомство с основными свойствами воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса…; и с материалами, которые используются в играх).
2. Регуляция психического поведения детей с ОВЗ. Вода обладает психотерапевтическими свойствами: она способствует релаксации, расслаблению, снимает психическое напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта.
3. Развитие тактильно – кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, сенсомоторных координации, что, в свою очередь, способствует развитию мышления и речи.
4. Овладение детьми элементарными математическими понятиями: далеко – близко, высоко – низко, мало – много, полный – пустой и т. д.
5. Получение массы положительных эмоций.
Игры с водой можно разделить на две группы:
o на контактные;
o на игры с предметами – орудиями.
И те, и другие игры относятся к экспериментальной деятельности.
Контактные игры с водой – это игры, в которых ребенок принимает непосредственное участие. Он трогает водичку, опускает в нее руки, ощущает ее тепло или прохладу. Малыш получает первый опыт взаимодействия с водой.
Игры с предметами-орудиями - это игры, в процессе которых дети овладевают различными действиями с предметами: зачерпывание, захватывание, цепляние, вылавливание и т. д.
В какие игры можно поиграть с детьми с ОВЗ?
Предлагаю вашему вниманию самые распространенные предметно-орудийные игры с водой от самых простых до более сложных.
"Дождик"
Необходимый инвентарь: лейка, пластмассовые игрушки,
Ход игры: дайте ребенку лейку и предложите поиграть в кукольный дождик. Поливайте кукол из лейки, вспоминая все известные вам стихи про дождик.
Дождик, дождик, лейся пуще!
Пусть растет пшеница гуще!
Лейся, лейся как река,
Будет белая мука.
После этого дайте малышу полотенце и попросите вытереть все игрушки.
Игра способствует развитию речи и мелкой моторики рук.
"Сквозь сито"
Необходимый инвентарь: стакан, сито.
Ход игры: поставьте перед ребенком тазик с водой. Пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему почему вода утекает.
В игре ребенок познает назначение предметов и свойства вещества.
"Струйка и фонтанчик"
Необходимый инвентарь: емкость с водой, груша.
Ход игры: ребенок набирает воду в грушу, а затем выливает ее сначала вниз (струйка, затем вверх (фонтанчик).
Игра развивает мелкую моторику, знакомит с понятиями направления движения "вниз", "вверх".
"Поливаем цветы"
Необходимый инвентарь: лейка.
Ход деятельности: Объясните ребенку для чего нужно поливать цветы. Пусть малыш сам польет клумбу. Обратите его внимание на то, как при поливе темнеет земля. Рассматривайте капельки воды, оставшиеся на листьях. Спойте песенку или прочитайте стишок.
Лейку, леечку возьмем,
И воды в нее нальем,
Мы польем цветочки лейкой,
Вырастайте поскорей-ка!
Игра способствует развитию воображения, моторики. Ребенок изучает свойства предметов, знакомится с растительным миром.
"Выжми мочалку"
Необходимый инвентарь: две емкости, поролоновая губка
Ход игры: одну емкость заполните водой. Покажите ребенку как с помощью губки можно переносить воду из одной емкости в другую. Предложите попробовать самому сделать тоже самое.
Развивает мелкую моторику.
"Кораблики"
Необходимый инвентарь: тазик с водой, бумага
Ход игры: покажите ребенку как можно бросать в воду мелкие кусочки бумаги, подуйте на них. Попросите ребенка повторить ваши действия.
Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.
"Пузырьки"
Необходимый инвентарь: емкость, обработанная кипятком с кипяченой водой, пластиковые трубочки.
Ход игры: дети, путем выдувания воздуха в воду через трубочку, создают в ней много мелких пузырьков.
Игра развивает физиологическое дыхание. Вызывает у детей огромный эмоциональный отклик.
Вот здесь хочу обратить внимание на один момент. Многие наши дети, в силу своих особенностей здоровья, изначально не понимают как правильно выдувать из себя воздух, а пытаются, уже привычно им, из трубочек пить. Именно поэтому я предлагаю использовать здесь обработанную емкость и кипяченую воду. После непродолжительных тренировок, ребята справляются с заданием.
"Окрашиваем водичку"
Необходимый инвентарь: стаканчики с водой, краски.
Ход игры: разлить в стаканчики воду, а затем добавлять в них разные краски.
Дети знакомятся со свойством воды, как она окрашивается. Игра развивает координацию движений и умение последовательно выполнять действия.
"Налил - вылил"
Необходимый инвентарь: емкость с водой, один большой стакан и один маленький стакан.
Ход игры: поставьте перед ребенком емкость с водой, покажите как можно зачерпывать воду одним стаканом и переливать ее в другой. Предоставьте ребенку свободу действий.
Игра способствует развитию координации движений, расширяет представление о свойствах вещества.
"В час по чайной ложке"
Необходимый инвентарь: 2 стакана, столовая ложка
Ход игры: налейте воду в один стакан. Покажите ребенку как можно переливать ложкой воду из одного стакана в другой. Разрешите ему поиграть самостоятельно.
Игра способствует развитию мелкой моторики. Помогает освоить понятия "пустой", "полный".
"Поплывет или утонет"
Необходимый инвентарь: емкость с водой, различные пуговицы, камушки, лоскуты ткани, мелкие игрушки, деревянные ложки.
Ход эксперимента : поставьте перед ребенком тазик с водой. Пусть малыш кидает все предметы в воду и наблюдает за ними. Объясните почему одни вещи тонут, а другие остаются на поверхности.
В игре познаются свойства предметов, закладываются основы классифицирования, развивается мелкая моторика.
"Шарики в воде"
В такой игре-эксперименте тренируется мелкая моторика.
Необходимый инвентарь: два тазика - пустой и наполненный до половины водой, пластмассовые шарики, столовая ложка.
Ход игры: попросите ребенка выловить из таза с водой по очереди все шарики ложкой и аккуратно перенести их в пустой тазик.
В такой игре-эксперименте развивается мелкая моторика, а также ребенок замечает, что пластмассовые шарики намокают, но не тонут.
"Взбивание пены"
Необходимый инвентарь: тазик с водой, венчик, жидкое мыло.
Ход игры: ребенок в емкость с водой наливает жидкое мыло и с помощью венчика взбивает пену. Затем ему нужно предложить потрогать пену, рассказать какая она легкая, воздушная.
Этот эксперимент знакомит ребенка со свойствами воды и пены, а также понятиями легкая (пена, тяжелая (вода). Очень полезен для развития мускулатуры кисти руки.
"Волшебное свойство воды"
Необходимый инвентарь: резиновая перчатка, надувной шарик, стакан, маленькая пластмассовая бутылка, губка.
Ход игры: ребенок вместе со взрослым наливает по очереди воду в разные емкости.
В ходе эксперимента он получает знания о том, что вода принимает форму заполняемого предмета, а также тренирует мелкую моторику рук.
Вывод.
Ребенок представляет собой маленького исследователя, который с радостью и удивлением ежедневно открывает для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее его деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Очень благодатной почвой для реализации данной задачи, является работа с водой.
Таким образом, тема мастер-класса является актуальной. Игры с водой могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах детей с ограниченными возможностями здоровья.
Список использованной литературы:
1. А. Бостельман, М. Финк "Элементарные игровые действия для детей до 3-ех лет. Наблюдаем, поддерживаем и развиваем". Под редакцией Н. А. Воробьевой/ Издательство: НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Москва 2015.
2. Е. В. Баранова "Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Для детей 2-4 года. "/ Ярославль: Академия развития, 2009.
3. Д. Н. Колдина. "Игровые занятия для детей 2-3 лет. " Методическое пособие/ Издательство: Творческий центр Сфера, 2012.
4. Е. Р. Баенская. "Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст)." Москва: Теревинф - (Особый ребенок, 2007.