анна студнева
Мастер-класс как новая культурная практика. МК «Кукла «Хороводница» в подготовительной группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 с. Александровка МО Ейский район
Мастер – класс, как новая культурная практика для педагогов и детей подготовительной группы компенсирующей направленности
Тема: «Хоровод круглый год»
Подготовила: Студнева Анна Анатольевна, музыкальный руководитель
Публикация «Мастер-класс как новая культурная практика, МК „Кукла „Хороводница“ в подготовительной группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Опыт работы, практика
- Подготовительная группа
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
Пояснительная записка
Мастер – класс проходил в рамках недели преемственности для учителей и педагогов ДОУ, поэтому на мероприятии присутствовали учителя начальной школы, педагоги нашего ДОУ и воспитанники подготовительной группы компенсирующей направленности. Так как текущий год объявлен годом культурного наследия, в целях приобщения дошкольников к народным традициям и истории данный материал актуален, так как одной из задач дошкольного образования выступает задача формирования у детей первичных представлений о культурных традициях своего народа. Это мотивирует педагогов к поиску новых интересных методов и технологий в работе с детьми. Почему выбрана кукла? Кукла - первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребенку. Сегодня народная тряпичная кукла стала средством приобщения к народному культурному опыту, и её многофункциональность позволяет использовать её в образовательной деятельности ДОУ.
Практическая значимость. Данный материал прост и универсален, так как может быть использован на всех этапах работы с детьми разных возрастных групп. Он даёт возможность многовариативного проведения дидактических игр, позволяет решать задачи коррекционно-развивающего обучения.
Цель: Познакомить с народной игровой куклой «Хороводница», её предназначением.
Задачи:
1. Воспитывать любовь к народной культуре, почитание и уважение народных традиций.
2. Приобщать к русским народным традициям через знакомство с историей возникновения куклы, вождение хороводов.
Демонстрационный материал: тряпичные народные авторские куклы, «Альбом народной куклы», Папка – передвижка «Календарь народной куклы», кукла «Хороводница»
Предварительная работа: изготовление педагогом куклы «Хороводница», разучивание р. н. хороводов.
Дети и педагоги заходят в музыкальный зал, их встречает музыкальный руководитель.
Муз. рук. (поёт) – Рада видеть вас, друзья,
На занятии у себя. Добрый день!
Дети и педагоги. – Добрый день! Заниматься нам не лень.
Муз. руководитель: Ещё раз здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Этот год в России объявлен годом национальной культуры, поэтому сегодня я вас пригласила поговорить о наших национальных ценностях в виде тряпичных кукол. История тряпичных кукол уходит далеко в историю. Но сегодня педагоги все чаще обращаются к народной педагогике. Русский народ имеет ценнейший опыт воспитания, опыт передачи культурных традиций от старших поколений – младшим. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла. Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.
Впервые познакомившись с тряпичными куклами в интернете, увидев их многообразие, красочность, технологию изготовления и доступность, решила обязательно познакомить ребят с народными тряпичными куклами, историей их возникновения и способами изготовления некоторых из них. Была изучена соответствующая литература, источники по интересуемой теме из интернет – ресурсов, технология изготовления, классификация кукол.
У каждой куклы своё значение. Все куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые, игровые.
Наш мастер- класс называется «Хоровод круглый год». И действительно, по народному наблюдению и поверью можно узнать какая кукла соответствовала каждому месяцу, посвящалась какому празднику или узнать её значение. Я изготовила такой календарь и папку – передвижку, но это, конечно же, не все куклы, их великое множество.
В соответствии с этим календарём изготовлены некоторые из них.
Сегодня мы с вами познакомимся с игровой народной куклой и сделаем её своими руками. Но сначала я задам вам вопрос.
Муз. руководитель. – Вы танцевать любите?
Дети. – Да.
Муз. руководитель. - А какие танцы вы знаете?
Дети. – Вальс. Полька. Реп. Рок – н- ролл. Брейк – данс. Твист. Народная пляска.
Муз. руководитель. – Может быть, вы покажете, как исполняются эти танцы?
Муз. руководитель включает соответствующую музыку, дети по желанию показывают и рассказывают как исполняется тот или иной танец.
Муз. руководитель. – А сегодня у нас простая и весёлая тема: «хороводы». Древние славяне (наши бабушки и дедушки) водили хороводы на каждый праздник и на каждых посиделках. В них могли принять участие все желающие кроме самых маленьких детей, которые ещё не были подготовлены к соблюдению ритма хоровода, направлению движения и просто ещё не подросли для этого. Чтобы ребёнок научился народным танцам быстрее, ему делали тряпичную игровую куклу «Хороводница». (демонстрирует куклу). Это весёлая народная кукла на палочке. Делали каждому ребёнку сразу две куклы – в давние времена всё имело смысл. Часто даже игровая кукла изготавливалась не только для игры, но и для того, чтобы приобрести нужный навык в работе (ведь девочки очень рано учились женскому рукоделию). Для чего же нужно было сразу две куклы? (педагог показывает и комментирует свой рассказ). – Когда прокручивалась палочка, на которую крепится кукла, казалось, что она кружится в хороводе. Девочка крутила палочку и развивала сразу две руки. При вращении палочки пальчиками куколка оживала в танце и весёло кружилась в хороводе. Ею не просто играли, но и развивали свои пальчики, она выполняла функцию тренажёра, развивала кисти обеих рук, мелкую моторику, внимание и воображение. Играя куклами, их нужно было крутить в разные стороны одновременно. Это служило хорошей тренировкой для пальцев и девочка приобретала необходимый навык для рукоделия – для прядения пряжи, вышивания, вязания. (педагог показывает иллюстрацию с видами женского рукоделия). Точно такими движениями, когда девочка сядет за прялку, она будет крутить веретено, а другой рукой скручивать пряжу.
- Давайте покажем, как пряли пряжу. (педагог вместе с детьми и педагогами имитируют прядение под р. н. песню «Прялица»)
Физминутка «Напёрсток»
Вышивает, шьёт иголка Имитируют вышивание иголкой
Уколола палец колко Сжимают, разжимают кулачки
А напёрсток в тот же миг Прыгают на двух ногах на месте
К девочке на пальчик – прыг!
Говорит иголке: «Шей, Ходьба на месте
А колоться ты не смей!» Грозят пальчиком
Муз. руководитель. – Конечно, в наше время никто не прядёт шерсть вручную, но развитие моторики пальцев, координации важная и полезная задача. Ведь потом ваши непослушные пальчики легче справятся с письмом. И, кроме того, развитие кистей рук способствует развитию речи у маленьких детей.
- Сейчас мы с вами попробуем поиграть с этой куколкой Хороводницей. (раздаёт детям по одной куколке).- Сразу может не получиться крутить одновременно двух кукол, поэтому покрутим пока одной. Сначала правой рукой, затем левой. (Дети, по показу педагога, крутят Хороводницу).
– Ну что, получается? Кто хочет, может попробовать крутить обеих кукол. А если уж совсем не получается, попробуйте покрутить палочку между двух ладоней. (дети пробуют все варианты).
Муз. руководитель. – Вам понравилось играть с такой куколкой? (ответы детей). Хороводница очень забавная и весёлая игрушка и сделать её своими руками совсем не сложно, поэтому, уважаемые педагоги, занимайте места рядом с детьми и сейчас мы начнём нашу работу. Будьте внимательны, аккуратны, не торопитесь, это совместная ваша работа.
Муз. руководитель пошагово объясняет технологию изготовления куклы. Педагоги вместе с детьми изготавливают куколку
Муз. руководитель: Вот ваши куколки готовы. Посмотрите, какие весёлые и красивые они получились. Вы можете забрать их в группу и не только играть с ними, но и развивать свои пальчики.
А сейчас наши Хороводницы зовут нас в веселый хоровод.
Дети исполняют хоровод «На горе –то калина» и «змейкой» выходят из зала.