Анна Егорова
Мастер-класс. Использование технологии интеллект-карт в проектной деятельности с детьми (видео и презентация)
▼ Скачать + Заказать документы
1 часть теоретическая
Добрый день, уважаемые коллеги.
В педагогической практике с детьми дошкольного возраста применяется достаточное количество технологий и методик. Мною был взят метод интеллектуальных карт как идею и адаптирован в работе с детьми дошкольного возраста при разработке проектной деятельности.
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Публикация «Мастер-класс, Использование технологии интеллект-карт в проектной деятельности с детьми (видео и презентация)» размещена в разделах
Предлагаю вам вариант формы организации и оформления проектной деятельности через ментальные карты.
Технологию предложил и разработал Тони Бюзен – британский психолог, автор методики запоминания и творчества.
Интеллектуальная карта имеет разные названия: «интеллект-карта», «карта ума», «карта разума», «карта памяти», «ментальная карта» и др. С помощью карт памяти у дошкольников развиваются творческие и речевые способности. Это инновационный уникальный метод запоминания информации.
Ментальная карта – это графический способ представления информации на большом листе бумаги. При составлении мыслительной карты задействованы оба полушария головного мозга. Это одно из преимуществ методики.
Вот так выглядят ментальные карты.
Результативность технологии интеллект – карты заключается в: наглядности (мысли изображены на бумаге в виде рисунков, аппликаций, предметов);
привлекательности (карта должна быть красивая, яркая, интересная); запоминаемости (так как информация представлена в образе и словесной форме, карта легко запоминается);
возможности дополнения, (пересмотр карты через некоторое время помогает запомнить лучше информацию, дополнить её новыми идеями).
Чтобы понять смысл составления ментальных карт, достаточно представить такую «схему- дерево» В середине - ствол - главная идея. Далее идут толстые ветки, затем тонкие.
В интеллект - карте ключевой идеей является тема проекта, а ветки – его содержание, которое наполняется в процессе работы с моделью трех вопросов. (Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать)
Общие требования к составлению любой интеллект – карты. Эти требования мы разберем на примере темы проекта «Дикие животные наших лесов»
1. Лист должен располагаться горизонтально - так отводится больше места под рисунок.
2. Главная идея помещается в центре страницы. Обозначается тема: «Дикие животные».
3. От центра ответвления в любом направлении проводятся расходящиеся изогнутые ветви, каждая из которых соответствует определенному фрагменту темы.
4. Каждая главная ветвь имеет свой цвет. В детском саду рисуют не более пяти 5 ветвей. Это мысли детей, придумывание существительных, связанных с темой.
5. Подбор картинок, наклеивание на карту или самостоятельное рисование. (Лиса, волк, медведь и тд.)
5. Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово. Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами, используя карандаши или фломастеры разного цвета
6. От каждого животного отходят еще ветви, более мелкие, но того же цвета. Дети подбирают ассоциации, слова-признаки, картинки и фото. Второстепенные ветви указывают на вопросы: (Место обитания, детеныши, способ добычи еды и др.) Изображение на карте детьми.
7. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
8. В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации. Рисуются ветви второго, третьего порядка.
9. Составление предложений, рассказа по заданной теме.
По завершению проекта используем интеллект-карту на итоговом занятии. На этапе рефлексии интеллект-карта помогает определить детям, смогли ли они ответить на те вопросы, которые были при разработке проекта.
Для углубленного изучения темы карты можно детально разбирать в течение длительного периода. Для этого необходимо добавлять мелкие ветви-отростки на рисунке. В нашей практике с детьми карты составляются в течение 1-3 месяцев в зависимости от долгосрочности проекта. В течение этого периода дети обобщают полученные знания по пройденным темам и добавляют новую информацию.
Сейчас я вам предлагаю посмотреть фрагмент видео, как дети подготовительной группы оформляют ментальную карту по теме «Магазин» и составляют краткий рассказ.
2 часть практическая
Уважаемые коллеги, попробуем применить данную технологию на практике, для этого я вам предлагаю поработать в группах, попробовать с помощью интеллект-карты разработать проекты на определенные темы. Разделимся на две группы.
У вас на столах листы формата А3, цветные карандаши, фломастеры, картинки с изображениями, клей. У первой команды тема проекта «ЗОЖ». У второй –тема проекта «Хлеб-всему голова». Вы можете использовать свои рисунки, готовые изображения или просто надпись. Время выполнения работы 5 минут. После окончания работы один из членов команды представит свои карты.
Чтобы вы не забыли правила выполнения работы, мы их выведем на экран до конца вашей творческой деятельности.
Итог. Таким образом мы используем технологию в нашей практике. Может кто –то использует такой метод, поделитесь опытом. Ваши предложения, вопросы, замечания