Нечаева Ксения Андреевна
Мастер-класс «Использование опорных схем в ритме жизни ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование опорных схем в ритме жизни ДОУ
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К. Д. Ушинский
Цель:
- трансляция опыта использования метода мнемотехники в трудовом воспитании дошкольников, а также как способ развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Задачи :
- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста ;
Публикация «Мастер-класс „Использование опорных схем в ритме жизни ДОУ“» размещена в разделах
- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников;
- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.
-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы ;
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.
- расширить и закрепить знания участников мастер-класса о понятии мнемотехники, раскрыть актуальность;
- познакомить с особенностями работы по мнемотаблицам;
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц в трудовом воспитании.
Практическая значимость:
данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
- получение педагогами представления о мнемотехнике ;
- внедрение в ритм жизни группы ДОУ методику работы с мнемотаблицами для развития речи и трудовых навыков детей-дошкольников.
Форма проведения:
Педагоги, без участия детей.
Сообщение и практическая работа.
Оборудование и материалы: цветная бумага, белая бумага, картинки-символы, фломастеры, линейки, ножницы, клей, схемы.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада вас приветствовать на своем мастер – классе.
Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Использование опорных схем в режиме дня»
Одним из наиболее важных профессиональных умений воспитателя ДОО является организация и планирование режимных процессов. Воспитатель должен последовательно, с учетом возрастных особенностей формировать у детей КГН, навыки самообслуживания, организовывать самостоятельную деятельность детей, используя оптимальные методы и приемы.
Я в своей работе использую один из таких методов- это опорные таблицы.
Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами : вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора, значки машин и т. п.
Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение.
Поэтому использование в работе опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.
Что же такое опорные схемы?
Опорные схемы – это выводы, итог, суть того материала, который ребенок должен усвоить.
Схемы, символы, модели должны “рождаться” на глазах детей в момент объяснения нового материала в виде рисунков, схематических изображений, таблиц.
Цель опорных схем – ". изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти" (В. Ф. Шаталов, облегчил запоминание. Опорные схемы – это, как стержень, на который нанизывается материал. Не застывшая модель, а постоянно дополняемая новым материалом система.
Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо.
На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный.
Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную память, включить ассоциативную память шуток, радости, открытий, жестов.
Опорный сигнал – это ассоциативный символ.
В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:
1. Введение элементов схем, символов. (цвет, форма, размер)
2. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности. -у ребенка не должно быть "привыкания", что этот символ применим только в какой-то одной области. Символ универсален.
3. Введение отрицаний (не большой, не круглый, не съедобный)
4. Сочетание символов, "чтение" цепочки символов -например: в левом верхнем углу большой круг.
5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество -задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.
6. Творческое создание детьми опорных схем.
Опорные схемы, символы уже давно вошли в жизнь и обучение в детском саду (календари природы, уголки дежурств). Универсальность опорных схем, символов позволяет использовать их очень широко.
Я предлагаю вам составить опорные схемы по следующим темам (на выбор) :
«Посадка растений»
«Накрывание на стол»
«Алгоритм надевания одежды»
«Расскажи об одежде, посуде»
«Расскажи о профессии повара»
Для оценки эффективности вашей работы, предлагаю вам поменяться своими готовыми работами, и пусть каждая подгруппа попытается объяснить, что изображено на схемах, и для чего их использовать.
Работу по введению символов, опорных схем в нашем учреждении мы начали в средней группе, хотя опыт показал, что отдельные символы (цвет, форма, величина предметов) доступны и детям младшего возраста. Во всем объеме эта работа была развернута в подготовительной к школе группе.
В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы:
- Сегодня я узнала.
- Было интересно.
- Было трудно, но.
- Я поняла, что.
- Теперь я могу.
Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!
Примерная таблица для создания опорных схем
Цель
Предметы труда
Материалы
Инструменты
Трудовые действия
Результаты труда
Примерная таблица для составления опорных схем-алгоритмов
Цель
Последовательность действий
Результат
Примерная таблица для составления опорных схем для составления описательных рассказов
Предмет
Какого цвета
Какой формы
Какого размера
Из какого материала
Из каких частей
Действия с предметом