Елена Ширшина
Мастер-класс «Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников».
▼ Скачать
Актуальность (слайд 2)
На современном этапе развития дошкольного образовании одной из актуальных задач перед дошкольным учреждением стоит задача всестороннего развития детей. Необходимым условием для реализации данной задачи является формирование и совершенствование познавательно-речевых навыков детей.
Публикация «Мастер-класс „Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников“,» размещена в разделах
Одним из наиболее сложных моментов, по мнению педагогов, является изменение роли занятий в образовательном процессе, т. к. традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами.
Сегодня я предлагаю рассмотреть следующие нетрадиционные методики, которые наиболее приемлемы в работе с дошкольниками : мнемотехника (мнемоника, логоритмика, сказкотерапия. Они включаются в организованную образовательную деятельность и знакомят детей с окружающим миром, развивают и обогащают речь, стимулируя процессы анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, то есть познавательные процессы.
Мнемотехника (слайд 3)
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Структура мнемотехники строится по принципу: от простого к сложному
- мнемоквадраты (начиная с младшего дошкольного возраста)
- мнемодорожки (средний возраст)
- мнемотаблицы. (старшие дошкольники)
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному
(слайд 4)
сенсорно-графической схемой (Воробьёва В. К.)
блоками-квадратами (Глухов В. П.)
предметно-схематическими моделями (Ткаченко Т. А.)
схемой составления рассказа (Ефименкова Е. Н.)
Коллажем (Большева Т. В.)
Мнемоквадраты (слайд 5)
- представляют собой несколько предметных картинок, объединённых одной тематикой ( например: мнемоквадраты по теме «Зима»).
Мнемодорожки (слайд 6)
- это несколько мнемосхем выстроенных в одну линию.
Мнемотаблицы (слайд 7)
- это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемосхемы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая.
Для детей старшего дошкольного возраста мнемосхемы желательно давать в одном цвете.
Коллаж (слайд 8)
-это лист бумаги, на которой рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры.
Коллаж – это учебное пособие.
Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки они на нем видят.
Составляется сюжет с использованием всех картинок (младший возраст – воспитатель, старшие дети - самостоятельно)
Предметно-схематические модели Т. А. Ткаченко (слайд 9)
Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков ( например: схема описания посуды).
Применение мнемотехники в работе с детьми (слайд 10)
Вопрос к педагогам:
- В каких видах деятельности вы применяете методику мнемотехники?
режимные моменты (алгоритмы умывания, дежурства, ухода за растениями в уголке природы, ведение календаря наблюдений и т. д.)
заучивание танцевальных движений, подвижных игр, общеразвивающих упражнений на физкультуре.
в организованной образовательной деятельности: составление предложений по графической схеме и мнемосхеме, пересказ сказок или коротких рассказов, составление и отгадывание загадок, заучивание стихов.
Практические упражнения
1. Заучивание стихотворения (слайд 11)
Алгоритм
Выразительное чтение стихотворения.
Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.
В руки овощи берем,
Овощи на стол кладем.
Лук, морковка, кабачок,
Помидор, горох, лучок.
2. Отгадайте загадку (слайд 12)
Круглая, а не мяч,
Жёлтая, а не солнышко,
С хвостиком, а не мышка. (репка)
(слайд 13)
Мнемоквадраты «Расскажи сказку», мы сделали в виде веера по сюжетам уже знакомым детям сказок, соответствующих их возрасту.
(слайд 14)
Коллажи «Узнай сказку» - по сюжетам знакомых детям сказок, младшие дошкольники могут узнавать сказки и передавать их содержание.
Логоритмика (слайд 15)
пальчиковые игры или массаж пальцев
упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
стихотворения, сопровождаемые движениями
упражнения, регулирующие мышечный тонус;
речевые упражнения без музыкального сопровождения;
чистоговорки;
речевые и музыкальные игры
гимнастика для глаз
упражнения для развития музыкального слуха;
различные виды ходьбы и бега под музыку
ритмические упражнения, пение;
упражнения в игре на музыкальных инструментах;
массаж биологически активных зон;
подвижные игры, драматизации,
мимические упражнения;
упражнения на релаксацию под музыку.
Логоритмические игры и упражнения могут выполняться (слайд 16)
под музыку,
под счёт,
словестное сопровождение,
стихотворное сопровождение
(слайд 17)
Логоритмика для детей младшего возраста имеет целью стимуляцию речевой и мыслительной активности, развитие и формирование связной речи – это пальчиковая гимнастика, потешки, коротенькие стихи о животных, изображение их по показу педагога.
Логоритмика для детей 5-6 лет
В этом возрасте упражнения более сложные. Детям нужно освоить не только движения, но и ритм, слова, музыку.
Логоритмика для детей 6-7 лет дети могут сами догадаться, или придумать какие движения нужно выполнять в соответствии с содержанием текста, или характером музыки.
(слайд18) В процессе логоритмических упражнений у детей развиваются двигательные умения и познавательные способности, совершенствуются зрительное и слуховое восприятие, психические процессы, речь, помогают разнообразить виды деятельности по всем направлениям образовательной деятельности
Практические упражнения (с педагогами)
Предлагаю небольшую разминку с элементами логоритмики.
Сказкотерапия (слайд 19)
Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Сказки содействуют развитию речи детей, развивают навыки связной речи. Развивают способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.
Сказки воспитывают послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям. Формируют такие качества как терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.
Комплексная сказкотерапия базируется на пяти видах сказок:
• Дидактические
• Художественные (народные и авторские)
• Психокоррекционные
• Психотерапевтические
• Медитативные
(слайд 20)
Дидактические сказки (от 3 – х до 6 лет)
создаются педагогом для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, складывается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определённых знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.
Художественные сказки способствуют воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др.
Психологические сказки способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе и др.
Медитативные сказки помогают расслабиться, снять напряжение.
Психокоррекционная – есть возрастные ограничения (рекомендована для детей 11 – 12 лет).
Практическое задание (педагогам)
- Какие сказки вы видите на слайде? Какую мораль можно извлечь из этих сказок?
Сказка «Репка» - помощь и поддержка других людей позволяет достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.
Сказка «Маша и Медведь» - в любой ситуации можно найти выход, главное не сила, а смекалка.
Сказка «Колобок» - жизненно – важный вопрос для ребё нка: что будет, если отойти от мамы? А вот ответ, который можно извлечь из сказки:
• Первый шаг – хорошо;
• второй шаг – ничего;
• третий шаг – нормально;
• четвёртый шаг – съедят.
Сказка «Красная Шапочка» Ш. Перро является сказкой с глубоким смыслом и психологическим подтекстом.
• Нельзя поступать так, как мама не велит
• Нельзя разговаривать с незнакомцами
• Нельзя сходить с намеченного пути
• Нельзя быть чересчур доверчивой
Сказка «Золотая рыбка» А. С. Пушкина учит тому,что подарок судьбы надо использовать только на добрые дела, а иначе останешься у разбитого корыта.
(слайд 21)
Используя в работе приёмы сказкотерапии необходимо учитывать возрастные особенности детей.
Дети от 3 до 5-и лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных и взаимоотношениях людей и животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.
Начиная с 5 лет, детям наиболее увлекательны волшебные сказки, из которых в опыт детей поступает жизненная мудрость, информация о духовном развитии человека, о том как он познаёт мир.
(слайд 22)
Задачи сказкотерапии достаточно глубоко пересекаются с нашими педагогическими задачами.
Развитие всех психических процессов ребенка.
Развитие аналитических способностей (умения сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи, совершенствование коммуникативных навыков).
Снятие эмоционального и физического напряжения