Лучший педагог года

Мастер-класс «Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников».

Елена Ширшина
Мастер-класс «Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников».
▼ Скачать

Актуальность (слайд 2)

На современном этапе развития дошкольного образовании одной из актуальных задач перед дошкольным учреждением стоит задача всестороннего развития детей. Необходимым условием для реализации данной задачи является формирование и совершенствование познавательно-речевых навыков детей.

Публикация «Мастер-класс „Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников“,» размещена в разделах

Одним из наиболее сложных моментов, по мнению педагогов, является изменение роли занятий в образовательном процессе, т. к. традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами.

Сегодня я предлагаю рассмотреть следующие нетрадиционные методики, которые наиболее приемлемы в работе с дошкольниками : мнемотехника (мнемоника, логоритмика, сказкотерапия. Они включаются в организованную образовательную деятельность и знакомят детей с окружающим миром, развивают и обогащают речь, стимулируя процессы анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, то есть познавательные процессы.

Мнемотехника (слайд 3)

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Структура мнемотехники строится по принципу: от простого к сложному

- мнемоквадраты (начиная с младшего дошкольного возраста)

- мнемодорожки (средний возраст)

- мнемотаблицы. (старшие дошкольники)

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному

(слайд 4)

сенсорно-графической схемой (Воробьёва В. К.)

блоками-квадратами (Глухов В. П.)

предметно-схематическими моделями (Ткаченко Т. А.)

схемой составления рассказа (Ефименкова Е. Н.)

Коллажем (Большева Т. В.)

Мнемоквадраты (слайд 5)

- представляют собой несколько предметных картинок, объединённых одной тематикой ( например: мнемоквадраты по теме «Зима»).

Мнемодорожки (слайд 6)

- это несколько мнемосхем выстроенных в одну линию.

Мнемотаблицы (слайд 7)

- это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемосхемы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая.

Для детей старшего дошкольного возраста мнемосхемы желательно давать в одном цвете.

Коллаж (слайд 8)

-это лист бумаги, на которой рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры.

Коллаж – это учебное пособие.

Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки они на нем видят.

Составляется сюжет с использованием всех картинок (младший возраст – воспитатель, старшие дети - самостоятельно)

Предметно-схематические модели Т. А. Ткаченко (слайд 9)

Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков ( например: схема описания посуды).

Применение мнемотехники в работе с детьми (слайд 10)

Вопрос к педагогам:

- В каких видах деятельности вы применяете методику мнемотехники?

режимные моменты (алгоритмы умывания, дежурства, ухода за растениями в уголке природы, ведение календаря наблюдений и т. д.)

заучивание танцевальных движений, подвижных игр, общеразвивающих упражнений на физкультуре.

в организованной образовательной деятельности: составление предложений по графической схеме и мнемосхеме, пересказ сказок или коротких рассказов, составление и отгадывание загадок, заучивание стихов.

Практические упражнения

1. Заучивание стихотворения (слайд 11)

Алгоритм

Выразительное чтение стихотворения.

Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.

Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.

Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

В руки овощи берем,

Овощи на стол кладем.

Лук, морковка, кабачок,

Помидор, горох, лучок.

2. Отгадайте загадку (слайд 12)

Круглая, а не мяч,

Жёлтая, а не солнышко,

С хвостиком, а не мышка. (репка)

(слайд 13)

Мнемоквадраты «Расскажи сказку», мы сделали в виде веера по сюжетам уже знакомым детям сказок, соответствующих их возрасту.

(слайд 14)

Коллажи «Узнай сказку» - по сюжетам знакомых детям сказок, младшие дошкольники могут узнавать сказки и передавать их содержание.

Логоритмика (слайд 15)

пальчиковые игры или массаж пальцев

упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

стихотворения, сопровождаемые движениями

упражнения, регулирующие мышечный тонус;

речевые упражнения без музыкального сопровождения;

чистоговорки;

речевые и музыкальные игры

гимнастика для глаз

упражнения для развития музыкального слуха;

различные виды ходьбы и бега под музыку

ритмические упражнения, пение;

упражнения в игре на музыкальных инструментах;

массаж биологически активных зон;

подвижные игры, драматизации,

мимические упражнения;

упражнения на релаксацию под музыку.

Логоритмические игры и упражнения могут выполняться (слайд 16)

под музыку,

под счёт,

словестное сопровождение,

стихотворное сопровождение

(слайд 17)

Логоритмика для детей младшего возраста имеет целью стимуляцию речевой и мыслительной активности, развитие и формирование связной речи – это пальчиковая гимнастика, потешки, коротенькие стихи о животных, изображение их по показу педагога.

Логоритмика для детей 5-6 лет

В этом возрасте упражнения более сложные. Детям нужно освоить не только движения, но и ритм, слова, музыку.

Логоритмика для детей 6-7 лет дети могут сами догадаться, или придумать какие движения нужно выполнять в соответствии с содержанием текста, или характером музыки.

(слайд18) В процессе логоритмических упражнений у детей развиваются двигательные умения и познавательные способности, совершенствуются зрительное и слуховое восприятие, психические процессы, речь, помогают разнообразить виды деятельности по всем направлениям образовательной деятельности

Практические упражнения (с педагогами)

Предлагаю небольшую разминку с элементами логоритмики.

Сказкотерапия (слайд 19)

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Сказки содействуют развитию речи детей, развивают навыки связной речи. Развивают способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.

Сказки воспитывают послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям. Формируют такие качества как терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.

Комплексная сказкотерапия базируется на пяти видах сказок:

• Дидактические

• Художественные (народные и авторские)

• Психокоррекционные

• Психотерапевтические

• Медитативные

(слайд 20)

Дидактические сказки (от 3 – х до 6 лет)

создаются педагогом для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, складывается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определённых знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

Художественные сказки способствуют воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др.

Психологические сказки способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе и др.

Медитативные сказки помогают расслабиться, снять напряжение.

Психокоррекционная – есть возрастные ограничения (рекомендована для детей 11 – 12 лет).

Практическое задание (педагогам)

- Какие сказки вы видите на слайде? Какую мораль можно извлечь из этих сказок?

Сказка «Репка» - помощь и поддержка других людей позволяет достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.

Сказка «Маша и Медведь» - в любой ситуации можно найти выход, главное не сила, а смекалка.

Сказка «Колобок» - жизненно – важный вопрос для ребё нка: что будет, если отойти от мамы? А вот ответ, который можно извлечь из сказки:

• Первый шаг – хорошо;

• второй шаг – ничего;

• третий шаг – нормально;

• четвёртый шаг – съедят.

Сказка «Красная Шапочка» Ш. Перро является сказкой с глубоким смыслом и психологическим подтекстом.

• Нельзя поступать так, как мама не велит

• Нельзя разговаривать с незнакомцами

• Нельзя сходить с намеченного пути

• Нельзя быть чересчур доверчивой

Сказка «Золотая рыбка» А. С. Пушкина учит тому,что подарок судьбы надо использовать только на добрые дела, а иначе останешься у разбитого корыта.

(слайд 21)

Используя в работе приёмы сказкотерапии необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Дети от 3 до 5-и лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных и взаимоотношениях людей и животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

Начиная с 5 лет, детям наиболее увлекательны волшебные сказки, из которых в опыт детей поступает жизненная мудрость, информация о духовном развитии человека, о том как он познаёт мир.

(слайд 22)

Задачи сказкотерапии достаточно глубоко пересекаются с нашими педагогическими задачами.

Развитие всех психических процессов ребенка.

Развитие аналитических способностей (умения сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи, совершенствование коммуникативных навыков).

Снятие эмоционального и физического напряжения

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей у дошкольников «Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей у дошкольников». «Страна, в которой учили так.

Фотоотчет «Использование нетрадиционных материалов для развития мелкой моторики рук дошкольников»Фотоотчет «Использование нетрадиционных материалов для развития мелкой моторики рук дошкольников» Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки.

Использование и значение мнемотехники для познавательно-речевого развития детей с ОВЗ В дошкольном детстве ребёнку приходится решать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений.

Использование нетрадиционных методик рисования в детском саду как форма обучения познавательной сферы ребенка Воспитать творческого человека без красоты невозможно. Прекрасное — вечный источник духовности, вдохновения, творчества. Оно существует.

Мастер-класс для педагогов «Дидактический синквейн: оптимизация речевого развития дошкольников» Цель: повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ в процессе активного взаимодействия по освоению нетрадиционной педагогической.

Мастер-класс для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №13 г. Шебекино» Белгородская область.

Мастер-класс «Инновационные подходы речевого развития дошкольников. Синквейн» Слайд 1 Здравствуйте, уважаемое жюри, уважаемые коллеги! Меня зовут Исакова Наталья Ивановна. Я представляю дошкольный уровень «Школы №.

Мастер-класс «Использование нетрадиционных игр для развития мелкой моторики рук в детском саду» Цель:повышение педагогического мастерства педагогов в области физического развития детей раннего возраста. Задачи:1. Познакомить участников.

Мастер-класс «Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников». Актуальность (слайд 2) На современном этапе развития дошкольного образовании одной из актуальных задач перед дошкольным учреждением стоит.

Мастер-класс «Использование проблемных ситуаций при формировании здоровьесберегающего поведения у дошкольников» В дошкольном возрасте формируются поведенческие привычки детей, которые оказывают существенное влияние на качество здоровья. Работа по формированию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников».
Опубликовано: 3 февраля 2017 в 21:40
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников».» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ширшина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД