Наталья Рык
Мастер-класс «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
«Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель: ознакомление педагогов с образовательной технологией мнемотехники, обеспечивающей эффективное запоминание
Задачи:
активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми;
создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов
Публикация «Мастер-класс „Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами.
Ход мероприятия
Я рада приветствовать вас на сегодняшнем мастер-классе, в ходе которого я постараюсь объяснить такие понятия, как «Мнемотехника», «Мнемотаблица», а также узнаете, как, где и для чего можно использовать мнемотаблицы в нашей работе с детьми.
Порой на лестнице стою, стараюсь догадаться:
Собралась подниматься я, а может, вниз спускаться?
У дверцы холодильника не в силах я понять:
Поставила я что-то внутрь или хотела взять?
И в сумерках, держа чепец, себе я ужаснулась:
Не знаю — спать ли я ложусь, иль только что проснулась?
В этом стихотворении старушка делится своими проблемами с памятью, склерозом.
А как обстоят дела с вашей памятью, уважаемые коллеги?
Предлагаю провести небольшой тест на определение и типа вашей памяти. Сейчас вы узнаете доминирующий вид вашей памяти, зрительная или слуховая.
Для этого на доске появятся слова, которые вы сможете про себя повторить несколько раз в течение 30 секунд, а затем на листочке запишите те, которые вспомните.
Педагоги выполняют задание.
А сейчас я вслух 2 раза прочитаю такое же количество слов. И вы так же их запишите на листочке. А потом подведём итоги.
• Книга
• Тетрадь
• Ножницы
• Окно
• Небо
• Звезда
• Улица
• Дерево
• Змея
• Ковёр
• Доска
• Пальма
• Остров
• Цирк
• Кресло
Педагоги выполняют задание.
Каких слов запомнили больше, зрительно или на слух, такая память и преобладает. Норма 10 слов.
Итак, уважаемые коллеги, вы сами для себя сейчас определили вид своей памяти. У кого-то лучше зрительная, а у кого-то слуховая. Вот так и у детей, память бывает разного типа. Одни дети лучше запоминают слова, в этом случае требуется произвольное запоминание. Когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий. А другие – лучше запоминают зрительные образы. В этом случае действует непроизвольное запоминание, основанное на эмоциях и интересе ребёнка.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Память влияет на то, как развивается мышление ребёнка и его речь, поэтому нам необходимо найти такие приёмы, которые бы развивали детскую память в целом. Таких приёмов много и одним из них является мнемотехника.
Мнемоника происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания.
Мнемотехника - система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Вспомните знакомую всем с детства фразу для запоминания цветов радуги – «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Для запоминания падежей русского языка – «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку» — (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный). Это мнемотехника. Просто тогда мы не знали, что это так называется.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотехника строится от простого к сложному: сначала это мнемоквадрат, потом мнемодорожка, и только после всего можно приступить к мнемотаблице.
Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.)
Данная технология используется при реализации задач всех образовательных областей. Для того чтобы занятия проходили с пользой, стоит придерживаться нескольких простых правил:
Начинайте с простого. Сначала познакомьтесь с единичными изображениями, а потом постепенно добавляйте сложность. Чтобы у ребенка была уверенность в своих силах.
Не нагружайте детей. Не стоит показывать больше двух мнемотаблиц в день, и количество квадратов в таблице не должно быть больше 9 штук.
Изображения должны быть красочными и обязательно цветными, чтобы привлекали внимание ребенка, так как они быстро запоминают цветные образы. Когда ребенок станет постарше, то можно использовать черно – белый вариант.
Меняйте тему занятий, чтобы не пропал интерес.
В своей группе я включаю еще один этап: составление мнемотаблицы совместно с детьми. Если прорисовывать схему совместно с детьми, то они гораздо быстрее запоминают информацию и им проще воспроизвести ее.
Сейчас я предлагаю вам поучаствовать со мной в составлении мнемотаблицы на тему «Весна».
Рисуем таблицу на мольберте, разделив на 9 квадратов.
А сейчас, уважаемые воспитатели, я предлагаю вам составить мнемотаблицу для стихотворения «Ёлочка» Н. Нищевой.
Послушайте его:
Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
Перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично. Что можно нарисовать к первой строчке? Следующая строка…. и т. д.
А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст.
Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного.
Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно.
Показать альбом с мнемотаблицами.
На примере этих схем я предлагаю вам поиграть. Вы загадываете животное, овощи, фрукты, профессии, и т. д и опираясь на схему нам про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать. Итак.
Педагоги по мнемотаблице описывают выбранное.
Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении пословиц, скороговорок, загадок и т. д.
По развитию речи у детей можно использовать приём мнемотехники – коллажи.
Коллаж представляет собой некий зрительный план того, о чём или о ком будет рассказ. При этом ребёнок, рассказывая, не просто опирается на зрительный образ, а устанавливает ассоциативные связи между предметами или картинками. Содержание коллажа может быть разнообразным: это картинки, модели, буквы, цифры, геометрические фигуры, наклеенные на лист.
Уважаемые коллеги, посмотрите, какая необычная картинка. Это коллаж. Что можно сделать с помощью этого коллажа?
На картинке показываю сеть изображений - букву "Д", море, корабль, очки, радиоприемник, книга, попугай, рыба, молоко, дети, мяч и обруч.
Ответы педагогов
Давайте установим ассоциативные связи.
Буква «Д» - дельфины
Море – дельфины – морские животные
Корабль – дельфины хорошо плавают
Очки – у дельфинов острое зрение
Радиоприёмник – у дельфинов хороший слух
Книга – дельфины очень умные животные.
Попугай – дельфины умеют разговаривать, но их язык нам не понятен.
Рыба – дельфины питаются рыбой.
Молоко – самки дельфинов кормят своих детёнышей молоком.
Дети – дельфины очень любят детей
Мяч и обруч – дельфины выступают в дельфинариях
Педагог совместно с присутствующими проговаривает рассказ, при этом указывает на картинки коллажа, а все вспоминают ассоциативные связи.
Примерный рассказ.
Дельфины – это морские животные. Они умеют очень хорошо плавать. У дельфинов острое зрение, хороший слух и они отлично ориентируются в пространстве. Дельфины – умные животные, они умеют разговаривать, но их язык нам не понятен. Дельфины питаются рыбой. Самка кормит своих детёнышей молоком. Дельфины любят детей, выступают на представлениях в дельфинариях. Они умеют играть с мячом и обручем.
Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые я показала сегодня, вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Это очень интересно и увлекательно!
Таким образом, можно сделать выводы, что с помощью приемов мнемотехники удается достичь следующих результатов:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
А сейчас я предлагаю вам продолжить фразы:
- Сегодня я узнала….
- Было трудно, но….
- Я поняла, что…
- У меня получилось…
- Меня удивило….
- Мне захотелось….
- Это вовсе не трудно, просто….
В заключение мастер–класса, я предлагаю вам три больших листа и кружочки. На одном нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка. На картинке, которую вы выберите, прикрепите кружок.
Чемодан – оставляют кружок те, кто готов забрать с собой и использовать в своей деятельности мнемотехнику.
Мусорная корзина – те, кому оказалась информация ненужной, бесполезной и что можно ее отправить в «мусор».
Мясорубка – тем, кому оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Что нужно еще додумать, доработать, «докрутить».
Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!