Старцева Ольга Михайловна
Мастер-класс «Использование мнемотехники как инновационного метода в развитии речи детей с ТНР»
Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов мнемотехники как способом развития речи, зрительного восприятия, зрительной памяти и мышления, обеспечивающих эффективное запоминание текстов, сохранение и воспроизведение информации.
Задачи:
- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;
Публикация «Мастер-класс „Использование мнемотехники как инновационного метода в развитии речи детей с ТНР“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников (при заучивании стихотворений, сказок);
- повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы;
- активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных
технологий в работе с детьми в речевом развитии;
- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран, мультимедийная презентация, мнемотаблицы, тексты.
Раздаточный материал: мнемотаблицы, тексты стихотворений,
СЛАЙД 1, 2
Тема моего мастер-класса «Использование мнемотехники как инновационного метода в развитии речи детей с МНР»
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем.
СЛАЙД 3
Ещё Ушинский писал: «Учите ребёнка каким – ни будь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». То есть здесь идёт речь об ассоциации слова и какого-то символа или изображения.
Проанализировав нынешнюю ситуацию с ТНР, а то и отсутствия речи вообще у моих воспитанников, я взяла за основу своей работы формирование коммуникативных навыков, используя методы и приемы, которые стимулируют развитие всех психических процессов. Одним из таких методов является мнемотехника.
Сегодня я познакомлю вас с этой техникой и дам возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми
СЛАЙД 4
Вспомните знакомую всем с детства фразу для запоминания цветов радуги – Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Для запоминания падежей русского языка
– «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку» — (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).
Наречия на шипящую – исключения
- Уж замуж невтерпеж.
СЛАЙД 5
В геометрии
— Биссектриса — это крыса бегает по углам и делит их пополам.
-Пифагоровы штаны во все стороны равны. ( теоремы Пифагора: «Квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов».)
В химии - Сапоги мои того…- пропускают Н2О.
- Лей кислоту поверх воды, а то недолго до беды!
- Валентность химических элементов:
Калий, натрий, серебро с водородом заодно. (валентность 1).
СЛАЙД 6
Так вот запоминание правил, теорем, формул, стихов, опираясь на ассоциации- Это мнемонические приёмы запоминания
Многие методы и приёмы мнемотехники буквально встроены в нашу жизнь, окружают нас со всех сторон, мы настолько к ним привыкли, что не замечаем их. Мы с вами всегда этими приёмами пользовались, порой не отдавая себе отчета, что это один эффективных методов в работе с детьми, особенно имеющими отклонения в развитии речи.
Что такое мнемотехника
Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания.
СЛАЙД 7
Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Главный «секрет» мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т. е. связь слова и образа. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет, ребёнок вспоминает и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь «секрет
СЛАЙД 8
И этому секрету мы должны научить наших детей. Актуальность мнемотехники обусловлена тем, что как раз у наших детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна! Конфуций: «Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю».
Мнемотехника детям с ТМНР как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи….
СЛАЙД 9
Мнемотехника строится от простого к сложному и включает следующие приё мы: мнемоквадрат – мнемодорожка - мнемотаблица.
СЛАЙД 10
Работа происходит в несколько этапов:
Первый этап - это знакомство с символами (работа с мнемоквадратами).
Второй этап – чтение простых схем из 2-4 символов (мнемодорожки).
Третий этап – работа с мнемотаблицами.
Мнемоквадрат – это карточка с одиночным изображением, которое обозначает одно слово, знакомое ребёнку, или словосочетание. Это изображение должно быть обязательно цветным. Его применяют в младшем возрасте. В этом возрасте даются готовые мнемоквадраты и обсуждаются с детьми, что будет на них изображено. Задача ребёнка- назвать слова по картинкам.
СЛАЙД 11
Первый этап моей работы: Я провожу предварительную работу с детьми по овладению приёмами мнемотехники.
- кодировка отдельных слов, часто встречающихся понятий в символы;
- первоначально нужно учу детей использовать картинки в качестве опоры для запоминания отдельных слов путём соотнесения каждого слова с рисунком, подходящим по смыслу.
СЛАЙД 12
Я хочу сейчас более подробно остановиться на этом приеме, так как мои дети с более тяжёлым диагнозом, то и начала я с самого простого и лёгкого. У нас в группе собрано уже довольно большое количество предметных картинок по разным темам- это 21 комплект по 16 предметных картинок, они и служат мнемоквадратами- яркие, четкие изображения, понятные детям. Обучающий аудиопланшет «Говоруша», который тоже является очень хорошим видеопособием, куда входит комплект карточек по 12 темам.
СЛАЙД 13
Есть комплекты картинок по сказкам «Репка», «Три медведя», «Колобок», «Три поросенка»
СЛАЙД 14, СЛАЙД 15
Второй этап моей работы: Я подобрала видео- игры на развитие зрительной памяти, зрительного восприятия, внимания, мышления и других психических процессов. Ну и как же это работает? Принцип игры заключается в следующем….(Показ работы по видео-играм. Предложить педагогам игру.)
Слайд 16
Мнемодорожка – ряд картинок (3 – 5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 – 4 предложения или алгоритмы выполнения трудовых операций или санитарно- гигиенических действий: заправка кровати, умывание, складывание одежды, стирка на стиральной машинке, ручная стирка, глажка одежды и т. д. Ею овладевают ребята, которые имеют более-менее развитую речь. Здесь можно использовать как цветные, так и однотонные изображения.
СЛАЙД 17
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.). Её лучше всего использовать, когда дети уже освоили первый приём (этап)- мнемоквадраты.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью :
- Заучивания стихов, потешек;
- При отгадывании и загадывании загадок;
- При пересказе текстов;
- При составлении описательных рассказов.
СЛАЙД 18
А сейчас вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания стихотворения. На каждое слово или словосочетание создан свой мнемоквадрат и дети, имея перед глазами такую карточку – символ, быстро запоминают стихотворение.
Этапы работы над стихотворением:
Сначала я выразительно читаю стихотворение.
Задаю вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребёнку уяснить основную мысль стихотворения.
Выясняю, какие слова непонятны детям, объясняю их значение в доступной для детей форме.
Читаю отдельно каждую строчку стихотворения. ребёнок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.
На начальном этапе я предлагала готовые план – схемы.
Мнемотаблицы могут быть разные : готовые, нарисованные педагогом (готовая форма, нарисованные совместно с детьми, самостоятельно детьми.
СЛАЙД 19
Мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Этот метод помогает научить детей составлять описательные рассказы о предметах, живых объектах или явлениях природы, транспорте, профессиях, посуде, игрушках и т. д.
СЛАЙД 20
Ещё мнемотаблицы можно использовать при пересказе сказки, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведение в своей речи необходимых выражений.
Итог:
Представленные приёмы работы с использованием мнемотехники позволяют повысить эффективность коррекции речи детей с тяжёлыми нарушениями развития, способствуют повышению интереса к данному виду деятельности, который развивает связную речь детей и являются средствами формирования одной из ключевых понятий – владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе.