Мухина Евгения Владимировна
Мастер-класс «Использование кинезиологии в работе педагога-психолога ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
познакомить педагогов с здоровьесберегающей технологией – кинезиологией через организацию и проведение специальных движений, упражнений и приемов.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер класса с эффективными кинезиологическими упражнениями, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников.
2. Отработать совместно с участниками мастер класса последовательность действий и приемов работы по применению кинезиологических упражнений в работе.
Темочки:
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, к их широкому применению в совместной деятельности с детьми.
Ход мастер-класса
Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Один из методов решения этих задач, который меня заинтересовал, является метод кинезиологии.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу полушарий головного мозга, тем самым повысить стрессоусточивость, снизить повышенную утомляемость, улучшить состояние физического здоровья и социальной адаптации детей. Особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии.
Метод кинезиологической коррекции улучшает у ребенка не только познавательную сферу, но и повышают способность к самоконтролю и саморегуляции. Если нет согласованности между полушариями, то человек не может одновременно слушать, писать и видеть написанное.
Несколько правил по применению кинезиологических упражнений:
1. Основным требованием к использованию кинезиологических упражнений является четкое выполнение движений. Вначале сам педагог должен «отчеканить шаг», а потому уже показывать это детям.
2. Все упражнения очень простые, поэтому их можно выполнять в любом месте и в любое удобное время.
3. Заниматься ежедневно.
4. Занятия должны быть ненавязчивыми, оформлены в виде игры.
5. Продолжительность занятий от 5 до 20 минут.
6. Одно упражнение должно занимать не более 2 минут.
7. Внутри комплекса упражнения можно как угодно менять местами.
Что включают в себя комплексы упражнений?
Растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.
Сегодня я предлагаю познакомиться вам со следующим комплексом кинезиологических упражнений:
1. Упражнение «Кулачки – ладошки»
Ладони лежат на столе, тыльной стороной вверх, ритмично сжимаем ладони в кулаки, разжимаем (ладони, сжимаем, разжимаем. Усложнение: - одна рука-кулак, вторая- ладонь, одновременно меняем- первая –ладонь, вторая кулак, ритмично одновременно меняем положение, доводя до автоматизма; - ладонь, ладонь, кулак, кулак. Ладони превращаем в кулаки не одновременно, а поочередно, ритмично, доводя до автоматизма. Вначале образец взрослого необходим, затем постепенно пытаемся предложить ребенку продолжить выполнение упражнения самостоятельно.
2. Упражнение «Зайчик-коза-вилка»
«Зайчик» - указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.
«Коза» - указательный палец и мизинец выпрямить. Средний и безымянный - прижать большим пальцем к ладони.
«Вилка» - указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены врозь и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони.
Кинезиологические упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, активизируют процессы письма и чтения.
3. Упражнение «Колечки»
Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
4. Упражнение «Дом-ёжик-замок»
«Дом» – пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить. «Ёжик» – поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой. «Замок» – ладони прижать друг к другу, пальцы переплести.
Растяжки нормализуют гипертонус – неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение, а также гипотонус – неконтролируемую мышечную вялость.
5. Упражнение «Снеговик» (растяжка)
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения мягко падаем на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
6. Упражнение"Дыхание носом".
Упражнение заключается в том, что дети дышат только одной ноздрей. При этом важно правильно располагать пальцы рук: правая ноздря закрывается правым большим пальцем, левая - мизинцем левой руки. Остальные пальцы всегда направлены вверх. Важно глубоко и неторопливо дышать.
Двигательные упражнения.
7. Упражнение «Паровозик»
Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.
При выполнении телесных движений снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Упражнения для развития мелкой моторики стимулируют речевое развитие и мышление.
8. Упражнение «Симметричные рисунки»
Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время "рисования" на свою руку).
Как показывает практика, на отработку каждого упражнения нужно не более двух-трёх дней. Это сначала кажется, что это невозможно, но потом координируются и развиваются межполушарные связи, и вы уже начинаете удивлять других выполнением данных упражнений.
Оценить свою работу, выразить свое отношение к нашему мастеру-классу я предлагаю через выполнение следующих упражнений:
"Зарядка"
Участникам педагогического взаимодействия, вставшим в круг, педагог предлагает через выполнение определенных движений дать оценку отдельным компонентам этого взаимодействия (содержанию, отдельным технологиям, деятельности некоторых творческих групп, учащегося, педагога, отдельным играм и т. д., а также выразить свое отношение к этим компонентам. Могут быть предложены следующие движения:
- «кулачок» – очень низкая оценка, негативное отношение;
- «ладошка», - невысокая оценка, безразличное отношение;
- «вилка» – удовлетворительная оценка, спокойное отношение;
- «коза» – хорошая оценка, позитивное отношение;
- «зайка» – очень высокая оценка, восторженное отношение.
В начале реализации этой технологии педагог знакомит участников со всеми движениями и их значением.
Каждый участник, после того как педагог называет тот или иной компонент состоявшегося взаимодействия, по своему усмотрению производит какое-либо движение.
Уважаемые коллеги, как вы считаете пригодиться ли вам в будущем кинезиологические упражнения рассмотренные на мастер классе? Как вы будете их использовать в своей работе?
Подводя итог сегодняшнего мастер класса, следует отметить, что регулярное выполнение комплексов кинезиологических упражнений способствует активизации межполушарного взаимодействия, оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Делайте упражнения, играйте вместе с детьми. Это весело и полезно.
Литература
1. А. Л. Сиротюк «Обучение детей с учётом психофизиологии», «Сфера», Москва 2001г.
2. А. Л. Сиротюк «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения», «Сфера», Москва 2003г.
3. В. Любимова «Кинезиология. Второй уровень познания тела», «Невский проспект», Санкт – Петербург, 2005г.
4. В. Любимова «Кинезиология, или природная мудрость тела», «Невский проспект», Санкт – Петербург, 2005г.
5. П. Деннисон, Г. Деннисон «Программа «Гимнастика ума». Пер. С. М. Масгутовой, Москва, 1997 г.
6. Интернет ресурс.