Валентина Сорокина
Мастер-класс «Использование изотерапии в ДОУ» для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : знакомство педагогов с артпедагогическим и арттерапевтическим приемом – изотерапия и особенностями использования в работе с детьми в условиях ДОУ.
Ход мастер-класса :
Сегодня я хочу с вами поделиться опытом из своей работы с детьми дошкольного возраста. Для начала я попытаюсь раскрыть понятия «Арт-терапия» и «Изотерапия», а также показать вам различные варианты использования изотерапии в ходе работы.
Публикация «Мастер-класс „Использование изотерапии в ДОУ“ для педагогов» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Изотерапия в детском саду
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Педагоги от родителей часто слышат такие слова: «Мой ребенок долго привыкает к детскому саду», «Мой ребенок боится чего либо» и т. д. Порой мы даже не знаем, что ответить на эти вопросы и отвечаем: «Мы над этим работаем».
Работая в детском саду не один и не два года, а больше, начинаешь замечать разницу между детьми. Раньше дети были более спокойные, покладистые, и как то не замечали никаких нарушений в их поведении.
В последнее время становиться все больше детей, имеющих нарушения развития различных сфер – двигательной, интеллектуальной, психической. Разнообразие заболеваний поражает: заболевания, сопровождающиеся расстройствами речи, двигательных функций, синдром Дауна, аутизм, умственная отсталость и тому подобные. Рождаемость детей с нарушениями развития возросла и стала являться важной социальной проблемой.
Таким образом, важнейшим аспектом в развитии детей дошкольного возраста является разработка методик, с применением артпедагогических и арттерапевтических технологий.
Распространение знаний об арт-терапии повлияло на возникновение арт-педагогики. Арт-педагогика (или же психопедагогика искусства) сегодня формируется как самостоятельное направление педагогики.
Арт-педагогика и арт-терапия имеют разные теоретические основы, различаются по сути, задачам, содержаниям и технологиям. Однако оба направления имеют место в специальном образовании. Дополняя друг друга, они решают главную цель - гармоничное развитие детей, расширение возможностей их социальной адаптации при помощи искусства.
Арт-терапией с детьми могут заниматься специалисты - психологи и арт-терапевты, прошедшие специальное обучение. А применять артпедагогические методы могут все педагоги, желающие использовать их в своей работе с детьми.
Длительное время арт-терапия как направление психокоррекции применялась исключительно в психотерапевтической практике. Однако сегодня значительно вырос интерес к механизмам влияния искусства на ребенка с нарушениями эмоционально-волевой сферы в частности, с синдромом гиперактивности.
У детей с речевыми патологиями обнаруживается сложное сочетание нарушения речи и эмоциональной сферы. Выражается это в бедности эмоциональных проявлений, такие дети испытывают трудности с определением и соотнесением эмоциональных состояний. В связи с этим у детей часто наблюдаются трудности в общении со сверстниками, многие из них гиперактивны или наоборот зажаты. Дети, которые плохо разговаривают, нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке со стороны взрослых, которая необходима им для преодоления эмоциональных барьеров общения.
Арт-терапия дает возможность воспитанникам заниматься творчеством в соответствии со своими желаниями, интересами, добиваться результатов и получать удовлетворение от своей деятельности, тем самым развивая волевые качества и целеустремленность.
«Практическое применение арт-терапевтических методик облегчает психокоррекционный процесс, повышает самооценку, способствует осознанию своих ощущений и чувств, развивает художественный вкус, творческие способности, эстетическое восприятие действительности».
Задачи, которые может решить применение арт-терапевтических приемов в детском саду?
1. Диагностировать психологические проблемы у ребенка.
2. В адекватной форме выпустить агрессию и прочие негативные проявления.
3. Облегчить процесс коммуникации, установления отношений с другими людьми.
4. Сплотить детский коллектив.
5. Повысить самооценку.
6. Научить контролировать собственное внутреннее состояние.
7. Справиться со страхами и тревожностью, с психическим напряжением.
8. Приобрести новые, более конструктивные модели поведения в той или иной ситуации.
9. Получить удовольствие от самовыражения и бессознательно перенести его на обычную жизнь.
Главное отличие арт-терапии от традиционных занятий по изодеятельности и музыке в детском саду.
Главным отличием является то, что в арт-терапии творческую деятельность можно назвать спонтанной, в отличие от четко спланированной и тщательно организованной деятельности по накоплению знаний, умений и навыков по изобразительному или музыкальному искусству.
Основные принципы арт-терапии.
1. Главный принцип арт-терапии – одобрение и абсолютное принятие всех продуктов творческой деятельности ребенка независимо от их содержания, формы и качества.
2. Желание ребенка – основное условие занятия. Творчество без желания невозможно.
3. Непосредственное участие самого педагога в той работе, которую он предлагает ребенку.
4. Использование яркого, качественного, добротного материала в занятиях творчеством.
Что нужно знать педагогу при выборе средств и приемов арт-терапии?
1. При использовании приемов арт-терапии надо учитывать, что каждый изобразительный материал имеет определенный диапазон возможных способов действий с ним, стимулирует ребенка к определенным видам активности. Подбирать изобразительные материалы надо в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка.
Например, в работе с гиперактивными детьми не рекомендуется использовать такие материалы, как краска, глина и пластилин. Эти материалы стимулируют неструктурированную активность ребенка (разбрызгивание, размазывание, разбрасывание, которая легко может перейти в агрессивное поведение.
Более уместно предложить таким детям листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры, т. е. изобразительные средства, требующие от них организации и структурирования своей деятельности, контроля над выполнением действий. Таким детям можно предложить, например, такие задания, как «Выполни по точкам», «Волшебные колечки», «Мандала» и др.
Напротив, детям, эмоционально «зажатым», с высокой тревожностью более полезны материалы, требующие широких, свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям следует предлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги, глину, пластилин. Листы бумаги можно прикреплять на мольберт, чтобы у таких детей был свободный доступ к рисунку. Также хорошо предлагать детям мел, для рисования на доске.
Наибольший эффект для ослабления эмоционального напряжения и тревожности имеют такие задания, как «Рисование пальцами», «Волшебные пятна», «Нарисуй свое настроение» и др.
2. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными. Новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Ребенок получает необычный опыт. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит неосознанной информации. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом.
В условиях коррекционной работы с дошкольниками можно использовать следующие виды арт-терапии:
• Изотерапия (кляксография, рисование пальцами, рисование листьями и сыпучими материалами, рисование под музыку, рисунок на мокрой бумаге и т. д.).
• Бумагопластика (аппликация, оригами и др.).
• Пластилинография
• Цветотерапия
• Танцетворчество
• Музыкальная релаксация. Музыкотерапия
• Библиотерапия, сказкотерапия.
• Куклотерапия, маскотерапия
• Клоунтерапия
• Вокалотерапия
• Психогимнастика (кинезотерапия)
• Логоритмика
• Песочная терапия
• Фототерапия
• Игротерапия (игры-драматизации, творческие сюжетно-ролевые игры, игры-импровизации с правилами, приемы игры-психодрамы).
• Мандалотерапия
Из перечисленных выше видов арт-терапии остановимся на изотерапии. Изотерапия – универсальная технология, которую можно использовать как в работе с детьми, так и с родителями. В основе изотерапии лежит особая «сигнальная цветовая система», когда с помощью цвета человек сигнализирует о своем эмоциональном состоянии (см. приложение 1).
1. Настрой на рисование.
2. Абстрагированное рисование.
3. Рефлексия (анализ результата рисования).
Независимо от того, что ребенок и взрослый выбирают для своих занятий, основная цель использования изотерапии всегда одна и та же : помочь ребёнку начать осознавать себя и существование в своем мире. Это связано с тем, что рисование, даже без какого либо вмешательства взрослого – мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить самоидентификацию и обеспечивает путь для проявления чувств. Нет детей, которые бы не любили рисовать. Есть дети, которые разлюбили краски. Причины кроятся в том, что взрослые усаживают малыша перед листом бумаги и уходят, забывая о том, что ребенку нужен не зритель, а человек сопереживающий. Дети рисуют то, что для них важно. Число методов, облегчающих детям выражение их чувств, при использовании рисования, бесконечно.
Виды нетрадиционных техник рисования: пальцевая живопись, рисунки ладошкой, рисование мыльными пузырями, рисование ватными палочками, рисование сухими листьями и другим природным материалом, рисование по мокрому листу, техника «эбру» (появилась в Турции еще в 16 веке, кляксография, рисование нитками, монотипия, граттаж, «штамповка», коллаж, смешанные техники.
При создании одной работы также могут сочетаться несколько техник. Кроме того, старшие дошкольники способны к созданию коллективного произведения. Например, в рамках создания творческого детского или детско-родительского проекта. В этом отношении великолепно смотрятся на стенах любой квартиры и детского сада коллажи, созданные ребятами и их родителями.
Проводится практическая работа с педагогами (см. приложение 2).
Использованная литература
1. Копытин А. И. «Основы арттерапии»; СПб, 1999
2. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комисарова Л. Н., Добровольская Т. А. «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании». ACADEMA 2001 год. Москва.
3. Практикум по арттерапии. Под редакцией Копытина А. И. Питер, 2000 год.
4. Шевченко Ю. С. «Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми и подростками». Балашов. 1998 год