Саянт Абдусаламова
Мастер-класс «Использование дидактических игр в работе дефектолога»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс учителя-дефектолога для педагогов
на тему: «Использование дидактических игр в работе- дефектолога»
Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие. Для дошкольников, имеющих нарушения психических процессов, в условиях детского сада создаются специальные группы, основной задачей которых является коррекция данных процессов. Для решения данной задачи в рамках детского сада осуществляется реализация специальных программ. Среди методов коррекции психических процессов дошкольников с положительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя методы игровой терапии. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции. Использование в коррекционной работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению или вытеснению, или фиксированию ребенка на своем дефекте. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства. Поэтому необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов дефектолога в его работе через игру очевидна.
Публикация «Мастер-класс „Использование дидактических игр в работе дефектолога“» размещена в разделах
Игра дошкольников:
- способствует развитию психических процессов таких как: внимание,
память, мышление, моторики и речи;
- способствует совершенствованию разговорной речи;
- способствует обогащению словаря;
- побуждает детей к общению друг с другом;
Поэтому необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов
дефектолога в его работе через игру очевидна.
Цель мастер-класса: повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога – мастера по изготовлению и использованию дидактических игр в работе с детьми.
Задачи:
Познакомить педагогов с опытом работы по изготовлению и использованию дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты мастер-класса.
- овладение педагогами дошкольных образовательных учреждений
способами изготовления пособий;
- обучить участников мастер – класса методам и приемам использования
дидактических игр в педагогическом процессе;
- вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Оборудование:
Наглядные картинки «Сказочными героями», «Диких и домашних животных», «Солнышко»,«Кто спрятался на картинке»;
картотека чистоговорок;
музыка, мяч.
План проведения мастер
-класса:
1.Теоретическая часть. Презентация.
Актуальность темы. Использование дидактических игр в работе учителя-дефектолога.
2. Практическая часть.
Комментированный показ проведении дидактических игр «Собери сказку», «Кто где живет и чем питается», «Встречу слово на дороге-разобью его на слоги», картотека чистоговорок.
Ход мастер-класса:
-Здравствуйте уважаемые коллеги!
Приглашаю Вас на мой мастер-класс «Использование дидактических игр в работе дефектолога»
Дидактическая игра— одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».
В коррекционной работе мы используем традиционные дидактические игры, кроме них на занятиях для дидактических игр, я использую пособии сделанные своими руками.
В чем плюс пособий, сделанных своими руками? Как правило они мобильны и многофункциональны!
Мобильность- это способность пособия быстро меняться, изменять условия игры.
Многофункциональность-выполнение пособием нескольких различных функций.
Пособие «Часы большие с одной стрелкой»
Пособие изготавливается из листа фанеры, вырезается ровный круг. Стрелка из плотного картона крепится в середину круга таким образом, чтобы свободно крутилась в разные стороны. Картинки к часам крепятся с помощью скрепок, при необходимости меняются в зависимости от игры.
Это пособие помогает решать множество задач: развивать умение классифицировать, находить лишнее, обогащать словарь, развивать речь, развивать логическое мышление, развивать внимание, память, автоматизировать звуки, проводить логопедическое обследование и т. д. Рассмотрим подробнее игры с этим пособием:
1. «Время года» - на часах размещаются картинки- признаки времени года, в зависимости от сезона, среди них помещаются картинки-признаки какого-то другого времени года. Ребенку дается задание- Найти лишние картинки. Он подводит стрелку к лишней (им) картинке (ам) и убирает ее (их, при этом объясняя, почему она (они) лишняя (ие).
2. «Геометрические фигуры» - на часах картинки с предметами какой-то геометрической формы (например, круглые: мяч, апельсин, колесо и др.) и среди них несколько лишних не круглой формы (крыша, кубик, ребенок находит лишние картинки о объясняет почему они лишние.
3. «Домашние животные», «Дикие животные», «Фрукты», «Овощи», «Транспорт», «Ягоды», «Деревья», «Цветы», «Дымковская живопись», «Гжель» и т. д.
4. По типу игры «Геометрические фигуры» на часы помещаются несколько лишних картинок, ребенок подводит стрелку и объясняет почему картинки лишние.
5. «Назови одним словом» (классификация). Ребенок вращает стрелку и называет все картинки на часах, а потом называет их одним словом: «Животные», «Транспорт», «Ягоды», «Фрукты», «Овощи» и т. д.
6. «Время суток» - ребенок вращает стрелку и по картинкам на часах объясняет, какое это время суток, что бывает в это время суток.
7. «Расскажи по плану» - на часах по порядку размещаются картинки (план рассказа, по типу «Мнемотаблицы») по которым ребенок, вращая стрелку, рассказывает рассказ.
8. «Заучивание стихотворения» - на часах распложено схематично изображенное стихотворение (опорные картинки, при заучивании и рассказе стихотворения вращается стрелка, и ребенок поэтапно рассказывает стихотворение.
9. «Автоматизация звуков в словах» - назови слова на звук, вращается стрелка и называются слова (можно использовать при логопедическом обследовании звукопроизношения).
10. «Найди самое короткое (длинное) слово – стрелка поводится к нужной картинке.
11. «Найди слово с заданным звуком» - стрелка подводится к нужной картинке.
Пособие «Часы с двумя стрелками»
Пособие изготовляется на подобии больших часов, только здесь в центре крепятся две стрелки. Это пособие используется для развития фонематического восприятия. Ребенок вращает две стрелки и подводит их к двум картинкам согласно задания. Используются игры:
1. Игры на дифференциацию: найди два похожих слова (рак- лак)
2. Найди два самых длинных слова
3. Найди два самых коротких слова
4. Найди два слова на заданный звук
5. Найди два слова, где нет какого-то звука.
3. Рефлексия
В ходе работы данного мастер-класса предстояло изучить особенности создания и применения в образовательном процессе дидактических материалов и попробовать себя в качестве автора подобных работ.
В заключении мастер-класса участникам было предложено ответить на вопросы по применению приемов работы детьми, показанных в данном мастер-классе, оценив свою деятельность. Целью этого приема является развитие навыков самоанализа и планирования своей деятельности.
На основе рефлексии я сделала следующий вывод: что поставленная цель и задачи были выполнены, и запланированный результат достигнут, данный мастер-класс был полезен и интересен коллегам, предоставленная информация актуальна, а главное то, что воспитатели будут применять данный материал в своей профессиональной деятельности.