РОГОВА АЛЕКСАНДРА
Конспект мастер-класса «Игры для развития речи и логического мышления у детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : повышение профессионального уровня педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по формированию умственных способностей и творческой активности в процессе игровой деятельности.
Задачи:
познакомить с играми для развития речи и логического мышления детей;
Публикация «Конспект мастер-класса „Игры для развития речи и логического мышления у детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Логическое мышление
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
обучить участников мастер-класса методам и приемам использования развивающих игр в домашних условиях;
развивать интерес к образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике полученные знания.
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам несколько интересных вопросов!
-Кто быстрее доплывет до берега - утята или цыплята?
-Кто быстрее долетит до цветка - бабочка или гусеница?
-У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у
бабушки внуков? (одна внучка)
-На березе росло 5 яблок. Пришел мальчик и сорвал одно яблоко. Сколько яблок осталось?
- Стоит большой дом и маленький. Они горят. Какой дом будет тушить полиция? (Полиция пожары не тушит)
-Что помогло вам, верно, ответить на все вопросы?
-Конечно это сообразительность, креативность, внимание и такие приемы: сравнение, анализ, обобщение. А это и есть приемы логического мышления.
- Как вы думаете, зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? (выслушать ответы педагогов ( если затрудняются с ответом задать вопрос: «Зачем нужна логика нам, взрослым?») .
- Совершенно верно, и нам взрослым, и детям логика нужна всегда.
- Развивает внимание.
- Учит мыслить ясно и четко.
- И, конечно же, служит фундаментом для получения знаний, развития способностей при дальнейшем обучении в школе.
Опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором выделены основные направления развития ребенка : самостоятельность, инициативность, творчество. Поэтому очень важно в дошкольном возрасте развивать эти направления.
Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов.
Одним из наиболее важных процессов является мышление. Что такое мышление? Мышление – это процесс, при помощи которого человек решает поставленную задачу. Мышление тесно связано с речью, с помощью мышления мы получаем знания.
У детей дошкольного возраста основными видами мышления являются наглядно-действенное мышление и наглядно-образное мышление. На основе образного мышления формируется логическое мышление. Но это не значит, что развитием логического мышления детей нужно заниматься только в старшем дошкольном возрасте.
Наглядно-действенное мышление – когда ребенок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом – это основной вид мышления ребенка раннего возраста.
Наглядно-образное мышление – когда ребенок мыслит с помощью образов предметов – такое мышление является основным видом мышления ребенка дошкольного возраста.
Что же такое логическое мышление?
Логическое мышление – это мышление путем рассуждений или построение причинно-следственных связей.
Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, головоломок, решение различных логических
игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности
у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются
конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом
творчество.
Также игра способствует эмоциональному развитию и является способом снятия эмоционального напряжения.
Сегодня я предлагаю вам сыграть в словесные игры, которые способствуют развитию речи и логического мышления у детей.
ИГРА №1 «Каждый знает».
Повторить начало фразы и добавлять новое слово.
Каждый знает, что желтым бывает…
Каждый знает, что сильным бывает…
Каждый знает, что белым бывает…
Каждый знает, что хрупким бывает…
Каждый знает, что умным бывает… (Кто первым отвечает, приглашаю в фокус-группу,3чел)
Пока фокус группа работает с заданиями, мы продолжаем играть…
ИГРА №2 «4 лишний?» — из четырех картинок нужно выбирать лишнюю и объяснить свой выбор.
ИГРА №3 «Найди лишнее слово».
Закончи предложения:
Пример: Понедельник, вторник, среда, четверг - это дни недели
Молоко, хлеб, кефир, сыр, яйца - это.
Москва, Аша, Санкт-Петербург - это.
Утро, вечер, день, ночь - это.
Катя, Миша, Петя, Ира - это.
Собака, кошка, корова, овца - это.
Ромашка, колокольчик, роза - это.
А,Б,В,Г,Д - это.
ИГРА №4 «Кто спрятался?».
Коллеги, где и как можно применять эти игры в нашей работе? (Ответы)
Правильно, именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения, выстраивать причинно-следственные связи. Умение детей последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, мыслить логически – просто необходимо для успешного освоения школьной программы.
А теперь послушаем фокус- группу, какие были у них задания…
Таким образом, можно сделать вывод: педагогические возможности логических игр очень велики. Игры и упражнения по логике развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности. Участие дошкольников в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, логика, воображение, речь, любознательность, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив. Все это позволит ребенку успешнее учиться в школе. Считаю, что данная тема опыта актуальна.
Нужно шагать в ногу со временем,
Как бы ускоряя бег.
Через игру развивать ум,
Креативность, логику, мышление.
Хочу, чтобы каждый мой воспитанник
В будущем был успешный человек!