Ирина Битюкова
Мастер-класса «Развиваем речь, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход мастер-класса :
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сначала сделайте его крепким и здоровым».
Ж. Ж. Руссо.
Слайд №2
- Добрый день, уважаемые коллеги. Я очень рады видеть вас на нашей встрече.
Большинство воспитанников, поступающих в логопедическую группу, наряду с основным диагнозом – ОНР – имеют в анамнезе хронические заболевания, соматическую ослабленность, неврозы, нарушения характера, то есть находятся на границе здоровья и болезни. Воспитанники отличаются нервной истощаемостью, чрезмерной утомляемостью, замкнутостью, вспыльчивостью, гиперактивностью. Эти особенности приводят к трудностям в общении и в обучении детей, существенно снижают продуктивность непосредственно образовательной деятельности учителя – логопеда.
Публикация «Мастер-класса „Развиваем речь, играя“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Соответственно возникает необходимость проведения комплексной коррекционно-развивающей работы с внедрением здоровьесберегающих технологий.
Слайд № 3.
Понятие «здоровьесберегающие технологии».
На современном этапе здоровьесберегающая технология определяется, как система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Слайд № 4.
А теперь мне хотелось бы коснуться классификации здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Современные здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на следующие виды:
* Технологии сохранения и стимулирования здоровья: игровой стретчинг,
гимнастика для глаз, развитие мелкой моторики и зрительно-пространственного гнозиса, кинезеологические упражнения, дыхательная гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения, артикуляционная гимнастика, Су-джок терапия.
* Технологии обучения здоровому образу жизни: игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, самомассаж, биологическая обратная связь (БОС, аурикулотерапия.
* Коррекционные технологии: арттерапия, сказкотерапия, цветотерапия, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика, игры с водой, аромотерапия, музыкотерапия, пескотерапия, биоэнергопластика.
Слайд № 5.
Актуальность выбранной темы мастер - класса подтверждается рядом следующих противоречий:
• противоречие между большим резервом здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе и недостаточной реализацией этих возможностей;
• высоким уровнем требований к здоровью детей и ограниченными возможностями педагогических кадров создавать здоровьесберегающую среду.
Мы все практики и поэтому нам главное как действовать, с помощью каких инструментов совершать воздействие, чтобы развить все положительное и нивелировать отрицательное.
Основная идея – в оптимизации развивающего процесса через разработку пособий и педагогических технологий позволяющих решить за минимальный отрезок времени максимальное количество задач.
Слайд №6 Кинезиологические рисовашки.
-Уважаемые взрослые, любите ли вы сказки так, как любят их ваши дети?
-А хотите сочинить свою сказку?
-Посмотрите, я к вам пришла не одна. Это человечек. Я пока не знаю, как его зовут, где он живёт, сколько ему лет, даже девочка это или мальчик.
- давайте вместе с вами оживим этого человечка. Для этого мне нужны художники (2 человека).
- Вы любите рисовать? А рисовать двумя руками одновременно вы пробовали?
- Возьмите в руки маркеры и будем творить образ нашего гостя.
- Вы посовещайтесь и откройте нам секрет, кто это будет мальчик, девочка или сказочный герой.
- Дорогие художники, вы должны договориться, кто, что будет рисовать, чтобы не мешать друг другу.
- Прекрасно, пока наши художники работают, мы расскажем все о нашем мальчике (девочке).
-Как его зовут?
- Сколько ему лет?
- Где он живёт?
- Что он любит делать в свободное время?
- Что не любит кушать?
- Какое у него любимое блюдо?
- Какая любимая игра? И т. п.
- Отлично сценаристы молодцы, а художники покажите, что у вас получилось.
- Здравствуй Саша? Приятно с тобой познакомиться.
Слайд №7. Работа со шнуровкой.
- Удивительная история произошла с нашим мальчиком.
Как то раз в тёплый погожий осенний денёк он гулял во дворе и увидел, что на дереве, мимо которого он проходил, появились….
- Как вы думаете, что?
- На что похожи листики?
- Какие бывают листья?
- Значит можно сказать, что на дереве появились красные, крупные, жёлтые, оранжевые листья.
- И тут мальчик задумался, а сколько листьев растёт на дереве? Мы поможем ему их посчитать?
- Какая команда садовников сможет больше другой, за определённое время прошнуровать листья, та и выиграет. А мы вместе все считаем (от10 до 1).
- И тут наш мальчик задумался, вот дерево растёт во дворе, а хорошо это или плохо. Давайте поможем ему разобраться в этом. Команда справа – оптимисты, предлагают варианты, почему это хорошо. А слева - пессимисты (временно) – предлагают доводы - почему плохо. Причём доводов должно быть столько, сколько листиков садовники прошнуровали на своё дерево.
- Вот такая нескучная шнуровка у нас получилась.
Слайд № 8
- Посчитал Денис листочки, опустил вниз голову и увидел своего друга ёжика. Ёжик был очень грустный и расстроен, потому что потерял свои иголки.
- Чисто случайно в нашем зале в нашем зале оказался самый настоящий волшебник. Маэстро, совершите своё волшебство, прикрепите ёжику новые иголки. Совершая это чудо, вы должны будете называть интересный факт из жизни ежёй. Например: Ёж живет в норе и т. п.
- Ёжик очень обрадовался своим новым иголкам и захотел отблагодарить своего друга.
- Чем я могу порадовать тебя?
- Я хочу. Чтобы наступило лето.
-Изменить ход времён года я не могу, но маленькое волшебство всё - таки сейчас произойдёт, если добрые и отзывчивые логопеды возьмут листы, согнут их пополам и методом обрыва бумаги сделают бабочку. Теперь отклеиваем липкую ленту и прикрепляем нашу бабочку к волшебной палочке.
Вот такая удивительная история произошла в жизни нашего Дениса. Я уверена, что в жизни ваших детей происходят не менее удивительные истории.
-Давайте придумаем название нашей сказке.
Слайд №10.
Литература
1. Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.
2. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
3. Евдакимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.
4. М. Ю. Картушина. Логоритмические занятия в дет. саду. М. :Сфера, 2003 г.
5. С. В. Коноваленко. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Москва, 1999 г.
6. Кувшинова, И. А. Здоровьесбережение, как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией [Текст]/ И. А. Кувшинова. -М:2009.(библиотека журнала «Логопед».вып. 6) 13 с.
7. Кучма В. Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2001.
8. Кучма В. Р., Сердюковская Г. Н., Демин А. К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.
9. Леонова С. В. «Веселая разминка. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов». Логопед. 2004. №6. с. 83.
10. Маханева М. Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5.
11. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. -М., 2002.
12. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
13. Панкратова И. В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1.