Анна Рожкова
Встреча семейного клуба в ДОУ. Тема «Играя-развиваем речь».
▼ Скачать + Заказать документы
Семейный клуб «Играя-развиваем речь».
Цель:
- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;
- Повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
- Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;
- Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.
Участники: Воспитатель, родители.
Публикация «Встреча семейного клуба в ДОУ, Тема „Играя-развиваем речь“,» размещена в разделах
Оборудование: Счётные палочки, мячик, бумага для оригами, прищепки, зубные щётки, шестигранные карандаши.
Ведущий (воспитатель) : Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас на нашей встрече, посвященной развитию речи дошкольников.
Тема нашей сегодняшней встречи. «Играя-развиваем речь».
В наше время у детей есть, казалось бы всё ,для развития (компьютеры, планшеты, телевизоры). Но проблема речевого развития на сегодняшний день очень актуальна, процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким
В чём же проблема? В наше не лёгкое время, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах.
Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
М. М. Кольцова в своей работе «Ребёнок учится говорить» указывает на то,что речевые области головного мозга человека формируются под влияние импульсов от пальцев рук. Это значит, что чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем умнее и изобретательней становится. Для развития мелкой моторики есть множество разнообразных игр из подручного материала. (прищепки, зубные щётки, резиночки, крупные бигуди бусы, карандаши и т. д. и т. п.).
Сейчас я предлагая Вам поиграть с нестандартным оборудованием который есть у всех дома. Это будут прищепки и зубная щетка. (Родители повторяют за воспитателем)
Прищепка:
Мы шли-шли шли
Много клюквы мы нашли
Раз, два, три, четыре, пять
Мы опять идём гулять.
В. Волина
(Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевой фаланг пальцев правой руки,а затем левой руки на каждый ударный слог-от большого пальца к мизинцу.)
Зубная щетка:
Раз, два, три, четыре, пять-
Кто живёт в моей квартире?
Всех могу пересчитать;
Раз, два, три, четыре, пять-
Папа, мама, брат, сестрёнка,
кошка Мурка,
Два котёнка, мой щегол,
бурундучок, сверчок И я! Вот и вся моя семья! (Е. Синицина.)
(Под счёт растирают щёткой
подушечки пальцев левой руки,
начиная с большого пальца
и заканчивая мизинцем.
Растирают щёткой ладонь.)
Перекладывают в другую руку.
Растират щёткой ладонь
Растирают большой палец,
Указательный,средний,
Безымянный, мизинец.
Сгибают и разгибают пальцы!
Весёлые песенки
У ходиков песня такая :тик, тик, тик (дети прокатывают карандашом по ладоне)
У птички-синички такая: пик, пик, пик
У поросё нка такая: хрю, хрю, хрю.
У ё жика песня такая: плюх, плюх,плюх.
У кисонька песня такая: мяу, мяу,мяу.
А у рыбёшки какая (подносят указательный палец любой руки ко рту-«ротик на замочке»)
Детям младшего дошкольного возраста легче играть с крупными игрушками, но постепенно размер кубиков, конструктора должен уменьшаться, чтобы ребенок мог построить домик даже из палочек размером со спичку. Старайтесь не просто дать ребенку задание построить дом, собрать картину в мозаике, но при необходимости помогите ему, не забыв показать, как надо брать предмет, закрепите цвет фигуры, форму.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетиков и других фигурок. Очень важно, чтобы взрослый несколько раз, не спеша, показал ребенку последовательность действий. Освоив элементарные движения, малыш начнет сам мастерить игрушки.
Таким образом мы с Вами сейчас поиграем в игру «сделай так же».
(предлагаем сделать собачку, кошку и т. п. в технике оригами.)
Хочу предложить вашему вниманию простой и полезный материал для работы и развития детей, как счётные палочки!
Мы все привыкли к тому. что с их помощью считают и по этой причине не торопимся знакомить наших малышей с палочками. Зря! Они очень полезны для развития сенсорики, мышления и т. д. Купить можно совершенно разные палочки. Я буду показывать игры с вот такими палочками. Фигуры из них можно сопровождать стишками. Так же можно закреплять названия фигур (квадрат, треугольник. (далее родителям предлагается выполнить несколько фигур).
Для любой деятельности человека необходимо не только понимать слово родного языка, но и употреблять их в речи (расширение и активизация словарного запаса);нужно уметь складывать слова в предложения согласно законом родного языка, изменять по числам,падежам,родам и т. д. (развитие грамматического строя речи,нужно уметь спрашивать, отвечать, рассказывать (развитие связной речи).
Игра для детей -это сама жизнь.
Это и доступная форма деятельности, и средство познания окружающего мира. Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов ничто не сковывает ребенка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот, что необходимо ребенку». Игра является подготовительным этапом развития ребёнка, переходным моментом для включения его в учёбу.
Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.
Особенно эффективны для развития речи ребенка словесные игры. Они совершенствуют разговорную речь, обогащают словарь, формируют грамматический строй языка. Развивают внимание, память, сообразительность. Давайте с вами разучим некоторые словесные игры, в которые можно играть с ребенком.
«Кто кем (чем) будет?»
Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные.
Кто кем будет:
- яйцо — может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.
- цыпленок — петухом;
- мальчик — мужчиной;
- теленок — коровой или быком
-бумага — книгой
- снег -водой
- вода — льдом
- семечко — цветком
- мука — блинчиками
и т. д.
«Шаги»
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.
Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и «Старт!»
Другие темы: «Все круглое», «все горячее», «все мокрое». «Ласковые слова для мамы». «Слова утешения» и т. д.
Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово. (Родители выполняют правила игры)
Игра «Скажи наоборот»
Бросая мяч, произносим слово, участник, возвращая мяч, называет слово противоположное по значению (слова-антонимы).
Например: смелый-трусливый,
крупный-…
маленький-…
Игра «Назови ласково»
Например: белка-белочка
Медведь-…
Лиса-…
Булка-…
Игра «Кто сумеет похвалить»
Подобрать прилагательное к слову, которое обозначает похвалу.
Например: Собака - умная, добрая, мама - хорошая, красивая …
Игра «Подбери признак».
Лиса (Какая).
Заяц (Какой).
Зима (Какая)
Игра «Что лишнее?»
Медведь, лиса, волк, утка.
Хвост, копыта, рога, рука.
Игра «Назови одним словом». Я называю несколько слов и бросаю мяч. Игрок, поймавший мяч, называет обобщающее слово (стол,стул,диван-мебель).
Игра «Что за предмет»
Игра проводится по типу игры «Чудесный мешочек». Ребенок вынимает из мешочка предмет или игрушку и называет его, например: «Это мяч»,— а взрослый дает описание: «Он круглый, синий, с желтой полосой».
Игра «Где что можно делать?»
Детям задают вопросы. Они отвечают, подбирая глагольный семантический ряд. Например: что можно делать в лесу? — гулять, собирать грибы, ягоды, охотиться, слушать птиц, отдыхать; что можно делать на реке? — купаться, нырять, загорать, кататься на лодке, ловить рыбу; что делают в больнице? —лечат, дают таблетки, ставят горчичники, делают уколы; что делают в магазине? — покупают, продают, взвешивают, упаковывают.
«Закончи предложение»
Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает:
Оля проснулась и. (стала умываться).
Коля оделся и. (побежал гулять).
Он замерз и. (пошел домой).
Зайчик испугался и. (убежал, спрятался).
Ира обиделась и. (заплакала).
Взрослый интонацией показывает незавершенность предложения.
Развивать речь ребенка можно и нужно постоянно. Вы ведете ребенка в детский сад, гуляете во дворе, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Помогите малышу заметить в старой коряге какого-нибудь животного,в еловой шишке сказочного старичка. Тогда ребенок и сам сможет увидеть множество интересных деталей для будущих поделок из желудей, опавших листьев, старых веток, древесной коры. Обратите внимание на цвет листьев осенью весною, на то, как воробушки купаются в луже и т. д.
Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной. Помните, что взаимодействие детского сада и семьи может решить проблему развития речи детей.
Все дети любят рассматривать игрушки, картинки в книгах – делайте это вместе с ними и обязательно просите их рассказывать, что изображено, описать игрушку.
В процессе общения взрослым необходимо помогать ребенку овладевать речью. Ненавязчиво поправлять его, если он неправильно произносит слово или неверно строит фразу, причем, как правило, делать это по ходу разговора так, чтобы поправка не прерывала общения (то, что у психологов называется коммуникативной коррекцией). В итоге к шести - семилетнему возрасту, ребенок уже будет располагать солидным словарным запасом (порядка 4-5 тысяч слов) и практически освоит грамматический строй родного языка. Таким образом, для развития речи ребёнка достаточно традиционных, испокон веку принятых форм общения, - разговор и рассказ, игра, чтение книжек, сказки и т. д. Дело состоит не в том, чтобы использовать какие-то новые, специально придуманные развивающие формы общения, а в том, чтобы полноценно использовать то, что хорошо известно. Для ребёнка самый мощный источник знаний, это его родители.
Надеемся, что вы узнали много интересного, а самое главное, что у вас появилось желание поиграть с детьми в такие игры, которые помогут эффективному развитию речи. Рассчитываем на вашу дальнейшую помощь, поддержку и взаимопонимание. Уверены, что наше сотрудничество будет успешным.
Литература.
1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. М. «Академия», 2000.
2. Бородич М., "Методика развития речи детей", М., 1981 г.
3. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012
4. Карпова С. И,Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет,СФЕРА-Сп. -2008.
5. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2000
6. Тихеева Е. И. Развитие речи у детей. – М. ; 1981.