Марина Дудникова
Мастер-класс «Играем вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
(Роль игры в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Опыт работы.)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №141 «Лукоморье» города Кургана
Мастер-класс «Играем вместе»
(Роль игры в нравственном воспитании детей дошкольного возраста)
Составила:
воспитатель Дудникова М. В.
Курган, 2019
Слайд 1
Роль игры в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Слайд 2
Публикация «Мастер-класс „Играем вместе“» размещена в разделах
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.
Формирование нравственно-волевой сферы - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.
Раздел «Социально-эмоциональное (или нравственное) воспитание» включен во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста.
Слайд 3
Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления радовать старших хорошими поступками. Сюда же относится воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к малышам, пожилым людям; умения помогать им.
Развитие волевых качеств, таких как умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
Формирование самооценки своих поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и бережного отношения к ней, а также воспитание уважительного отношения к культуре других народов - это тоже критерии нравственного воспитания.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь маленького ребенка- дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, городу.
Авторы образовательных программ для дошкольников обращают внимание на формирование у детей положительного отношения ко всем людям, развитие социальных чувств, просоциальных действий, взаимопомощи и пр.
Таким образом, актуальность проблемы нравственного воспитания дошкольников очевидна, поскольку именно в дошкольный период детства закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим.
Слайд 4
Игра - одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника.
Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность (Я. А. Коменский, И. Б. Базедов, Ф. Фребель и др.).
В трудах К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта и др. содержатся важные мысли о роли игры в формировании нравственного поведения ребенка.
Слайд 5
К. Д. Ушинский указал на зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе. Он ценил самостоятельность детей в игре, видел в этом основу глубокого влияния игры на ребенка, однако считал необходимым направлять детские игры, обеспечивая нравственное содержание детских впечатлений.
П. Ф. Лесгафт рассматривал игру как упражнение, с помощью которого ребенок готовится к жизни. Он разработал систему подвижных игр, в которых развиваются физические и духовные силы ребенка. Вместе с тем П. Ф. Лесгафт подчеркивал и большое значение «подражательных» игр, содержание которых связано с социальным окружением ребенка. В этих играх ребенок воспроизводит все, что чаще видит и узнает от окружающих, усваивая привычки и обычаи среды.
Большую значимость игры в нравственно-патриотическом воспитании детей отмечали Н. К. Крупская, А. С. Макаренко.
Слайд 6
Начало ХХ века отмечено значительным интересом педагогов к ребенку. Активный научный поиск направляется на обоснование необходимости воспитания гармонично развитой личности, прежде всего нравственной, ориентированной на достижение высоких жизненных идеалов (И. А. Сикорский, Н. А. Короткова, Е. Е. Кравцова, Л. С. Фурминова, З. В. Лиштван, Л. П. Князева и др.).
В своей работе я использую различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, строительные, подвижные и др., направленные на воспитание нравственного поведения дошкольников.
Начиная с младшего дошкольного возраста через игры «Добрые слова», «Назови ласково», «Хорошо – плохо», «Утешим куклу Таню» и др. воспитываю у детей доброжелательное отношение к сверстникам, гуманное отношение к людям.
Одним из наиболее эффективных способов нравственного воспитания младших дошкольников является чтение, обсуждение и показ сказок.
Именно со сказки у детей начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, смелости и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют ребенку, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности.
Слайд 7
На занятиях студии «Театр оригами», руководителем которого я являюсь, мы с детьми изготавливаем персонажей сказок начиная с простых (кошка, собака и др.) и заканчивая более сложными (дедушка, бабушка и др.) к подготовительной группе.
Ребята очень любят изготавливать то, во что потом можно поиграть. Сложив из бумаги животных, персонажей различных сказок, дети активно включаются в игру.
Слайд 8-9
В работе с детьми я использую различные этюды, упражнения, игры-драматизации. Мы беседуем о поведении героев сказок, оцениваем их поступки (в сказке «Репка» герои живут дружно, не ссорятся; в сказках «Теремок», «Заюшкина избушка» герои заботятся друг о друге и т. д.).
Слайд 10-11-12
К активному участию в работе по изготовлению игрушек оригами я привлекаю родителей. Вместе с детьми они сделали героев сказок и проиллюстрировали сказки в технике оригами. С большим интересом по такому наглядному материалу ребята называют сказку (игра «Как называется сказка, героев и их поступки (игра «Назови героя и поступок» и др.).
В средней группе через игры «Что сначала, что потом», «Кто где живет?», «Можно – нельзя», «Помоги другу» и др. я с детьми закрепляю правила поведения в общественных местах; воспитываю уважение к людям, умеющим вести себя правильно в общественных местах, вызываю желание у детей подражать им; учу быть осмотрительными, внимательными; воспитываю у детей самостоятельность, уверенность в себе.
В работе с детьми средней группы использую игры и игровые ситуации, направленные на воспитание нравственности как культуры поведения, отношения к своему дому, двору, людям, живущим по соседству.
Слайд 13-14
Так, например, с помощью макета домов жилого комплекса «Снегири» и др. макетов, изготовленных родителями совместно с детьми, управляя фигурами людей, мы обыгрываем ситуации «Что может произойти, если…», «Как нужно вести себя во дворе» и др., говорим об уважительном отношении к труду уборщицы, дворника. В игре, управляя игрушками, дети убирают территорию возле дома: вывозят мусор, расчищают дороги, подметают двор и пр. Ребятам особенно интересно играть, используя макет, так как многие из них живут в этих домах, это действительно их двор, только в уменьшенном масштабе.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста в центре внимания воспитание у детей нравственных чувств и отношений; уважение к людям труда, защитникам нашей Родины, любви к Родине, родному краю.
Через такие игры, как «Благородные поступки», «Подбери профессии», «Защитники Отечества» и др., я воспитываю у детей уважительное отношение к трудящемуся человеку, вызываю интерес к труду взрослых, желание трудиться.
Особое внимание в нравственном воспитании старших дошкольников я уделила сюжетно-ролевой игре «Машиностроительный завод».
В современном мире труд рабочих обесценен, люди не хотят работать на заводах, так как это очень тяжелый труд, поэтому я решила познакомить ребят с заводами нашего города, рабочими профессиями и вызвать интерес к труду работников завода.
Сюжетно - ролевая игра «Машиностроительный завод»
Цель:
• формировать представления дошкольников о том, что такое завод и что он производит;
• расширять представления о профессиях и орудиях труда работников завода;
• формировать трудовые умения, развивать конструкторские способности, мелкую моторику, творческое воображение детей;
• воспитывать любовь к родному городу, патриотические чувства, положительное отношение к рядовым будничным профессиям, желание гордиться трудом работников завода.
Слайд 15
С помощью родителей и детей был подготовлен и использован игровой материал: конструктор «Лего», схемы сборки деталей, грузовые машины, подъемный кран, сварочные аппараты, станки, инструменты, каски, защитные очки, защитные рукавицы, пропуски, картинки с изображением профессий.
Перед игрой была проведена большая предварительная работа: беседа «Завод. Труд рабочих на заводе». Видео-экскурсия на завод. Мы с детьми рассмотрели серию сюжетных картинок «Курганский автобусный завод», «Курганский машиностроительный завод»; иллюстрации к книге В. Соколова «Сталевар». Читали рассказ «Автомобильный завод» из книги А. Дорохова «Сто послушных рук», а также отрывки из книг В. Маяковского «Кем быть?», В. Авдиенко «Все работы хороши», В. Арро «Встань пораньше». Рисовали на тему «Наш завод». Составляли альбом о труде взрослых на заводе.
Игру «Машиностроительный завод» я начала с краткой беседы о заводе.
- Ребята, отгадайте загадку.
- Он огромный, городской,
Часто он с большой трубой.
Здесь машины собирают
И на склад перегоняют.
(Завод)
- Назовите заводы нашего города, которые производят машины.
(«Курганский автобусный завод», «Курганский машиностроительный завод»)
- Какую технику производят на автобусном заводе?
(Завод специализируется на выпуске пригородных, междугородних и городских моделей автобусов среднего класса. Важным направлением деятельности является сборка школьных автобусов.)
- Какую технику производят на машиностроительном заводе?
(Военную технику, вездеходы, тягачи, коммунально-строительные машины, автомобильные прицепы для перевозки квадроциклов, снегоходов, лодок и др.).
- Что такое цех?
(Цех – это отделение завода, где вырабатывается определенная продукция или завершается какой-либо процесс производства).
- Какие цеха есть на заводах, которые производят машины?
(Литейные, кузнечные, сборочные, окрасочные, испытательные и др.)
- Люди каких профессий работают на заводе?
(Сварщик, токарь, сборщик, крановщик, водитель погрузчика и др.).
- Что означает русская народная пословица: «Кто любит труд, того люди чтут»?
После краткой беседы я предложила детям поиграть в игру «Машиностроительный завод» и сделать из конструктора «Лего» машины.
Слайд 16-17-18
Ребята распределили роли. «Директор» (воспитатель) руководил заводом. Один ребенок сидел на «Проходной» и следил за тем, чтобы все прошли по пропускам. «Кладовщик» выдавал спецодежду и необходимые детали для работы. «Бригадир» давал задание и следил за порядком. «Сварщик» приваривал детали, а «Токарь» вытачивал их на станке. «Крановщик» помогал спускать детали, части машин. «Водитель погрузчика» перевозил их из цехов. «Сборщик» собирал машины. «Контролер» проверял качество работы и готовность машин. На завод приезжали журналисты и брали интервью у рабочих. Каждый ребенок рассказывал о своей профессии, ее важности, значимости.
Завершение игры: смена закончилась, убрали рабочие места, через проходную пошли домой.
Я надеюсь, что эта игра оказала большое влияние на ребят, вызвала желание гордиться своим городом, заводами, которые производят не только военную технику, экспортируемую в разные страны мира, но и широкий ассортимент продукции гражданского назначения; вызвала уважительное отношение к труду работников завода.
Слайд 19
Роль игры в нравственном воспитании дошкольников велика. Именно участие в играх способствует более осознанному пониманию и прочному усвоению, внутреннему принятию дошкольниками духовно-нравственных ценностей, расширяет их представления о нравственных качествах и нормах поведения.
Уважаемые коллеги, играйте с детьми! Я уверена, что нам, педагогам, удастся увлечь ребят игрой, помочь им достичь вершин нравственности и наши дети будут жить в мире и гармонии.
Слайд 20