Ольга Донцова
Мастер-класс «Развитие творческих способностей дошкольников посредством изготовления народных тряпичных кукол»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Хоровод круглый год»
«Развитие творческих способностей дошкольников посредством
изготовления народных тряпичных кукол»
Подготовила:
Воспитатель Донцова О. Д.
Цели: пробудить в педагогах ДОУ желание приобщиться к народной культуре, быть эстетически развитой личностью и научить этому своих воспитанников; повышение профессиональной компетентности педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей детей в процессе знакомства их с народными тряпичными куклами.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Русская народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Задачи:
- поделиться с педагогами личным опытом изготовления русских народных тряпичных кукол
- познакомить участников мастер – класса с историей куклы «Хороводница»
- предоставить педагогам возможность практически создать образ тряпичной куклы «Хороводница»;
- создать условия для плодотворной творческой деятельности участников мастер-класса;
- вызвать интерес к данному виду творчества, желание педагогов применять его в практической деятельности.
Планируемые результаты:
- Изготовление народной тряпичной куклы «Хороводница» .
- Повышение компетентности педагогов в организации продуктивной деятельности.
- Проявление интереса педагогов к изготовлению традиционных народных тряпичных кукол.
Оборудование:
Выставка народных тряпичных кукол.
Наборы для изготовления куклы «Хороводница» : палочки, лоскутки ткани разных расцветок; нитки «Ирис» красного цвета, ножницы, схема изготовления куклы «Хороводница»; столы, стулья. Буклеты. Аудиозапись русских народных песен
План мастер-класса
I. Мотивационно-побудительный этап.
II. Организационно-поисковый этап.
1. Викторина для педагогов.
2. Введение в тему.
III. Практическая часть «Технология изготовления русской тряпичной куклы».
IV. Рефлексивно-корригирующий этап.
Практическая значимость: Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, родителям. Можно организовать конкурс-выставку русских тряпичных кукол.
Содержание организационной деятельности
I. Мотивационно-побудительный этап.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Здравствуйте, девицы красные, милые да распрекрасные,
Краше вас свет не видывала!
Поглядеть на вас - глаз не отвести.
Сегодня я здесь, чтоб напомнить всем
О культуре Руси, о традициях,
О родимой-то о сторонушке.
Чтобы вы знаньями управляли бы,
Да детишкам в их головушку все бы вкладывали.
Уж послушайте вы меня, девицы-красные, вразумите мои речи!
В наше неспокойное время, полное противоречий, агрессии и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы, педагоги, всерьез задумываемся о том, какими вырастут наши дошкольники. Не вырастет ли в их лицах поколение, не имеющее нравственных ценностей? Вопрос в том, какими же способами возрождать национальные нравственные ценности. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народным творчеством России. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Ведь самым важным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников, является приобщение их к традициям народа.
II. Организационно-поисковый этап.
А вот как знаете вы историю нашей страны, ее народные праздники, обычаи - мы сейчас узнаем! За правильный ответ — подарочек умницам-красавицам!
• Символом какого праздника является береза? (Троица);
• Без чего невозможен обед на Руси? (без хлеба);
• Как назывался русский сосуд самобытной формы для питья, силуэтом напоминающий плывучую птицу? (ковш);
• Каким музыкальным инструментом владел русский богатырь Садко? (Гусли).
Ну молодцы, девицы-красавицы! Доброе начало - как говорится, половина дела.
Так какими же способами возрождать национальные нравственные ценности? Прежде всего, я думаю, следует начать приобщать детей к истокам народной культуры, а это значит знакомить с историей каждого праздника, русскими традициями. и, конечно же, не обойтись без знакомства детей с народным творчеством России.
Вы рассаживайтесь чинно,
Приготовьтесь, будет толк,
Вас порадует девчата,
Мой волшебный сундучок.
- В моем сундучке находится предмет, без которого раньше не обходилась ни одна семья, где были дети. Этот предмет оберегал от невзгод, он же развлекал деток.
А узнать, что же у меня находится в сундучке, вы можете только после того, как разгадаете загадку:
В сундук я спрятала игрушку
Девочек любимую подружку.
Можно с ней по-разному играть
Кормить, укачивать, в наряды наряжать.
Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь? (кукла)
- Правильно кукла. Но не просто кукла, а кукла — хороводница.
2022 год был объявлен годом культурного наследия, в целях приобщения дошкольников к народным традициям и истории считаю выбранную смою тему мастер-класса актуальной, так как одной из задач дошкольного образования выступает задача формирования у детей первичных представлений о культурных традициях своего народа.
Почему выбрана кукла? Кукла - первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребенку. Сегодня народная тряпичная кукла стала средством приобщения к народному культурному опыту, и её многофункциональность позволяет использовать её в образовательной деятельности.
Работая с детьми дошкольного возраста по проблеме духовно-нравственного воспитания при ознакомлении их с русской народной сказкой, с былиной, я обратила свое внимание на традиционную русскую тряпичную куклу.
Для организации творческой деятельности мы с Вами, уважаемые педагоги, используем различные материалы. Это краски, пластилин, различная бумага. В последнее время у нас появилась возможность использовать фетр, фоамиран, бусины, стразики и многое другое. А для моих воспитанников, благодаря моему увлечению, одним из любимых материалов становится ткань.
Несколько лет назад я увлеклась изготовлением народных тряпичных кукол.
Народная тряпичная кукла – это конечно явление уникальное!
Именно тряпичная кукла привлекла мое внимание, так как я с детства любила шить куклам одежду. Я увлеклась и постепенно овладела приемами изготовления нескольких кукол. Сегодня вы можете увидеть мое первое творение - демонстрационное пособие «Куклы во все времена».
По народному наблюдению и поверью можно узнать какая кукла соответствовала каждому месяцу, посвящалась какому празднику или узнать её значение. Я изготовила такой календарь и папку – сопровождение. Но это, конечно же, не все куклы, их великое множество. В соответствии с этим календарём изготовлены некоторые из них.
Кукла является прекрасным образцом народного творчества, одним из самых древних видов декоративно-прикладного искусства.
Для детей она забава, игра. И свои знания и умения я стараюсь передать детям в нашей совместной творческой деятельности в группе.
В моем сундучке есть ещё куколки, которые мы сделали вместе с детками.
В каждой русской семье раньше умели делать несколько видов различных кукол. Все русские народные куклы были трех видов:
*Игровые (играли дети)
*Обрядовые (принимали участие в народных обрядах)
*Обережные (оберегали от разных напастей).
Кукла просто загляденье,
Детям всем на удивленье,
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить
Вам придется не лениться
И старанье приложить!
Я вижу с каким удовольствием вы смотрите на наши красивые забавные куклы. они доставляют нам истинную радость, переносят нас в мир детства, вызывая улыбку.
III.Практическая часть
Предлагаю начать работу в нашей творческой мастерской и приглашаю коллег, которые получили куколок в подарок за верные ответы.
Приступим к изготовлению тряпичной куклы «Хороводница»
Моя куколка грустит :
Не с кем хоровод водить.
Сделайте подружек ей,
Кукле будет веселей
Кукла «Хороводница» простая и незатейливая, яркая куколка на палочке. Сделана она по всем традициям народной куклы.
Это одна из немногих игровых тряпичных кукол. Это была обычная игрушка на палочке, которая при вращении весело крутилась. Играя с Хороводницами, нужно было крутить их в разные стороны одновременно, что являлось хорошей тренировкой для пальцев.
Итак, для нашей куклы понадобится….
Изготовление :
1. На палочку наматываем немного ваты для головы. Чтобы голова куклы не соскакивала с кончика палочки смазываем его клеем, затем сверху наматываем немного пряжи.
2. Найдите середину у кругов, сложите их вместе и оденьте кукле на голову. 3. Закрепите ниткой формируя красивые складочки. Возьмите прямоугольник подверните края, примерно на 1см. С помощью нитки сделайте ручки кукле.
4. Найдите середину кофточки и наденьте на голову кукле таким образом, чтобы лицо было ровным, а сбоку получилось два рукава. Закрепите рубашку и лицо ниткой под шеей.
5. На голову кукле завязываем платок. Поправляем рукава, расправляем юбочки и наша кукла готова!
Чтобы голова не соскальзывала с конца палочки, можно немного использовать клея. Мы сделали основу для головы из льняной веревки, а сверху обмотали слоем ваты.
Чтобы вата не раскрывалась, еще раз сверху наматываем обычные швейные нитки.
Вы можете сделать голову-шарик другим удобным способом.
При всем сегодняшнем многообразии кукол самой любимой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживленная собственной фантазией. В ней всегда присутствует что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце.
Для юбочки куклы Хороводницы вырезаем два круга разных диаметров. У нас диаметры кругов 19 и 21см. Лучше всего для юбки использовать легкую хлопчатобумажную ткань – ситец. Бязь – более тяжелая и юбочка с трудом поднимается, когда играешь с куклой.
У верхнего круга (который меньшим диаметром) найдите середину и отметьте ее ручкой или карандашом. Сложите два круга вместе.
Оденьте круги на голову кукле Хороводнице, совместив отмеченный центр круга с центром головы. С краев сделайте складочки и завяжите ниткой снизу.
Для кофточки возьмите прямоугольник белой ткани (10х20см).
Подверните края и сделайте ручки.
Наденьте рубашку на голову Хороводнице, подверните ткань таким образом, чтобы лицо куклы было ровным, а сбоку получились два рукава. Завяжите ниткой под шеей.
Хочу напомнить — используйте как можно больше красного цвета. Красный цвет - самый почитаемый на Руси.
Сверху на голову одеваем платок (Прямоугольный треугольник 17х17см) и завязываем его сзади.
Поднимите ручки куклы вверх, тем самым освободив юбочку, расправьте ее немного и можно играть.
IV. Рефлексивно-корригирующий этап
Посмотрите каких красавиц вы смастерили!
Используя куклу как основу можно придумать любой персонаж для детских игр.
Как же играть с тряпичной куклой Хороводницей.
Давайте попробуем. встанем в полукруг, так чтобы было всем видно.
Хоровод «На горе –то калина» (ЗВУЧИТ)
- Сейчас мы с вами поиграем с нашей куколкой Хороводницей. (раздаёт по одной куколке).
- Древние славяне (наши бабушки и дедушки) делали каждому ребёнку сразу две куклы – в давние времена всё имело смысл. Игровая кукла изготавливалась не только для игры, но и для того, чтобы приобрести нужный навык в работе (ведь девочки очень рано учились женскому рукоделию).
- Почему же сразу две куклы? (педагог показывает и комментирует свой рассказ).
– Когда прокручивалась палочка, на которую крепится кукла, казалось, что она кружится в хороводе. Девочка крутила палочку и развивала сразу две руки.
Ею не просто играли, но и развивали свои пальчики, она выполняла функцию тренажёра, развивала кисти обеих рук, мелкую моторику, внимание и воображение. Играя куклами, их нужно было крутить в разные стороны одновременно.
- Сразу может не получиться крутить одновременно двух кукол, поэтому покрутим пока одной (своей). Сначала правой рукой, затем левой. (Педагоги, по показу педагога, крутят Хороводницу).
Это служило хорошей тренировкой для пальцев и девочка приобретала необходимый навык для рукоделия – для прядения пряжи, вышивания, вязания. (педагог показывает иллюстрацию с видами женского рукоделия).
Конечно, в наше время никто не прядёт шерсть вручную, но развитие моторики пальцев, координации важная и полезная задача. Ведь потом непослушные пальчики деток легче справятся с письмом. И, кроме того, Такое упражнение очень полезно для деток -заставляет ручки работать и развивает речевые центры ребенка.
– Ну что, получается? Теперь можем попробовать крутить обеих кукол. А если у деток уж совсем не получается, можно попробовать покрутить палочку между двух ладоней (пробуем все варианты). В любом случае палочка должна крутиться и Хороводница вместе с ней.
Раньше водили хороводы на каждый праздник и на каждых посиделках. Чтобы ребёнок научился народным танцам быстрее, ему делали тряпичную игровую куклу «Хороводница». (демонстрирует куклу). При вращении палочки пальчиками куколка оживала в танце и весёло кружилась в хороводе.
Н-р, в работе с детьми это может быть хоровод «На горе –то калина»
- Попробуем и мы с вами…
Наши Хороводницы зовут нас в веселый хоровод!
Заключение
Уважаемые коллеги, надеюсь, что кукла Хороводница станет любимой и памятной для вас. Ведь вы её сделали своими руками, вложили частичку своей души.
Я уверена, что искусство традиционной народной куклы нуждается в бережном отношении, сохранении и дальнейшем развитии, как одного из символов России. Ведь сегодня главной задачей детского сада является воспитание детей в национальных традициях и «закладывание в них основ духовно-нравственной личности, с активной жизненной позицией».
Возвращение этой рукотворной лоскутной фигурки в дошкольное детство будет способствовать изменению и возникновению нового качества жизни, поможет раскрыть возможности ребёнка, воспитать его!
Традиционная тряпичная кукла – тот инструмент, который в руках педагогов, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.
А на прощанье хочу подарить вам брошюры… и вот таких замечательных куколок для работы с детьми.
Спасибо за внимание!
Вывод
Очень важно у современного педагога формировать уважение к традициям русского народа, позитивное отношение к ним, желание сохранять их и донести до детей то, что они являются представителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях, патриотами.
В результате Мастер-класса Я познакомила педагогов с навыками работы с текстильным материалом, создавая свою тряпичную куклу. Побудили их самостоятельно создавать художественные изделия в традиционных народных традициях и приобщать к этому детей.
Решив поставленные задачи, я достигла цели, подтвердив выдвинутую гипотезу.