МААМ-картинки

Мастер-класс «Формирование эмоциональной сферы ребенка как средство развития выразительности речи»

Елена Коржова
Мастер-класс «Формирование эмоциональной сферы ребенка как средство развития выразительности речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер- класс на тему :

«Формирование эмоциональной сферы ребенка, как средство развития выразительности речи»

Цель:

Обучение использованию игр, тренингов, упражнений направленных на формирование эмоциональной сферы для решения задач по развитию выразительности речи

Задачи:

Публикация «Мастер-класс „Формирование эмоциональной сферы ребенка как средство развития выразительности речи“» размещена в разделах

1. Сформировать представление о возможностях применения игр, тренингов, упражнений направленных на формирование эмоциональной сферы при организации образовательного процесса.

2. Обучить некоторым приемам организации и проведения игр- тренингов.

3. Вызвать у участников мастер-класса к проблеме и желание развивать свой творческий потенциал.

4. Развивать творческую активность педагогического коллектива.

Выразительность речи, это качественная характеристика речи, показатель высокой степени самостоятельного, осознанного использования языка.

Психолог и философ, С. Л. Рубинштейн в труде «К психологии речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше выступает в ней говорящий; его лицо, он сам». Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи- важнейшее условие современного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

«Выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные средства- просодику- сложный комплекс элементов, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций и включающих :

Мелодику речи- совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляцию высоты тона при произнесении фразы.

Ритм речи- упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная её смысловым заданием.

Интенсивность произнесения- степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа и артикулирования при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости при артикуляции звуков, особенно гласных.

Темп речи- скорость протекания речи во времени, её ускорение или замедление, обуславливающее степень её артикуляционной и слуховой напряженности.

Тембр голоса- окраска, качество звука.

Логическое ударение- интонационное средство; выделение какого- либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко.

Интонация- сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающих мелодику, темп, ритм, тембр.

Роль интонации огромна. Она усиливает значение слова и выражает иногда больше, чем слова. С помощью интонации можно придать словам смысл, противоположный тому который они выражают.

Например обычное слово «Да». Давайте поэкспериментируем:

Скажем это слово:

- спокойно

- радостно,

- грустно,

-грубо, зло,

- жалостно

- с удивлением

-свысока

-со страхом,

-стеснительно

-с отвращением

Вот сколько смысловых оттенков можно передать одним словом.

Наряду с вербальными средствами выразительности речи существуют и невербальные-мимика, жесты, поза. Их мы развиваем, через познание эмоций.

Для ребенка распознание и передача эмоций- сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития.

Мы начинаем знакомить детей с собственными эмоциями со 2 младшей группы. Это дает возможность детям в дальнейшем стать хозяевами своей душевной жизни и не позволить негативным эмоциям руководить мыслями, поступками и чувствами. И конечно у человека, который может выражать эмоции очень, выразительная речь.

Развитие представлений об эмоциональных состояниях может осуществляться как фронтально, так и индивидуально (с одним ребенком, подгруппой детей)

Примерные фронтальные занятия по развитию эмоциональной сферы приведены в книге «Развитие речи и творчества дошкольников» под редакцией О. С. Ушаковой (стр. 66-83).

В свободной и совместной деятельности с воспитателем можно предложить детям игры тренинги.

Например:

«На прогулке»

Цель: развитие эмоциональной сферы, умения выражать различные эмоциональные состояния, снятие психоэмоционального напряжения.

Этюды:

- «Солнышко» - улыбнись солнышку, как котик; солнце светит ярко, греет шерстку, котику тепло, он потягивается, улыбается солнышку. Улыбнись, как само солнышко (эмоции : удовольствие, блаженство).

- «Теплый ветерок» - подул ветерок, он теплый, нам приятно.

- «Туча» - туча закрыла солнышко, она грозная, сердитая, нахмурься, как туча.

- «Дождик» - закапал дождик, ребятки радуются, смеются.

- «Ветер» - налетел ветерок, дует, капельки испугались, разлетелись в разные стороны.

«Ветер дует на …»

Цель: стимулирование активности, развитие сплоченности, развитие внимания, снятие мышечного напряжения.

Ход: со словами «ветер дует на того …» ведущий начинает игру. Ветер дует на тех, у кого есть какие-либо особенности, отличия. Например, на того, кто любит животных, кто любит зиму, кто много плачет и т. п. Слово ветер можно заменять на разновидности ветра: ураган, сильный ветер, теплый (холодный) ветер и т. п., регулируя дыхание и движения того, на кого ветер дует. Ведущего необходимо менять при смене разновидности ветра, качеств, особенностей.

«Прогулка по ручью»

Цель: стимулирование активности, развитие сплоченности, снятие мышечного напряжения.

Ход: на полу мелом рисуется извилистый ручеек, то широкий, то узкий. Дети – туристы выстраиваются друг за другом и кладут руки на плечи друг другу. Туристы все вместе медленно передвигаются вдоль берега ручейка.

«Тренируем эмоции»

Цель: развитие умения выражать различные эмоции, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.

Ход: педагог предлагает детям:

- нахмурься, как осенняя туча, как грозовое облако;

- улыбнись, как солнышко, как теплый ветерок;

- позлись, как гром, вихрь, ураган;

- испугайся, как человек, увидевший молнию;

- устань, как человек, идущий сквозь вьюгу;

- отдохни, как птичка на ветке, как кораблик на волнах.

- Музыкотерапия «Танец пяти движений»

Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, развитие способности выражать чувства и эмоции, используя мимику, движения.

Материал: магнитофон, запись с музыкой разных темпов продолжительностью 1 мин. каждая.

Ход: педагог включает музыку, дети выполняют под нее различные произвольные движения, передают свои эмоции при помощи мимики.

Темы:

а) «Течение воды» - плавная музыка;

б) «Переход через чащу» - резкая, импульсивная музыка;

в) «Ураган» - неконструктивная, хаотичная музыка;

г) «Полет бабочек» - лирическая, плавная музыка;

д) «Покой» - спокойная, тихая музыка или шум воды, морской прибой, звуки леса (под эту музыку рекомендуется остановиться, можно лечь (сесть) и прислушаться к себе).

«Дождик»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, снижение агрессии, ослабление негативных эмоций.

Материал: листы бумаги, ножницы.

Ход: педагог предлагает детям мелко нарезать бумагу – сделать «дождинки - капельки» (в течение 3 мин.). По окончании работы дети по очереди подбрасываю вверх «капельки», осыпая друг друга. Затем обсуждается, какие чувства дети испытывают, когда попадают под теплый (холодный) дождик, под ливень, моросящий дождь и т. п. (Аналогично может выполняться игра-тренинг «Снег»).

«Цветок» (сопровождается плавной музыкой).

Цель: снятие мышечного психоэмоционального напряжения, способности выражать чувства и эмоции.

Ход: педагог предлагает детям «превратиться» в семечко – теплый солнечный луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнышке, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток.

«Ивушка» («Рябинушка», «Елочка», «Березка» и т. п.)

Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.

Ход: педагог предлагает детям представить, что они ивушки – стоит ивушка (дети стоят, подняв руки – веточки вверх); подул ветерок, ивушка согнулась (дети наклоняются, расправляют пальцы – веточки, наклоняют голову к груди, приоткрывают рот); дует ветерок, качается ивушка (дети покачиваются в стороны, вперед, назад); пропал ветерок, ивушка выпрямилась (дети выпрямляются). Педагог предлагает встряхнуть руки, ноги: «Стряхните свою усталость, еще чуть-чуть осталось, повторим еще».

«Изобрази животное»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Темы: «Злая собака», «Веселый щенок», «Грустный зайчик», «Веселый зайчик», «Хитрая лисичка», «Озорной котенок», «Испуганный птенец».

«Походки»

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие эмоциональной чувствительности, умения выражать различные эмоции при помощи жестов и мимики.

Темы: «Косолапый мишка», «Трусливый зайчишка», «Смелый заяц», «Грустная кошка», «Веселый котенок».

«Найди пару»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Ход: педагог предлагает детям разбиться на пары. Каждая пара изображает какое-либо животное, имитируя звуки, которые издает данное животное. Затем педагог предлагает разъединить свои пары, завязывает детям глаза и предлагает им найти свою пару по звуку.

«Угадай настроение»

Цель: развитие умения определять эмоциональную экспрессию лица человека.

Материал: демонстрационный и раздаточный наборы карточек-моделей «Человечки настроения» с изображением различных эмоций.

Ход:

- Вариант 1 - ведущий показывает детям карточку с «человечком», дети изображают эмоцию, педагог отгадывает.

- Вариант 2 – педагог показывает эмоцию на своем лице, дети поднимают соответствующую карточку с «человечком».

Обучая детей эмоциональной грамотности, мы тем самым формируем психологическое здоровье ребенка и конечно сможем сделать речь ребенка более выразительной Как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение.

Более подробно можно посмотреть практический материал в пособиях:

«Развитие эмоций дошкольника» под ред. В. М. Минаевой.

«Эмоциональное развитие дошкольника» под. ред. А. Д. Кошелевой

Публикации по теме:

Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки»Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаДидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Пособия для развития эмоциональной сферы ко Дню хороших эмоций на МAAMПособия для развития эмоциональной сферы ко Дню хороших эмоций на МAAM Представляю пособия для развития эмоциональной сферы детей, которые для нас смастерили родители наших воспитанников. Цели использования.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольниковИгры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.

Картотека детских этюдов для развития эмоциональной сферыКартотека детских этюдов для развития эмоциональной сферы Цель – развитие эмоциональной сферы. Этюд на выражение удивления. «Фокусник» Девочка (мальчик) очень удивилась: она увидела, как фокусник.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения»Мастер-класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения» Предлагаю Вашему вниманию мастер – класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения».

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Цель: Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей;.

Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детейНаглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Формирование эмоциональной сферы ребенка как средство развития выразительности речи»
Опубликовано: 5 апреля 2021 в 18:18
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Формирование эмоциональной сферы ребенка как средство развития выразительности речи»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Коржова (УИ 120216) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД