Елена Коржова
Мастер-класс «Формирование эмоциональной сферы ребенка как средство развития выразительности речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер- класс на тему :
«Формирование эмоциональной сферы ребенка, как средство развития выразительности речи»
Цель:
Обучение использованию игр, тренингов, упражнений направленных на формирование эмоциональной сферы для решения задач по развитию выразительности речи
Задачи:
Публикация «Мастер-класс „Формирование эмоциональной сферы ребенка как средство развития выразительности речи“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
1. Сформировать представление о возможностях применения игр, тренингов, упражнений направленных на формирование эмоциональной сферы при организации образовательного процесса.
2. Обучить некоторым приемам организации и проведения игр- тренингов.
3. Вызвать у участников мастер-класса к проблеме и желание развивать свой творческий потенциал.
4. Развивать творческую активность педагогического коллектива.
Выразительность речи, это качественная характеристика речи, показатель высокой степени самостоятельного, осознанного использования языка.
Психолог и философ, С. Л. Рубинштейн в труде «К психологии речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше выступает в ней говорящий; его лицо, он сам». Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи- важнейшее условие современного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
«Выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные средства- просодику- сложный комплекс элементов, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций и включающих :
Мелодику речи- совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляцию высоты тона при произнесении фразы.
Ритм речи- упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная её смысловым заданием.
Интенсивность произнесения- степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа и артикулирования при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости при артикуляции звуков, особенно гласных.
Темп речи- скорость протекания речи во времени, её ускорение или замедление, обуславливающее степень её артикуляционной и слуховой напряженности.
Тембр голоса- окраска, качество звука.
Логическое ударение- интонационное средство; выделение какого- либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко.
Интонация- сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающих мелодику, темп, ритм, тембр.
Роль интонации огромна. Она усиливает значение слова и выражает иногда больше, чем слова. С помощью интонации можно придать словам смысл, противоположный тому который они выражают.
Например обычное слово «Да». Давайте поэкспериментируем:
Скажем это слово:
- спокойно
- радостно,
- грустно,
-грубо, зло,
- жалостно
- с удивлением
-свысока
-со страхом,
-стеснительно
-с отвращением
Вот сколько смысловых оттенков можно передать одним словом.
Наряду с вербальными средствами выразительности речи существуют и невербальные-мимика, жесты, поза. Их мы развиваем, через познание эмоций.
Для ребенка распознание и передача эмоций- сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития.
Мы начинаем знакомить детей с собственными эмоциями со 2 младшей группы. Это дает возможность детям в дальнейшем стать хозяевами своей душевной жизни и не позволить негативным эмоциям руководить мыслями, поступками и чувствами. И конечно у человека, который может выражать эмоции очень, выразительная речь.
Развитие представлений об эмоциональных состояниях может осуществляться как фронтально, так и индивидуально (с одним ребенком, подгруппой детей)
Примерные фронтальные занятия по развитию эмоциональной сферы приведены в книге «Развитие речи и творчества дошкольников» под редакцией О. С. Ушаковой (стр. 66-83).
В свободной и совместной деятельности с воспитателем можно предложить детям игры тренинги.
Например:
«На прогулке»
Цель: развитие эмоциональной сферы, умения выражать различные эмоциональные состояния, снятие психоэмоционального напряжения.
Этюды:
- «Солнышко» - улыбнись солнышку, как котик; солнце светит ярко, греет шерстку, котику тепло, он потягивается, улыбается солнышку. Улыбнись, как само солнышко (эмоции : удовольствие, блаженство).
- «Теплый ветерок» - подул ветерок, он теплый, нам приятно.
- «Туча» - туча закрыла солнышко, она грозная, сердитая, нахмурься, как туча.
- «Дождик» - закапал дождик, ребятки радуются, смеются.
- «Ветер» - налетел ветерок, дует, капельки испугались, разлетелись в разные стороны.
«Ветер дует на …»
Цель: стимулирование активности, развитие сплоченности, развитие внимания, снятие мышечного напряжения.
Ход: со словами «ветер дует на того …» ведущий начинает игру. Ветер дует на тех, у кого есть какие-либо особенности, отличия. Например, на того, кто любит животных, кто любит зиму, кто много плачет и т. п. Слово ветер можно заменять на разновидности ветра: ураган, сильный ветер, теплый (холодный) ветер и т. п., регулируя дыхание и движения того, на кого ветер дует. Ведущего необходимо менять при смене разновидности ветра, качеств, особенностей.
«Прогулка по ручью»
Цель: стимулирование активности, развитие сплоченности, снятие мышечного напряжения.
Ход: на полу мелом рисуется извилистый ручеек, то широкий, то узкий. Дети – туристы выстраиваются друг за другом и кладут руки на плечи друг другу. Туристы все вместе медленно передвигаются вдоль берега ручейка.
«Тренируем эмоции»
Цель: развитие умения выражать различные эмоции, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.
Ход: педагог предлагает детям:
- нахмурься, как осенняя туча, как грозовое облако;
- улыбнись, как солнышко, как теплый ветерок;
- позлись, как гром, вихрь, ураган;
- испугайся, как человек, увидевший молнию;
- устань, как человек, идущий сквозь вьюгу;
- отдохни, как птичка на ветке, как кораблик на волнах.
- Музыкотерапия «Танец пяти движений»
Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, развитие способности выражать чувства и эмоции, используя мимику, движения.
Материал: магнитофон, запись с музыкой разных темпов продолжительностью 1 мин. каждая.
Ход: педагог включает музыку, дети выполняют под нее различные произвольные движения, передают свои эмоции при помощи мимики.
Темы:
а) «Течение воды» - плавная музыка;
б) «Переход через чащу» - резкая, импульсивная музыка;
в) «Ураган» - неконструктивная, хаотичная музыка;
г) «Полет бабочек» - лирическая, плавная музыка;
д) «Покой» - спокойная, тихая музыка или шум воды, морской прибой, звуки леса (под эту музыку рекомендуется остановиться, можно лечь (сесть) и прислушаться к себе).
«Дождик»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, снижение агрессии, ослабление негативных эмоций.
Материал: листы бумаги, ножницы.
Ход: педагог предлагает детям мелко нарезать бумагу – сделать «дождинки - капельки» (в течение 3 мин.). По окончании работы дети по очереди подбрасываю вверх «капельки», осыпая друг друга. Затем обсуждается, какие чувства дети испытывают, когда попадают под теплый (холодный) дождик, под ливень, моросящий дождь и т. п. (Аналогично может выполняться игра-тренинг «Снег»).
«Цветок» (сопровождается плавной музыкой).
Цель: снятие мышечного психоэмоционального напряжения, способности выражать чувства и эмоции.
Ход: педагог предлагает детям «превратиться» в семечко – теплый солнечный луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнышке, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток.
«Ивушка» («Рябинушка», «Елочка», «Березка» и т. п.)
Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.
Ход: педагог предлагает детям представить, что они ивушки – стоит ивушка (дети стоят, подняв руки – веточки вверх); подул ветерок, ивушка согнулась (дети наклоняются, расправляют пальцы – веточки, наклоняют голову к груди, приоткрывают рот); дует ветерок, качается ивушка (дети покачиваются в стороны, вперед, назад); пропал ветерок, ивушка выпрямилась (дети выпрямляются). Педагог предлагает встряхнуть руки, ноги: «Стряхните свою усталость, еще чуть-чуть осталось, повторим еще».
«Изобрази животное»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Темы: «Злая собака», «Веселый щенок», «Грустный зайчик», «Веселый зайчик», «Хитрая лисичка», «Озорной котенок», «Испуганный птенец».
«Походки»
Цель: снятие мышечного напряжения, развитие эмоциональной чувствительности, умения выражать различные эмоции при помощи жестов и мимики.
Темы: «Косолапый мишка», «Трусливый зайчишка», «Смелый заяц», «Грустная кошка», «Веселый котенок».
«Найди пару»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Ход: педагог предлагает детям разбиться на пары. Каждая пара изображает какое-либо животное, имитируя звуки, которые издает данное животное. Затем педагог предлагает разъединить свои пары, завязывает детям глаза и предлагает им найти свою пару по звуку.
«Угадай настроение»
Цель: развитие умения определять эмоциональную экспрессию лица человека.
Материал: демонстрационный и раздаточный наборы карточек-моделей «Человечки настроения» с изображением различных эмоций.
Ход:
- Вариант 1 - ведущий показывает детям карточку с «человечком», дети изображают эмоцию, педагог отгадывает.
- Вариант 2 – педагог показывает эмоцию на своем лице, дети поднимают соответствующую карточку с «человечком».
Обучая детей эмоциональной грамотности, мы тем самым формируем психологическое здоровье ребенка и конечно сможем сделать речь ребенка более выразительной Как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение.
Более подробно можно посмотреть практический материал в пособиях:
«Развитие эмоций дошкольника» под ред. В. М. Минаевой.
«Эмоциональное развитие дошкольника» под. ред. А. Д. Кошелевой