Татьяна Натфуловна Смолина
Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс «Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Цель: практическое освоение педагогами игровых приемов по формированию предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
1. Дать представление о многообразии игровых приемов по формированию предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста.
2. Побудить к использованию игр в совместной деятельности с детьми.
3. Познакомить с практическими применением игровых приемов.
Добрый день, уважаемые коллеги! Рада видеть всех, кто нашел время побывать на моем мастер-классе.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский
Работая с детьми на непосредственно-образовательной деятельности по математике, я обратила внимание, на то, что они часто могут отвлекаться, быстро устают, а это ведёт к снижению внимания, дети плохо усваивают программный материал. В то время, когда они играют в игры с математическим содержанием, то они легко и быстро сравнивают предметы по величине, без труда определяют форму.
Передо мной встала проблема: какие приемы и методы использовать, для того, чтобы детям были интересны занятия в детском саду по математике?
Поэтому я решила расширить процесс обучения по математике и за пределами непосредственно-образовательной деятельности через различные дидактические игры и сказки.
Многие исследователи (Большунова Н. Я., Шарыгина Т. А., Ерофеева Т. И.) считали, что формирование математических представлений происходит эффективнее с помощью сказок и игр, т. к. облегчает процесс обучения. К. Д Ушинский отмечал, что у хорошего учителя урок математики – это урок сельского хозяйства или домашней экономии. Когда речь идёт о дошкольниках, то рекомендуется математику максимально связать с окружающей жизнью. А для ребёнка игры и сказки – это его жизнь.
Работу по данному направлению, я начала с создания и подбора различных дидактических игр для детей. Все дидактические игры я для себя разделила на несколько групп:
- Игры с цифрами и числами
-Игры на ориентировки в пространстве
-Игры с геометрическими фигурами
-Игры на логическое мышление
Также прививаю любовь к математике через сказки. Ведь математика в сказках это не та обычная математика, к которой мы привыкли. Здесь есть волшебная история, которая чему то учит. А, наблюдая за жизнью сказочных персонажей, дети усваиваютматематические понятия (сложение 1+1 в сказке «Теремок», большой – маленький, порядковый счет, навыки пространственного мышления и т. д.) Каждую сказку можно попробовать наполнить математическим содержанием, включая задания для героев посредством дидактических игр. Сами сказки есть с математическим началом : «Два жадных медвежонка», «Три медведя» и многие другие. И в каждой сказке есть целая уйма математических ситуаций. Проведение таких сказок с использованием дидактических игр способствует тому, что ребенок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника. Сегодня я хочу остановиться конкретно на дидактических играх, которые можно применять на занятиях по математике.
Игра «Собери гусеницу»
Цель игры: закрепить у детей знание чисел, упражнять в прямом (от 1 до 5) и обратном счете (от 5 до 1)
Задачи:
1. закреплять знание числового ряда, чисел последующего и предыдущего. совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке (в пределах 5);
2. закреплять знание геометрических фигур;
3. сравнивать рядом стоящие числа в пределах 5;
4. расширять словарный запас детей;
5. развивать внимание, пространственное и логическое мышление, сообразительность, мелкую моторику рук.
Жила была на свете одна маленькая гусеница. Родилась она летом, а так как лето у нас короткое – всего три месяца, чтобы успеть до осени подрасти, она всегда и везде торопилась. Быстрее, быстрее. Надо успеть! И вот однажды она так торопилась, что споткнулась и рассыпалась. Вот сидит гусеница и плачет. – Привет, Гусеница! Почему ты плачешь? – Я так торопилась успеть все съесть, что споткнулась, упала и рассыпалась! Помоги мне, пожалуйста! Давай поможем Гусенице, соберём ее, соблюдая последовательность чисел в порядке возрастания или убывания. Вот какая красивая гусеница у нас получилась! Давай ей скажем, что быстро бегать и постоянно торопиться не надо! Это может плохо кончиться! – Гусеница, ты больше не будешь торопиться? – Нет! Спасибо вам.
Игра «Засели мышку в свой домик»
Цель игры: Развитие умения узнавать и называть базовые цвета.
Задачи:
1. развивать сенсорное восприятие;
2. развивать мелкую моторику пальцев рук;
3. закреплять понятия «много», «мало»;
4. учить использовать названия цветов в активной речи;
5. развивать внимание;
6. познакомить с одним из представителем животного мира – мышью.
7. формировать умение объединять предметы по признаку цвета;
8. развивать желание оказать помощь ближнему;
9. развивать в ребенке потребность к совершению добрых поступков.
1,2,3,4,5 Будем мышек мы считать.
Мышки весело живут,
Свои норки стерегут.
Ночью крошки, сыр, воруют,
Круглый год с котом воюют.
Только кот открыл глаза:
Мышки - шасть в свои дома!
(Детям даё тся задание: заселить мышек в свои домики, в соответствии с цветом мышки и домика).
Игра «Живые числа»
Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 5.
Задачи:
1. совершенствовать навыки прямого и обратного счёта;
2. развивать психологические процессы: слуховое и зрительное внимание;
3. развивать социальные навыки: умение работать индивидуально и в коллективе;
4. воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
5. воспитывать интерес к познавательной деятельности.
Каждый игрок берет по одной карточке с цифрой. Под музыку все игроки танцуют. По сигналу «Встаньте по порядку» - команда должна построиться в последовательности от 1-5.
«Полминутки для шутки»
Цель: формировать умение переключать внимание с одного вида деятельности на другой
Задачи:
1. развивать общую моторику;
2. закрепить счёт, умение читать схемы;
3. воспитывать желание играть вместе.
1. Сколько кругов зеленых, столько выполним наклонов (1).
2. Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас (2).
3. Присядем столько раз, сколько бабочек у нас. (3).
4. Прыгнем ровно столько раз, сколько ежиков у нас (4)
5. Хлопнем руками столько раз, сколько елочек у нас. (5)
Игра «Наряди матрёшку»
Цель: развитие навыка у детей подбирать определенные формы предмета и цвета по показу воспитателя.
Задачи:
1. развивать умение различать и называть основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый);
2. развивать умение различать основную форму предметов и называть её (круг, квадрат, треугольник);
3. развивать умение группировать предметы по цвету и форме;
4. развивать моторику рук через действия с предметами;
5. формировать навыки у детей самостоятельного выполнения игры.
Ребёнок берёт матрёшку и методом наложения выкладывают геометрические фигуры по контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами нужного цвета. Игра «Найди листок для божьей коровки»
Цель: совершенствовать умение считать в пределах 5 (10, закреплять знания цифр в пределах 5.
Задачи:
1. закрепление представления о составе числового ряда до 5 (10);
2. совершенствование навыка сравнения чисел в ряду до 5 (10);
3. совершенствование умения считать в уме;
4. развитие памяти, интеллекта, концентрации внимания, умения логически мыслить.
Эта игра учит детей соотносить цифру с числом. Чтобы найти соответствующий листок для божьей коровки – нужно выбрать насекомое и посчитать количество точек на крылышках, а затем выбрать листок с соответствующей цифрой.
Я предлагаю вашему вниманию сказку «Репка» на новый лад (участникам раздаются маски) дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка Воспитатель: Купил дед ноутбук. Установил его, а как включить не знает. Ходит вокруг него. Думает, что за аппарат, на что похож. Напоминает какую-то фигуру. Воспитатель: А ноутбук включится в том случае, если правильно ответите на вопросы. А на какую геометрическую фигуру похож монитор ноутбука? Воспитатель: - А какие еще вы знаете предметы похожие на прямоугольник? (ответы) - А какие еще геометрические фигуры вы знаете? (ответы) Но ноутбук все равно не включается. Позвал дед бабку. Пришла бабка, охает, ахает, ходит вокруг него. То с одной стороны зайдет, то с другой. - А скажите где стоит бабка? ( ответы: слева, справа, за, перед….) Но ноутбук не включается. Позвала бабка внучку. Пришла внучка и говорит: Внучка: - Ноутбук уже не модно, я в планшетах и смартфонах лучше разбираюсь. Воспитатель: - А давайте сравним по размерам ноутбук, планшет и смартфон (ответы) Но все-таки ноутбук нам включить не удалось. Позвала внучка Жучку. А жучка в это время за двором бегала. ( на ковре 2 ленты: длинная и короткая) - А скажите, пожалуйста, по какой дороге Жучка быстрее добежит до дома (предлагаем на выбор 2 дорожки, разные по длине). - Это дорожка какая? (короткая) - А эта? (длинная) - Почему выбрали эту дорожку? (ответы (Бежит жучка по короткой дорожке) Воспитатель: - Жучка полаяла на ноутбук, а он не включается. Позвала Жучка кошку. Легла кошка на теплый ноутбук и уснула. Воспитатель: - А скажите, пожалуйста, когда мы спим? (ночью) - А когда в детский сад идем? (утром) - Обедаем когда? (днем) - Когда возвращаемся домой? (вечером) - Сейчас какое время суток? (день) - Мы с вами что делаем? (играем) - Давайте и кошку разбудим. Кошка проснулась, позвала мышку. Мышка прибежала, хвостиком махнула, кнопочку зацепила ноутбук и включился. Воспитатель: - Теперь нужно ввести пароль. Для этого вспомним. - Который по счету был дед? (1-й) Найди карточку с цифрой 1. - Которая по счету была бабка? (2-я) Найди карточку с цифрой 2. - Которая по счету была внучка? (3-я) Найди карточку с цифрой 3. - Которая по счету была Жучка? (4-я) Найди карточку с цифрой 4. - Которая по счету была кошка? (5-я) Найди карточку с цифрой 5. - Которая по счету была мышка? (6-я) Найди карточку с цифрой 6. Воспитатель: И для того чтобы ноутбук открылся нужно выстроиться по порядку. (1, 2, 3, 4, 5, 6) И ноутбук включился! - Ну, теперь, уважаемые коллеги, просмотрев сказку «Репка», я думаю, что вы поняли, что с помощью чего, в дошкольном возрасте, можно сделать математику яркой и увлекательной игрой? (с помощью сказки и игры) - И какие математические понятия мы закрепили данной сказкой? (порядковый счет, геометрические фигуры, понятия «длинный - короткий», «больше – меньше», части суток, пространственная ориентация). Здесь мы увидели, как ребенок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника. Рефлексия: Спасибо всем, кто принимал участие в нашей встрече. И мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Настоящее воспитание это не только счастливый ребенок, но и счастливый педагог. Предлагаю вам универсальный рецепт счастья, который приумножит количество прекрасных мгновений вашей жизни. Итак, возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви. Добавьте 2 горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры, все это хорошенько перемешайте. Щедро намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте своим воспитанникам, каждому, кто встретится вам на Пути.
Спасибо за внимание!