Евгения Аюшева
Мастер-класс «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через сказки»
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад Тюльпан»
Мастер класс :
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через сказки.
Аюшева Е. Э. воспитатель
с. Приютное
2021 год.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию мастер– класс «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии».
Публикация «Мастер-класс „Духовно-нравственное воспитание дошкольников через сказки“» размещена в разделах
Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Оно основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло. Язык сказки понятен ребенку, позволяет просто и доступно объяснить малышу разницу между плохим и хорошим
С этой целью я использую в работе с детьми сказкотерапию.
Привлекательность сказкотерапии заключается в том, что, погружая ребёнка в сказочную ситуацию, педагог легко могут заинтересовать ребёнка решением разного рода задач, способствующих его когнитивному развитию. Сказка позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным для малыша, ребёнок эмоционально готов к восприятию нового : сосредоточен, вовлечён, заинтересован».
(Слайд 1)
"Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.»
Сухомлинский В. А
(Слайд 2)
Цель мастер-класса :
-обновление педагогического процесса с использованием разнообразных приемов и средств, в процессе ознакомления детей со сказками.
(Слайд 3)
Задачи мастер-класса :
• расширить знания педагогов о сказке, как средство воспитания дошкольников
• обогатить интеллектуально-познавательный, нравственно-эстетический опыт коллег, позволяющий совершенствовать себя в работе с детьми
• познакомить с формой и методами знакомства детей со сказкой.
(Слайд 4)
Воспитательно - образовательные задачи:
• Приобщение к духовному и нравственному уроку сказки через восприятие сказочной проблемной ситуации. Научить ребенка через восприятие сказки извлекать нравственный урок.
• Развитие эстетического чувства прекрасного через восприятие художественных образов сказки, эмпатии по отношению ко всему живому, созданному природой.
• Развитие активного словаря, умения выражать свои мысли и чувства.
• Развитие вербального воображения ребенка на приемах работы со словом и сказкой.
(Слайд 5)
Модель работы со сказкой – это образец, на котором отрабатывается механизм работы педагога со сказочным материалом.
Модель работы со сказкой :
1. название сказки
2. чтение сказки
3. речевая зарядка
4. беседа по содержанию
5. пересказ сказки (с опорой на наглядность)
6. рассматривание иллюстраций
7. работа с обучающими презентациями
8. создание сказки (продуктивная деятельность)
9. сказка и познание.
Образовательный процесс осуществляется:
• в ходе непосредственно образовательной деятельности,
• в ходе режимных моментов,
• в процессе совместной деятельности педагога с детьми,
• при организации самостоятельной детской деятельности.
Внутри образовательного процесса сказка позволяет раздвинуть границы реального мира, что, в свою очередь, побуждает каждого ребёнка и взрослого к деятельности. Мы становимся не просто слушателем, а активным участником образовательного процесса.
В своей работе я использовала следующие методы и приёмы, которые явились невидимым мостиком между ребёнком и взрослым в процессе реализации образовательных задач.
(Слайд 6)
Формы и методы работы со сказкой
Знакомство со сказкой.
Педагогические задачи:
• Формировать у детей умение слушать, сопереживать, анализировать поступки героев.
• Активизировать словарь через диалоговую речь.
• Формировать умение правильно строить и формулировать ответ на вопрос по содержанию прочитанного.
• Формировать навыки пересказа : понравившегося отрывка, всего произведения, с продолжением, по ролям и т. д.
(Слайд 7)
Мотивация:
1). Красивая книга, серия книг (работа с обложкой - «О чем эта сказка? Давайте заглянем?»).
2). Герой сказки (игрушка). Приглашение в гости к друзьям.
3). Загадка. «Поищем отгадку в сказке».
Приемы и методы (рассказываем сказку) :
1). Рассказчица (бабушка-загадушка, тетушка Арина и т. п.)
2). Герой сказки (игрушка).
3). Волшебный сундучок («рассказывают» предметы).
4). Фланелеграф (рассказываем и показываем).
5). Настольный театр, кукольный театр.
- Сейчас проверим, как Вы знаете сказки.
Уважаемые коллеги, предлагаю вам ответить на несколько вопросов:
(Слайд 8)
• Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля и проучило Колобка за хвастоство?
• Сказочный персонаж долгожитель – это…
• Кто исполнял все желания Емели?
• Какая героиня владеет собственным летательным аппаратом?
• Кто помог Алёнушке справиться с горем, взяв её замуж после превращения братца в козлёнка?
• Девочка кроваткой, которой была ореховая скорлупа.
• Имя бабушки, от которой ушла вся посуда.
• Сказочный герой, следящий за чистотой и гигиеной.
• Потеряла хрустальную туфельку.
• Злой разбойник, который живет в Африке.
• Сказочный герой с большими ушами, который искал друзей.
• Девочка из снега.
• Сказочный герой, который ни хотел учиться и ни чего не знал.
(Слайд 9)
«Литературные анаграммы»
Анаграммы – это переставив местами буквы образовать новые слова.
и л а с и р ж в у а ь л
ч о г е н у р а с к
и т р д е д м я в е
б а р у ш а ч е к
о ч д о й к ю в м а
(Слайд 10)
«Узнай и назови сказку»
За каждой фигурой спрятался определённый сказочный персонаж. Внимательно посмотрите на эти фигуры и постарайтесь понять, какие названия сказок здесь зашифрованы.
-большой серый круг и семь маленьких треугольников («Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов»)
– три одинаковых розовых кружка («Три поросёнка»)
Для второй команды:
– три коричневых прямоугольника разных размеров: большой, средний, маленький («Три медведя»)
– оранжевый треугольник и серый прямоугольник («Лиса и журавль»)
-Название сказок вы знаете хорошо, а сможете ли вы угадать героев сказки?
(Слайд 11)
- Я расскажу о том, почему это со мной случилось. Я круглый, пышный, мягкий. Немного озорной, поэтому не послушался родителей и убежал от них. Но я весёлый и люблю петь. Я спел песни почти всем жителям леса. Но одна рыжая красавица была голодна. Я её пожалел и прыгнул к ней на язычок, чтобы она меня съела. Иначе бы я зачерствел и стал сухарём.
(Русская народная сказка «Колобок»).
(Слайд 12)
- Выходит девочка и плачет. – Что с тобой?
«Как же мне не плакать? Скоро батюшка с матушкой вернутся, а я братца потеряла, не углядела за ним»
(Русская народная сказка «Гуси-лебеди»)
(Слайд 13)
- Герой этой сказки весёлый человечек. Он всё время, что-нибудь придумывает, всегда находит выход из сложных ситуаций. Он не любит подчиняться девочкам. Автор сказки жил в России. У героя есть друзья и враги. Сделан из необычного материала – дерева.
(Буратино)
(Слайд 14)
«Соотнесите картинки»
- Золотой ключик (Буратино)
- Бумажный кораблик (стойкому оловянному солдатику)
- Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочке)
- Термометр (доктору Айболиту)
- репка (дедушке)
- яйцо (курочке Рябе)
- мыло (Мойдодыру)
-Мы еще раз убедились, как хорошо вы знаете сказки. А теперь отгадайте загадки!
(Слайд 15)
Загадки:
1. Как называется русский трехструнный щипковый инструмент? (Балалайка)
2. Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли)
3. Как называется самый популярный жанр русской народной песни? (Частушка)
4. Как называли человека, исполнявшего музыку на церковных колоколах? (Звонарь)
5. Назовите самый распространенный русский народный инструмент, имеющийся и сейчас во многих домах. (Деревянные ложки)
-Наши конкурсы подощли к концу, спасибо за активное участие.
(Слайд 16)
Оптимальность и эффективность средств
заключается в том, что посредством событий в сказке детьми усваиваются духовно-нравственные категории (добро-зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность);
- развивается образный строй речи, обогащается словарный запас, формируются навыки связной речи;
- развивается способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни;
- воспитывается у детей милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
- воспитывается трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда;
- развивается эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Работая со сказкой дети узнают определенные сказочные сюжеты, составляющие духовный опыт человечества; учатся понимать сюжетную линию сказки, выделять проблему актуализированную в сказке, выражать свои мысли и чувства.
(Слайд 17)
ВСЕХ БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
-Уважаемые коллеги, спасибо за внимание, надеюсь что сегодняшний мастер класс принесет пользу в организации работы со сказками