Наталья Хованскова
Мастер-класс для воспитателей «Увлекательные дидактические игры для развития математических способностей у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для воспитателей
" Увлекательные дидактические игры для развития математических способностей у детей "
Подготовила воспитатель первой квалификационной категории Хованскова Н. И.
Цель: способствовать повышению интереса педагогов в использовании дидактических игр в работе с детьми по ФЭМП.
Задачи:
представить для ознакомления копилку дидактических игр на количество и счет:
Ход мероприятия:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Увлекательные дидактические игры для развития математических способностей у детей“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Сегодня мы с вами откроем секреты изготовления дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста своими руками на количество и счет.
Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал В. А. Сухомлинский.
Сегодня я хочу поделиться с вами какие увлекательные, интересные, разнообразные игры, направленные на математическое развитие у детей можно сделать своими руками. Детям очень нравятся игры на липучках, с прищепками, и с фонариком. В наше время без компьютера нам никак не обойтись.
В создании дидактических игр нам понадобится компьютер и принтер. А если есть ламинатор, то это просто замечательно, так как заламинированные игры прослужат очень долго. Но если нет, то можно использовать скотч.
Вот игры, которые я изготовила и хочу с вами поделиться.
Количество и счёт
«Грибы для белочки».
Цель: учим и закрепляем счёт в пределах 10, развиваем навыки работы со множеством.
Инструкция: Игровое поле, карточки с заданием и карточки с изображением грибов. Кладём карточку с заданием перед ребёнком и просим положить на игровое поле столько грибов, сколько указано на карточке.
"Кошелёчки" (с фонариком)
Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота». Закрепить знания детей о внешнем виде современных денег. Считать в пределах 10 и сравнивать больше, меньше, равно.
Инструкция: 1 вариант: просим ребёнка посветить под кошелек и назвать монеты. 2 вариант: ребёнок светит под кошелёчки и затем по памяти выкладывает на них монеты. 3 вариант. Просим ребёнка разложить банкноты по образцу (карточки- задании) 4 вариант: ребёнок выкладывает банкноты или монеты по речевой инструкции педагога, можно по памяти. 5 вариант: то же задание, что и 4, только можно усложнить. Например попросить в красный кошелек положить на 2 монеты больше или меньше, чем в зелёный и т. д.
"Берёзки"
Цель: закреплять знания о составе изученных чисел
Инструкция: кладём тучку с цифрой на игровое поле и просим ребёнка собрать берёзку, на которой будет соответствующее количество листочков
«Найди пару»
Цель: совершенствование умения считать в пределах 10;
Учить соотносить число с цифрой;
Инструкция: Детям раздаются карточки с цифрами, нужно подобрать к ним числовые карточки и предметные.
«Ловись рыбка»
Цель: учим и закрепляем состав числа в пределах 10, развиваем навыки работы со множеством,
Инструкция: Игровое поле, где сидит рыбак с удочкой рядом корзина с цифрами. Ребенку нужно наловить столько рыбок, какое число на корзине. На рыбках примеры на сложение.
«Зимний счет»
Цель: Формирование навыков в пределах 10 путем сложения.
Инструкция: Раздаются карточки с изображением Снеговиков, на которых написаны цифры и карточки с примерами на сложение. Ребенок должен подобрать соответствующую карточку.
«Сложи и вычти»
Цель: Формирование навыков в пределах 10 путем сложения и вычитания.
Инструкция: Раздаются карточки с изображением Снеговиков, на которых написаны цифры и карточки с примерами на сложение и вычитание Ребенок должен подобрать соответствующую карточку.
«Математический гараж»
Цель: Закреплять счет в пределах 10
Инструкция: Игровое поле. Гаражи с цифрами. Машинки с примерами на сложение и вычитание. Ребенок должен с помощью счета поставить машинку в гараж, с соответствующей цифрой.
«Накорми пингвинят» (с фонариком)
Цель: Счет в пределах 10
Инструкция: Игровое поле и пингвинчики с цифрами. Ребёнок с помощью фонарика просвечивает животики, где написаны цифры. Таким образом ребёнок считает от 0 до 10 и сопоставляет карточки.
«Математические пчелки»
Цель: Закреплять счет в пределах 10.
Инструкция: Игровое поле с цветами, где на каждом цветке написана цифра от1 до 10. Пчелки с примерами. Ребенок должен сосчитать и найти подходящий цветок.
«Сладкая математика» (на липучках)
Цель: Закрепление счета в пределах 10.
Инструкция: Карточки с цифрами и пустыми клетками. Карточки с изображением предметов. Ребенок считает и подбирает карточку к определенной цифре.
«Засели соседей» (на липучках)
Цель: Формирование понимания отношений рядом стоящих чисел в пределах 10.
Инструкция: Числовые домики, где пропущены предыдущее и последующее число. Цифры. Ребенок вставляет недостающие цифры.
«Одень Снегурочку»
Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10 путем сложения и вычитания. Находить право-лево.
Инструкция: Нужно помочь Снегурочке подобрать наряд. Ребенок одевает на девочку кокошник с цифрой, после чего подбирает варежки и сапожки с соответствующим количеством украшений на каждой вещи. А для того чтобы подобрать шубку, необходимо решить пример на сложение или вычитание.
«Математические пазлы»
Цель: Закреплять счет в пределах 10. Развивать внимание, мышление
Инструкция: 1 вариант: Детям даем разрезные картинки по цифрам. Ребенок должен собрать картинку в определенной последовательности. 2 вариант: Перед ребенком картинка с цифрой, нужно подобрать к ней соответствующую карточку.
«Посчитаем с зайкой»
Цель: Закреплять знания о составе изученных чисел
Инструкция: Игровое поле с зайчиком, корзинка с цифрами (на липучках, морковки, на которых написаны примеры. Ребенку нужно сосчитать и положить в корзину правильное число морковок.
«Накорми котика»
Цель: Закреплять представления о количественном составе чисел из единиц.
Инструкция: У котика на грудке медальончик с цифрой. Рыбки с примером. Нужно подобрать рыбок так, чтобы пример на рыбке соответствовал с цифрой на медальоне котика.
«Математический ёжик» (на липучках)
Цель: Закреплять состав чисел.
Инструкция: Десять ежиков. На каждом ежике цифра от1 до 10 На спинке липучки. Яблочки, на которых написаны примеры на состав числа. Нужно подобрать соответствующее яблочко.
«Числовые домики» (пиши стирай)
Цель: Закреплять знания о составе изученных чисел.
Инструкция: Десять домиков с цифрами. Нужно вписать состав числа.
«Математические дорожки» (пиши стирай)
Цель: Формирование понимания отношений рядом стоящих чисел в пределах 10.
Инструкция: Альбом с картинками, где пропущены цифры. Ребенок вписывает недостающие цифры.
«Помоги зайке собрать урожай»
Цель: Совершенствовать счет в пределах 10.
Инструкция: Игровое поле с зайкой, корзинка, на которой написана цифра, грядки с морковкой. Детям нужно собрать столько морковок, чтобы соответствовали цифре на корзинке.
Цвет и Форма
«Геометрический паровозик»
Цель: Знакомство с геометрическими фигурами.
Инструкция: У зверюшек билетики такой же формы как фигурки на соответствующем вагончике. Ребенку нужно рассадить всех пассажиров по местам.
«Разложи фигуры»
Цель: Формировать представления об основных цветах и о геометрических фигурах.
Инструкция: Все фигуры перемешены. Ребенок должен отобрать фигуры только названной формы, цвета
«Найди заплатку. С какого дерева листочки?»
Цель: получение навыка различения и сопоставления цветов и форм.
Инструкция: Ребенку нужно подобрать к листочкам геометрические фигуры, соответствующие по форме и цвету.
«Чемоданчики»
Цель: учим и закрепляем знание геометрических фигур, закрепляем умение определять форму предметов.
Инструкция: Состоит из игровых полей – 6 чемоданчиков и карточек даём ребёнку карточку и просим его определить форму предмета, изображенного на ней. Затем положить карточку в соответствующий чемоданчик
Домино «Цвет и форма»
Цель: Расширять представления детей о плоскостных геометрических фигурах и объемных формах. Закреплять знание цвета.
Инструкция: Ребенку даются карточки. Нужно соотнести по цвету и форме.
«Изучаем фигуры» (на липучках)
Цель: Формирование умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
Инструкция: Круги с изображением в центре геометрической фигуры. Кружки с изображением предметов разной формы. Нужно правильно подобрать предмете, чтобы соответствовали геометрической фигуре.
«Собери пирамидку» (на липучках)
Цель: Развивать внимание, мышление, закрепление геометрических фигур.
Инструкция: Игровое поле пирамидка. Карточки схемы. Нужно собрать пирамидку по схеме.
«Собери фигуры по образцу» (на липучках)
Цель: Закреплять знания геометрических фигур, развивать внимание и мышление. Умение работать по схеме.
Инструкция: Карточки со схемами и пустые карточки. Ребенок должен собрать по схеме геометрические фигуры.
«Фигуры вокруг нас»
Цель: Формирование умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
Инструкция: Ребёнку раздаются карточки с изображением геометрических фигур. Нужно подобрать к карточкам, карточки с изображением предметов нужной формы.
Величина и Ориентировка во времени
«Найди домик для матрешки»
Цель: Учить находить домики по величине, сравнивать по величине и располагать по убывающей величине.
Предложить детям подобрать матрешкам домики.
«Матрешки» (на липучках)
Цель: Учить раскладывать по убывающей величине.
Предложить разложить матрешки по убывающей величине.
«Время суток»
Цель: Показать последовательность частей суток и дать представление о сутках в целом.
Работа с дидактическими карточками.
«Домики для частей суток»
Цель: Закреплять знания о частях суток.
Детям раздаются домики и разрезные картинки с изображением различных частях суток. Ребенок должен правильно разложить по домикам.
«Когда это бывает?»
Цель: Совершенствовать у детей знания о частях суток
Игровое поле и картинки с изображением детей, в определенное время суток (делает зарядку, занимается, спит и т. д)
«Часики» (на липучках)
Цель: Продолжать учить определять форму предметов и их частей на примере макета часов. Познакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов. Воспитывать интерес к играм.
Макет часов, с геометрическими фигурами, на них написаны цифры. Ребенок определяет время стрелочкой на циферблате.
«Времена года»
Цель: Закреплять представления о временах года и месяцах
Показать детям модель «Времена года»: квадрат, разделенный на 4 части (времена года, окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтые цвета. Желтой сектор разделен еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый.
Дидактические игры и игровые упражнения рекомендуется проводить с целью уточнения и закрепления математических представлений, у детей как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Творческих успехов!