Наталья Макеева
Мастер-класс для воспитателей «Приобщение детей к национальной культуре и традициям народов Кавказа посредством народных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для воспитателей ДОУ по теме:
«Приобщение детей к национальной культуре и традициям народов Кавказа через народные игры»
Цель:приобщение дошкольников к материальной и духовной культуре народов Северного Кавказа и вовлечение ребенка в яркий мир народных игр, соревнований и национальных праздников. Воспитывать детей физически и духовно здоровыми через игры народов Северного Кавказа
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Приобщение детей к национальной культуре и традициям народов Кавказа посредством народных игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2019
Цель проведения народной игры всегда имеет три аспекта:
1) познавательный (приобщить детей к национальной культуре, расширить круг знаний дошкольников о традициях, обычаях, укладе жизни народов Северного Кавказа);2) развивающий (способствовать развитию навыков налаживания конструктивного межкультурного диалога);
3) воспитательный (развивать способность к действенному межэтническому взаимоотношению и взаимопониманию).
Вводная часть
Воспитатель: Известно, что уважение национальной культуры своего и других народоввыступает как одно из условий успешной адаптации личности в современном поликультурном обществе. Игры народов Северного Кавказа позволяют определить действительное значение национальных традиций каждого народа в развитии игровой деятельности, выявить самобытность и многообразие национальных форм игр. Национальная форма подвижных игр выражается в том, что по своему происхождению и развитию она является характерной для конкретной нации, определена общественно-историческим ее развитием, своеобразием быта, культуры, традиций. Многие игры народов Кавказа были повторениями деятельности взрослых, вырабатывающих необходимые при этом силу, ловкость, выносливость.
Воспитатель: уважаемые педагоги, проходите в центр зала и встаньте в два круга.
Игра «Знакомство» (русская хороводная игра)
Правила: выстраиваются в два круга, в центре каждого круга по одному участнику, которые держат платок над головами проходящих. Под музыку участники водят хоровод. По окончании музыки тех, кого платок накрыл, обнимаются и знакомятся.
А что мы сейчас с вами делали? (ответ)
Воспитатель: Мы считаем, что эффективной формой духовно-нравственного воспитания является приобщение детей к национальным ценностям и традициям народов Кавказа через народные подвижные игры, которые помогают:
• расширить познания дошкольников об истории родного края, его культуре, традициях и обычаях,
• формируют начало любви к своему народу, к своей стране. Основная часть
Наш Моздокский район, как и вся РСО-Алания, многонационален (русские, осетины, кумыки, чеченцы, кабардинцы и др.)
Сейчас мы познакомим вас с некоторыми национальными народными играми Кавказа, которые можно применять в своей работе. (Воспитатели знакомятся с правилами игр и играют в игры.)
1. ИГРЫ С ПЕНИЕМ И ТАНЦАМИ (хороводные, такие игры проводятся в группе.
«Заря - зариница» (Русская хороводная игра)
Участники встают в хоровод. Водят хоровод и поют такую песенку:(под музыку)
«Чепена»
Участники встают в круг. (под музыку)
2. ИГРЫ – СОСТЯЗАНИЯ (спортивные)
Такие игры проводим (в основном, на улице) на развлечениях. В этих играх как нельзя лучше проявляется характер нашего народа, воля и стремление к победе.
«Перетягивание каната» (играют все народы Кавказа)
Играть можно в помещении, а в теплую сухую погоду и на улице. Для игрытребуется только канат. Количество игроков не ограничено.
«Успей поймать!» (ингушская)
На игровой площадке находятся две равные группы участников: девочки и мальчики.
Ведущий подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают девочки, то они начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков, они стараются не дать его девочкам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч.
Правила игры. Передавая мяч, нельзя касаться руками игрока и долго задерживать мяч в руках.
3. ПОДВИЖНЫЕ такие игры проводятся на прогулках, в группах. 1.«Осетинские салки»
Цель: упражнять в беге; снятие накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочению группы
Правила игры: держаться рукой за ту часть тела, которой коснулся осаливший его.
Ведущий выбирается с помощью считалки.
Содержание игры: водящий преследует остальных играющих, и если коснется кого-то, тот начинает водить. Но новому водящему труднее: он должен бежать, держась рукой за ту часть тела, которой коснулся осаливший его, будь то рука, голова, плечо, поясница, колено или локоть, так он должен догнать и осалить кого- либо.
І вариант: роль ведущего выполняет воспитатель.
ІІ вариант: если играющих много, выбирают двух или трех ведущих.
«Водопад и ветер»
Цель: в процессе игры развивать ловкость, быстроту, действовать по сигналу; сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
Правила игры: четко выполнять команду водящего, тот, кто ошибётся в выполнении команды, должен выйти из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один – единственный игрок. Это и есть победитель.
Водящий выбирается с помощью жеребьевки.
Содержание игры: для начала игры выбираем водящего. Остальные игроки становятся на некотором расстоянии от него. Когда водящий объявляет: «Водопад!» - игроки начинают приседать, когда же он говорит: «Ветер!» - все должны бежать в одну сторону по кругу. Водящий старается запутать игроков; он может произносить одно и тоже слово несколько раз подряд и делать ложные движения, не совпадающие с командой. При этом он должен зорко следить за игроками – тот, кто ошибётся, выходит из игры.
І вариант: роль ведущего выполняет воспитатель
ІІ вариант: на сигнал «Водопад!» игроки выбирают ОВД по желанию (например, прыжки)
ІІІ вариант: на сигнал «Ветер!» - дети бегут врассыпную.
4. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Эти игры можно применять как часть занятия, разминку, заполняя ими промежуток между занятиями, в конце прогулки, перед приемом пищи. Очень любят эти игры и взрослые, поэтому эти игры очень кстати на праздниках, досугах, викторинах, развлечениях, родительских собраниях.
Игра «Краски» (русская народная игра)
Дети стоят в кругу. Игра начинается с переклички водящего с игроками:- Динь, динь, динь!
- Кто там?
- Почта!
- Откуда?
- Из города. (называет город)
- А что в городе делают?Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.
Методические приемы: водящего выбирается при помощи считалочки. Вместо фантов можно использовать старые открытки, марки или конверты.
Дополнительные рекомендации: задания могут придумывать и сами участники игры.
Игра «Прела-горела»(белорусская народная игра)
Ведущий прячет в разных местах различные предметы (игрушки, фрукты, и др.) загадывает загадку о предмете, далее произносит слова:
• Прела-горела за море летела,
• А как прилетела, там где-то и села,
• Кто первый найдет, тот себе возьмет!
• Правила игры. Начинать искать предметы можно только после произнесенных слов. Во время раскладывания игрушек все должны стоять с закрытыми глазами и не подсматривать. Прятать игрушки необходимо быстро. • Ответ на загадку не говорим, приносим ведущему.
• После этих слов все разбегаются по площадке, ищут спрятанные предметы. Кто больше найдет, тот и выиграл. Структура знакомства с подвижной игрой:
1) Беседа. Перед объявлением названия игры проводится беседа, актуализирующая приобретенные знания дошкольников о национальной культуре народов. После того, как прозвучит название игры, проводится беседа, касающаяся того аспекта культуры, которому посвящена игра, читается легенда.
2) Изготовление атрибута для игры. Возможны изготовления не сложных атрибутов для предстоящей игры самими детьми.
3) Проведение игры.
4) Творческие задания. Для закрепления полученных знаний можно провести такие виды творческих работ как составление рассказов, стихотворения, рисунки узоров с использованием орнаментов, организовать выставку работ. Заключительная часть
В заключение нашего мастер-класса предлагаем блиц-опрос. Я задаю вам вопросы, вы отвечаете на них в быстром темпе по очереди.
• Какие атрибуты используются в народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка)
• Главная роль в народной игре? (водящий)
• Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
• Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
• Где используются народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)
• Какие физические качества воспитываются в народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)
• Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
• Что является сигналом к действию в народной игре? (слово)
Хочется закончить нашу совместную работу высказыванием педагогаАлександры Платоновны Усовой: «В народных играх нет педагогическойнавязчивости и вместе с тем они вполне педагогичны».Поэтому играйте, творите, развивайтесь…
(Педагогам вручаются памятки «Народные игры Кавказа».)