Наталья Пшенникова
Консультация «Приобщение детей к истокам русской национальной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста.
Актуальность: Прививать интерес к культуре русского народа через знакомства с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством, обогащать музыкальное впечатление приобщать к духовной и народной музыке. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений. Народная культура- это многовековой опыт народа.
Публикация «Консультация „Приобщение детей к истокам русской национальной культуре“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Методы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством
1. Словесные методы:
• рассказ, беседа о народных обычаях и традициях;
• вопросы, разъяснения, заучивание потешек, прибауток, закличек;
• использование пословиц, загадок, поговорок, чтение художественной литературы;
• интеллектуальные и дидактические игры.
2. Наглядные методы:
• использование экспонатов, подлинных вещей;
• просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов о русском быте.
3. Практические методы:
• использование русских народных песен и танцев;
• проведение русских народных игр;
• использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;
• применение игрушек и изделий народных промыслов;
• представление кукольного театра;
• разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
• самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование
различных инструментов и материалов для изображения.
Формы работы с детьми:
• Беседы;
• Занятия на основе метода интеграции;
• Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
• Выставки в мини-музее предметов обихода, изделий русского декоративно-прикладного искусства;
• Дидактические игры;
• Работа с различными художественными материалами;
• Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
• Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
• Использование народных игр, в том числе хороводов.
1. Устный фольклор
• Простейшие детские стихи, частушки, считалки, положены в основу «ритмического настроя», с которого начинается каждое занятие, а также и в основу «пальчиковых игр», которые развивают у ребёнка свободу движений, образное мышление, память, внимание и речь. Сюда включены сказки, прибаутки, загадки.
2. Этнографические сведения
• Имеют большое образовательное и воспитательное значение. Это беседы о традиционном быте народа и его исторических изменениях, праздниках, о значении в жизни декоративно – прикладного искусства.
3. Игры
• Это важнейший компонент, воспитывающий наших детей. В этот раздел входят музыкальные, спортивные и драматические игры.
4. Фольклорный театр
• Наряду с народными праздниками, это наиболее сильное средство для того, чтобы ребёнок почувствовал себя в той культуре, в которую его погружают на занятиях русского фольклора. Разыгрывая простейшие сцены, дети получают возможность попробовать себя в различных ролях.
5. Праздники – это самая яркая собирательная часть фольклора, в которой находят своё применение очень многие сферы фольклорного творчества народа. Здесь предполагается знакомство с календарными, трудовыми и русскими праздниками, включая подготовку и проведение таких праздников, как «Рождество», «Святки», «Троица», «Масленица».
6. Творческая мастерская «Виды декоративной росписи»
• На протяжении всех занятий дети знакомятся с произведениями живописи, народного декоративно-прикладного искусства, изучают русские традиции развития промыслов и ремесел, знакомятся с различными видами декоративной росписи.
• В процессе работы раскрываются индивидуальные и творческие способности детей
Старшая - подготовительная группа
Тема
организованной образовательной деятельности Формы организации
1 «Как рубашка в поле выросла» Знакомить с технологией изготовления крестьянами одежды. Расширять словарный запас: трепало, мялка, кросна, лен. Воспитывать уважение к нелегкому труду крестьян.
2 «Устное народное творчество – потешки, считалки, небылицы» Знакомить с устным народным творчеством, дать почувствовать добрый юмор, задор небылиц. Воспитывать интерес к малым формам фольклора.
Знакомить с народными инструментами (трещотка, свистульки, деревянные ложки, балалайка, гусли).
3 «Хлеб-всему голова» Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел» знакомство со старинными орудиями труда серпом, коса, мельница, борона, кадка. Пословицы и поговорки о хлебе. Дать представление о приготовлении теста и способе выпекания изделий из него. Лепка изделий из соленого теста (крендель, витушка, плюшка)
4 «Многонациональная Русь» Обобщить знания детей о народах. Уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно прикладного творчества, Выступление с фольклорным ансамблем «Ямщицкий перезвон»
4 «Светит, да не греет»» Познакомить детей с керасиновой лампой. Формировать представление о «прошлом» лампочки (костер, факел, лучина, свеча, керосиновая лампа). Обогатить словарный запас новыми словами.
5 «Знаешь ли ты сказки?» Литературная викторина по сказкам «Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц Хваста», «У страха глаза велики», «Колосок».
6 «Здравствуй, Зимушка – зима!» Беседа о характерных признаках декабря с использованием соответствующих загадок, пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты, Мороз, Мороз, Мороз»
7 «Сия прялка изрядна-хозяюшка обрядна» Знакомить с народными традиционными видами женского рукоделия-прядением, плетением. Активизировать в речи слова: прялка, прядение, плетение, свивать, вышивка.
8 «Пришла Коляда – отворяй ворота!» Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядок. Пение колядок.
9 «Рождество» Рассказ о рождении Христа. Изготовление Ангела.
10 «Ой ты, Масленица!» Рассказ о масленице. Пение обрядовых песен, весенние заклички. Изготовление куклы Масленицы. Знакомить со старинными обычаями встречи весны.
11 «Как на Масленичной неделе…» Знакомство с традициями Масленицы. Выпечка блинов. Праздник «Масленница»
12 «Народная игрушка» Рассматривание народных игрушек. Прослушивание колыбельных. Знакомить с процессом изготовления куклы - самоделки, закрутки, их ролью в жизни человека. Развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно.
13 «Нет милее дружка, чем родимая Матушка» Беседа о маме. Познакомить детей с женщинами, в разные годы прославившими нашу страну Изготовление поделки в подарок маме.
14 «Вербное воскресенье» Знакомство с традициями празднования Пасхи. Поделки «Вербная веточка»
15 «Пасха» Традиционные Пасхальные игры. Окрашивание Пасхальных яиц различными способами. Пасхальная открытка.
16 «Шутки смешить - людей насмешить» Знакомство с потешным фольклором. Изготовление шумелок.
17 «Троица» Дать представление о православном празднике, изготовление макета березки
Весенние заклички:
Весна-красна!
На чем пришла?
На березе,на сосне,
На шелковой траве,
На ржаном снопочке,
На золотом колосочке.
Весна, весна, красная!
Приди, весна с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!