Александра Сергеева
Мастер-класс «Приобщение детей к якутской национальной культуре посредством настольных игр предков»
▼ Скачать + Заказать документы
Сергеева Александра Николаевна
МБДОУ Детский сад №8 «Родничок»
г. Якутск
Мастер - класс
Приобщение детей к якутской национальной культуре посредством настольных игр предков.
Народные игры и игрушки – это неотъемлемая часть традиционной культуры народов, отражение этноса в целом и история его развития. Им отводилось особое место в повседневной жизни древних якутов.
Темочки:
- Быт и народные традиции, предметы старины
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Республика Саха. Якутия
- Якутские игры
- Темочки
Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа Саха, видами традиционного хозяйствования: прежде всего, коневодством, разведением крупного рогатого скота, а также с охотой, рыболовством. Многие игры служили для детей не развлечением, они имели также важное воспитательное значение, способствуя физическому и умственному развитию детей.
Одним из культурных достояний народа Саха являются якутские национальные игры. Также наши предки играли в разные настольные игры : «Хабылык», «Хаамыска», «Крчэх ытыйыы», «Тырыынка», «Дугда» и «Тыксаан» подзабытые в наше время.
Игра «Тыксаан» (фишки) – для игры тальника диаметром 1 см делают фишки длиной 1.5 см. затем их расщепляют по длине на 2 части. Одна из продолжительных сторон фишек должна быть полукруглой, другая – прямой (как половина чурочек). Общее количество от 40 до 60 фишек. Игроки сидят за столом. 1 игрок собирает фишки в ладонь и рассыпает их на столе. Если 2 фишки легли одна на другую, их забирает участник, начинавший игру первым. Затем он ударом среднего пальца «отстреливает» лежащие навзничь фишки лежащими в таком же положении. Если лежит обратной стороной, то её «отстреливают» таким же «обратными». При попадании в цель (не задев другие фишки) игрок забирает пораженную фишку себе в копилку и продолжает игру. Если игрок заденет другую фишку или промахнётся, то передает ход другому участнику. Второй игрок заново разбрасывает все фишки на стол и начинает «стрелять». Играют до тех пор, пока не закончатся все фишки. В конце игры все игроки бросают фишки парами на стол, тот, у кого остался лишние фишка – победитель.
В процессе совместной игровой деятельности обращает внимание на создание творческой атмосферы, учитываем мнение каждого ребёнка, его настроение, индивидуальные особенности, помогаем выходить из различных сложных ситуаций, подбадриваем, поощряем. Прежде чем начать игру, объясняем детям правила игры. В ходе игры можно включить фоновую музыку. Во время игры наблюдаем за ходом игры, при необходимости помогаем игрокам.
Проведенная работа показывает, что применение настольных игр является наиболее приемлемым методом ознакомления и приобщения детей дошкольного возраста с якутской национальной культурой. Игры развивают мелкую моторику пальцев и координацию движений, позволяют проявить ловкость и показать свои умения, способствуют развитию мышления, внимания, памяти. Настольные игры отражают традиции, образ жизни, быт, характер, психологию, философию, любого народа, они способствуют передаче жизненно важных умений и навыков, пробуждают духовную культуру, любовь, воспитанию нравственности, уважения к народным традициям и обычаям. Совместная деятельность так же способствует проявлению активности, открытости, доброжелательных отношений.
Якутские настольные игры интересны, так как имеют состязательный характер. Ведь нет ничего лучше, чем проверенные столетиями игры для детей и взрослых.