Елена Георгиевна Горева
Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные приемы в развитии самостоятельной музыкальной деятельности у дошкольников»
Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников в самостоятельной деятельности.
План:
1. часть — теоретическая;
2. часть — практическая.
Ход мероприятия:
1. Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Нетрадиционные приемы в развитии самостоятельной музыкальной деятельности у дошкольников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее его развитие. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с песней, с движением, словом.
Предлагаю вашему вниманию игры - упражнения, которые вы можете использовать в повседневной и самостоятельной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей.
2. Музыкальный руководитель :
Прошу у вас внимания!
Сегодня мастер – класс вам покажу,
И если будет трудно, расскажу,
Как научиться петь или играть,
И знанья нужные ребятам преподать,
А наши дети любят эти упражнения,
Вас увлекут они уж точно, без сомнения.
Уважаемые коллеги предлагаю вам, игру «Угадай-ка»
1. Игра Угадай-ка!
Музыкальный руководитель : Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас в этом убедимся. Мне нужны два человека, пожалуйста выходите ко мне (показываю карточку с названием песни «Два веселых гуся», эту песню мы с вами будем исполнять на ложках, а остальные должны будут по ритму определить какая эта песня. (Исполняется на ложках)
Можно зрителям дать подсказку, (например о птицах)
Музыкальный руководитель : Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника, ребенок может самостоятельно выбрать песню и предложить детям отгадать и простучать деревянными ложками.
Молодцы 2. Ритмическая игра «Добрый жук»
А теперь я хочу предоставить вашему вниманию ритмическую игру «Добрый жук»,
Зазвучали наши жесты, часто так бывает,
Координацию и ритм в движеньях, дружно развиваем.
Сейчас я вам покажу, что мы будем делать (разделимся на две группы, первая группа - на первую часть поочередно выполняют ритмические движения, а) 2 хлопка; б) 2 шлепка по коленям; в) 4 притопа, на вторую часть музыки -вторая группа выполняет щелчки пальцами. (на третий повтор идем по кругу)
Музыкальный руководитель : В таких играх используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы, у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений,
Следующее упражнение 3. Поэтическое музицирование Мы будем с вами озвучивать стихотворение которое называется,«Времена года»,
Музыкальный руководитель :
Если только свяжем мы музыку и слово,
Захотим учить стихи, снова мы и снова.
Вы научитесь читать их с чувством, выражением.
Впереди у вас друзья, море достижений.
Перед вами музыкальные инструменты и подручный материал, я предлагаю вам разобрать инструменты, и мы сейчас с вами будем озвучивать стихотворение, я его вам прочитаю и в тот момент когда я буду останавливаться, вы будете озвучивать стихотворение данным инструментом.
А поутру щебечут птички,
Как будто все на перекличке! - свистульки
А летом солнышко палит,
Ребят на реченьку всех манит,
Им весело плескаться, - шлепки по воде руками (бутылка с водой)
Водичкой обливаться!
Но, вдруг, раздался страшный гром! - бой барабана
Сорвался дождик, и бегом вприпрыжку,
Все разбегаются домой! - шлепки по коленкам руками,
Осенью порой тоскливо,
Идет дождик проливной, - пальцами по барабану
А листья шуршат так красиво, - сминать руками бумагу
И в лес нас зовут за собой!
Зимой злая вьюга кружится, - флейта
Снег под ногами хрустит, - сминать фольгу.
Мчатся стремительно кони, - колотушка
Слышится топот копыт!
Звон бубенцов раздаётся, - бубенцы
Песня весёлая льётся!
Музыкальный руководитель : Это упражнение совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой, развивается чувство ансамбля. Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам. Самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты, с успехом заменяют дорогостоящие инстр.
Теперь поиграем в игру- упражнение 4. Поем молча - Упражнение называется «Испорченная пластинка»
Мы все с вами знаем песню «Про Кузнечика» Шаинского, первую строчку поем вслух, вторую про себя и прохлопываем мелодию по коленкам, и так чередуем, я вам покажу …. А теперь попробуйте самостоятельно.
Нечетная строка поется вслух, четная про себя.
В траве сидел кузнечик, вслух
В траве сидел кузнечик, про себя
Совсем как огуречик вслух
Зелененький он был. про себя
Представьте себе, представьте себе вслух
Совсем как огуречик. про себя
Представьте себе, представьте себе вслух
Зелененький он был, про себя
Музыкальный руководитель : Такое ритмичное упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.
Осталось нам заняться патомимой, 5. Упражнение называется -«Сказочные человечки»
Участники двигаются ритмично под музыку, изображая:
а) под первую мелодию вы будете должны изобразить деревянных человечков
б) под вторую мелодию человечков стеклянных, они идут осторожно, на носочках, боятся «разбиться»;
в) и третий человечек, человек – волна, изобразить движение волны, как вы себе представляете.
Музыкальный руководитель : Игротренинги - помимо широкого спектра развивающих задач, решают проблему увлекательного и полезного занятия. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя, тем более что некоторые роли могут исполнять несколько детей одновременно. Взрослый мягко направляет детей, не подавляя инициативу, поддерживая их поиски.
А теперь я хочу под ритмичный танец всем вместе выполнять движения с большим воодушевлением. 6. Танце-терапия. Музыкальный руководитель :
Звуки мы изображаем с помощью движений.
Исполняем и творим с большим воодушевлением.
Арам Зам Зам,
Арам Зам Зам,
Гули, гули, гули, гули, гули,
рам зам зам,
Арам Зам Зам,
Арам Зам Зам,
Гули гули гули гули гули
Арам зам зам
Ариба, ариба,
гули гули гули гули
рам зам зам
Арафи Арафи гули гули гули
гули рам зам зам Чередование, 1 хлопка в ладошки, 1 хлопок по коленям,
движения повторяются,
выставление поочередно ладошек, правой, левой
скрещенные движения руками перед собой, повторяются.
Музыкальный руководитель : Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение. Необходимым условием развития воображения, пластической выразительности является умение ребенка владеть своим телом, так называемая мышечная свобода.
Рефлексия
Цель – обсуждение результатов совместной работы, а также увиденного и услышанного на мастер-классе.
Музыкальный руководитель : Наша память сохраняет 10% из того, что мы слышим, 50% из того, что мы видим, 90% из того, что мы делаем, поэтому нам необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие.
Я предлагаю вам выразить свое мнение о мастер – классе.
На столах лежат фломастеры и безликие смайлики. Участникам предлагается дорисовать рожицы смайликов, чтобы узнать впечатление от того, что они узнали на мастер-классе. На обратной стороне маски педагоги выражают свои впечатления от увиденного и услышанного на мастер-классе с помощью рисунка или текста.