Ирина Борхонова
Мастер-класс для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для воспитателей на тему : «Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов ДОО»
Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.
Задачи:
• Формирование элементарных представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов ДОО“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
• Познакомить педагогов с разнообразными приемами и методами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье воспитанников.
• Познакомить с методикой их проведения
Ход мастер – класса
Вступление: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Ирина и рада всех вас видеть. Как вы себя чувствуете? Как настроение?
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс. Уважаемые коллеги как вы думаете, Что самое главное в жизни?. Самое ценное и главное в жизни это наше - Здоровье
Здоровье всего дороже. В здоровом теле – здоровых дух
«Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать». Януш Корчак.
Для эффективного решения проблемы здоровья детей в дошкольном учреждении используются здоровьесберегающие технологии. Что же это такое? Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействия всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Другими словами, это все формы, средства и методы, используемые в дошкольном учреждении, для укрепления и сохранения здоровья.
В своей работе использую как традиционные, так и нетрадиционные методы: пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж, Су–Джок – терапию, дыхательную гимнастику, музыкотерапию, релаксацию, гимнастику для глаз. Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющей здоровьесберегающих технологий. И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванными методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.
При рождении ребенок делает первый глоток воздуха? Легкие это парные органы у человека, которые нужны ему для дыхания воздухом. Именно благодаря легким мы можем передавать кислород в кровь, а забирать обратно углекислый газ и выводить его из организма. Легкие — это главные органы во всей дыхательной системе.
• Одним из видов здоровьесберегающей технологии Дыхательная гимнастика. При работе достигаются следующие задачи: создание оптимальных условий для поступления кислорода в ткани, развитие дыхательных мышц, укрепление голосовых связок.
Таким образом, можно отметить несомненное преимущество дыхательной гимнастики перед другими оздоровительными методами : это очень простой и вместе с тем эффективный способ лечения и профилактики заболеваний, который не требует особых затрат и может использоваться людьми разного возраста.
Мне хотелось сделать нашу гимнастику с детьми более интересной и применять какие-либо яркие атрибуты. Поэтому в нашей группе появился вот такой аквариум с рыбками.
Игра «Мышиные норки»
Для выработки правильной воздушной струи. Дуем в «воронку-мышь», чтоб прошла в нору.
Игра «Футбол».
Дуть через соломинку на горошину, стараясь попасть в ворота
2. Следующий метод «Гимнастика для глаз».
Основная цель, которую преследует гимнастика для глаз для детей дошкольного возраста, — тренировка мышц органов зрения. Именно от них зависит, насколько хорошо будет видеть ребёнок в дальнейшем и не будет ли у него проблем с глазками в школе.
Задачи:
-предупреждение утомления,
-укрепление глазных мышц
- снятие напряжения.
- общее оздоровление зрительного аппарата.
Основные правила зрительной гимнастики для глаз:
o Игровая форма, стишки, потешки. Это не даст заскучать, а упражнения станут веселыми и эффективными;
o Во время тренировки голова остается неподвижной (за исключением упражнений, связанных с физической активностью);
o Выполнять гимнастику систематически, тогда будет польза.
o Прием проведения – наглядный показ действий педагога.
o Упражнения можно выполнять в разной последовательности.
«Ослик» (совершают движения глазами в соответствии с текстом)
• Ослик ходит, выбирает,
• Что сначала съесть не знает.
• Наверху созрела слива,
• А внизу растет крапива,
• Слева – свекла, справа – брюква,
• Слева – тыква, справа – клюква,
• Снизу - свежая трава,
• Сверху – сочная ботва.
• Закружилась голова,
• Кружится в глазах листва,
• (Выполняются круговые движения глазами.)
• Выбрать ничего не смог
• И без сил на землю слег.
• (Закрывают глаза, открывают.)
• Ослик понял, что наступает ночь
3. Пальчиковая гимнастика.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус!
Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.
Наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза-рогатая» не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж.
Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы!
Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект — это раз.
Стимуляция мыслительных функций и речи — это два.
Заряд положительных эмоций — это три.
Думаю, этого вполне достаточно, чтобы упражнения с пальчиками обосновались в арсенале ваших с детьми игр.
1) выполнение упражнений ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому что стимулирует развитие речи;
2) игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка;
3) малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять;
4) если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, усилится контроль за выполняемыми движениями;
5) развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенное положение рук и последовательность движений;
6) у малыша развиваются воображение и фантазия;
7) в результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцев приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
4. Следующий метод, с которым я вас познакомлю, Су-Джок терапия. Су-Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су-кисть, Джок-стопа. Создатель метода Су-Джок - южно-корейский профессор Пак Чжэ Ву. В основе его метода лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. По мнению самого автора, кисти и стопы являются, "пультами дистанционного управления" здоровьем человека. Су-Джок – терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.
Приемы Су – Джок терапии:
1. Массаж специальным шариком.
2. Массаж эластичным кольцом.
3. Массаж стоп.
Су Джок это в первую очередь самомассаж, который не только полезен, но и очень интересен детям и положительно сказывается на самочувствии.
Задачи:
- нормализовать мышечный тонус, развивать координацию движений и мелкой моторики;
- активизировать области коры головного мозга, способствовать установлению межполушарных связей;
- содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности;
- совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание.
Технология интересна тем, что она доступна всем без исключения. (Демонстрирую массажёр Су – Джок)
Этот кругленький дружок
называется Су-Джок
этот шарик разноцветный
покатаем мы в руках
Чтобы легче было думать,
сила чтоб была в руках
Попробуйте покатать его между ладонями – тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма, увеличивая работоспособность. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.
Покатаем по ладошкам
он откроется вот так!
Там, волшебное колечко
Ни большое, ни малое,
В гости к пальчикам заходит
Всем оно подходит.
Внутри таких шариков – «каштанов», как в коробочке, находится одно специальное кольцо, сделанное из металлической проволоки, им можно свободно проходить по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. Колечко нельзя растягивать иначе оно потеряет массажные свойства, так же нельзя оставлять на пальце без движения, оно сдавливает.
Техника массажа проста : кольцо надевается на палец руки и прокатывается либо по всему пальцу, либо по его части до появления ощущения тепла в массируемой области. Процедура кольцевого массажа не требует больших усилий, безболезненна и приятна.
Раз, два, три, четыре, пять!
Пружинку будем мы катать!
Вот нашли большой мы пальчик
Он попрыгает, как зайчик!
Вверх-вниз, вверх-вниз
Ты, пружиночка, катись!
Указательный поймаем
И пружинку покатаем.
Вверх-вниз, вверх-вниз
Ты, пружиночка, катись!
Где ты, наш середнячок,
Ты ложись-ка на бочок!
Вверх-вниз, вверх-вниз
Ты, пружиночка, катись!
Кольца любит безымянный.
Покажись-ка, наш желанный!
Вверх-вниз, вверх-вниз
Ты, пружиночка, катись!
Вот наш пальчик маленький
Самый он удаленький!
Вверх-вниз, вверх-вниз
Ты, пружиночка, катись!
Мы пружиночки снимаем
Свои пальчики считаем.
1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили играть.
Пальчики свои встряхни
И немного отдохни!
Эту работу можно проводить перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты для того чтобы снять напряжение и подготовить свои пальчики к работе.
Неоспоримыми достоинствами Су-Джок терапии являются:
- высокая эффективность
- абсолютная безопасность
- универсальность.
Это лишь некоторые примеры использования Су – Джок терапии в нашей работе.
Для профилактика плоскостопия использую «Дорожки здоровья». Пройти по массажным дорожкам.
Рекомендую детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы; ходьба по массажным коврикам воздействует на биологически активные точки (Стопа – второе сердце человека, отвечающее за жизнь всего организма. Это объясняется тем, что на своде стопы расположены рефлекторные точки многих органов и проходят многие важные каналы. Всего здесь расположено более 60 активных зон, отвечающих за разные органы и их правильное функционирование.
5. С успехом в своей работе использую Игровой массаж и самомассаж. Учить детей сознательно заботиться о своём здоровье, является профилактикой простудных заболеваний, прививает им чувство ответственности за своё здоровье, уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.
В дошкольном возрасте ведущая деятельность – игровая.
Дети любят играть в игры, связанные с профессиями. Часто играют в «доктора». А если врач придет делать массаж? Массаж не только приятен, но и полезен – об этом дети тоже знают.
В чем его особенность? В простых приемах, не требующих специальной подготовки: прикосновение, особенно прикосновение пальцев, рук, кулачков, постукивание, поглаживание, похлопывание, а иногда и пощипывании.
Умение общаться через тактильное прикосновение необыкновенно важно. Подобные игры учат обходиться друг с другом ласково, доверительно, бережно и аккуратно. Массаж снимает напряжение, дает новые силы, тонизирует, снимает усталость, бодрит и повышает настроение.
Массаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.
Что можно использовать для массажа:
• природный материал (шишки, орехи, фасоль, камушки)
• волшебные перчатки
• массажные мячики
• прищепки
• шестигранные карандаши
• бросовый материал (пробочки, старые фломастеры, колпачки от них)
Массаж спины
Если говорить о массаже спинки, то он способствует нормализации деятельности нервной системы, улучшению кровообращения, а также отлично снимает напряжение в этой области. Наконец он просто помогает расслабиться и настраивает ребенка на сон (если это поглаживающие движения).
Мы ознакомились с некоторыми здоровьесберегающими технологиями, которые я применяю в своей работе.
Я благодарю вас за внимание, мне было очень приятно общаться с вами. Все упражнения, которые мы с вами выполняли, вы можете выполнять и с детьми дома.
Наш мастер-класс хочу закончить с прекрасных слов:
Здоровые дети – в здоровой семье.
Здоровые семьи – в здоровой стране.
Здоровые страны – планета здорова.
Здоровье! Какое прекрасное слово!
Так пусть на здоровой планете
Растут здоровые дети!