Алла Гришечкина
Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Ученые давно установили, что развитие речи находится в прямой зависимости от тонких движений пальцев. Поэтому развитию мелкой моторики у детей с нарушением речи уделяется большое внимание. Основным видом деятельности дошкольника является игра. В связи с этим заниматься развитием пальцев рук ребёнка желательно в форме игры. Пальчиковые игры делятся на игры безречевого сопровождения и с речевым сопровождением. Первый используется на начальном этапе. Вот пример таких игр:
1. Цветок распустился/соединить нижние части ладоней, а пальцы разводить под углом назад «бутон»/
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие мелкой моторики у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
2. Пальцы-музыканты/пальцами по очереди перебирать, имитируя игру на клавишах/
3. Очки/пальцы полусогнуть, большой палец соединить с указательным и средним/
4. Стул/пальцы правой руки сжать в кулак, а левой ладонью стукнуть в место соединения большого и указательного пальцев правой руки, имитируя забивание гвоздя/
5. Стол/пальцы левой руки сжать в кулак, а правую ладонь положить на кулак изображая крышку стола
6. Пассажиры в автобусе/сцепленные пальцы рук обращены вниз/
7. Осы/вытянуть вперед указательные пальцы, а затем вращать ими/
8. Лодочка/концы пальцев направить вперед, прижать ладони друг другу и слегка приоткрыть их/
9. Флажок/все пальцы рук, кроме большого, соединить вместе, большой палец вытянуть вперед/
10. Пальчики здороваются/соединять все пальцы по очереди, начиная с указательного, с большим и в обратном направлении с мизинца/
Пальчиковые игры с речевым сопровождением начинают со звукоподражания. К упражненению «пальчики здороваются» можно добавить звукоподражание.
• Петушок - «ку-ка-ре-ку»;
• Деревья - «ши-ши-ши»
• Коза – «мэ-э»
• Овца – «бэ-э»
• Гнездо – «пи-и»
• Корова – «му-у»
• Зайчик – «фр-рр»
• Самолёт – «д-д-д»
• Змея – «ш,ш,ш»
Затем можно перейти к соединению движений пальцев сначала со словом:
Наша – большой - указательный прямая связь
Таня – большой – средний
громко – большой – мизинец
плачет – большой - мизиниц
уронила – большой – безымянный
в речку – большой – средний
мячик – большой – указательный,
а потом с предложением, например:
Этот пальчик – дедушка/большой палец/
Этот пальчик - бабушка/указательный/
Этот пальчик - папочка/средний/
Этот пальчик - мамочка/безымянный/
Этот пальчик - я/мизинец/
Вот и вся моя семья/движутся все пальцы и соединяются в кулак/
К таким играм относятся все известные «ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая» и т. д. Во время проведения таких игр идёт работа над голосом (произносят тихо-громко, высоко-низко, над интонацией (вопросительное, повествовательное, восклицательное). При этом необходимо уделять внимание эмоциональной сфере ребёнка (проговаривают печально, радостно и т. д.)
Использование пальчиковых игр в работе по развитию мелкой моторики даёт значительный эффект в коррекции речевых нарушений у дошкольников.