Елена Зыбцева
Развитие тонкой ручной моторики у детей дошкольного возраста посредством хэндгама
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный период развития человека – один из наиболее важных и ответственных. Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук – один из аспектов всестороннего развития детей. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства.
Публикация «Развитие тонкой ручной моторики у детей дошкольного возраста посредством хэндгама» размещена в разделах
Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных действий.
Использование нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики дошкольника способствует максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрения, слуха, осязания, обоняния) и переработки информации.
Относительно недавно в магазинах появилась новая игрушка под названием “Хэндгам”, что означает “жвачка для рук”. Новая забава представляет собой модернизированную версию старого доброго “лизуна”. Современный вариант всеми любимой игрушки в отличие от своего предшественника обладает немного иными физическими свойствами и не прилипает к рукам. На сегодняшний день Хэндгам обрел широкую популярность как среди детей, так и среди взрослых.
Следует отметить, что Handgum, не только забавная игрушка, но и очень полезный предмет. Handgum способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, развитию речи и почерка, снимает агрессию и раздражение, развивает творческое мышление, укрепляет кистевые мышцы рук, создает позитивно эмоциональный фон и является замечательным антистрессом.
Упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга и снимают усталость. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Хэндгамы пастельных тонов гармонизируют, дарят блаженство и покой, а ярких цветов заряжают положительными эмоциями.
Автором опыта была разработана система работы по развитию тонкой ручной моторики у детей дошкольного возраста посредством хэндгама и определены педагогические условия ее реализации в дошкольном образовательном учреждении.
Условия реализации: группа детей со сниженными моторными навыками, специально организованная развивающая среда, наборы хэндгамов разных моделей и цветов, образцы, инструменты и материалы для работы.
Основная цель: совершенствование качества моторных умений у детей дошкольного возраста посредством внедрения Handgum.
Исходя из основной цели, были выделены следующие задачи:
Развивающие : способствовать развитию психомоторных функций у детей младшего дошкольного возраста посредством внедрения Handgum.
Образовательные:
Познакомить детей с материалом Handgum, его свойствами и особенностями, вызывать у детей интерес к работе с полимером.
Показать взаимосвязь характера движений руки с получаемой формой; обучать приемам зрительного и тактильного обследования формы.
Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
Воспитательные:
Развивать и поддерживать эмоциональный отклик на эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности, эстетическую сторону явлений природы и некоторых социальных явлений.
Создать условия для свободного, разнопланового экспериментирования с нетрадиционным материалом и инструментами, для самостоятельного творчества.
Ожидаемый результат:
1. Повысится доля детей с достаточным уровнем моторного развития.
2. Дети с недостаточными показателями психомоторного развития достигнут уровня показателей для детей в норме.
3. Дети овладеют нормами социального поведения.
Комплексы нетрадиционных приёмов использования хэндгамов органично включены во все составляющие образовательного процесса (занятия, прогулки, свободную игровую деятельность).
Структура занятия:
1. Создание игровой ситуации для привлечения внимания и развития эмоциональной отзывчивости детей (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж; игры-драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).
2. Лепка изделия: знакомство с изображаемым предметом, последовательностью действий и приемами изображения.
3. Доработка изделия с помощью дополнительного материала.
4. Рассматривание готовых работ.
В процессе повседневной деятельности используются дидактические игры и упражнения на развитие психомоторики, логоритмические упражнения.
Ежедневно, в игровой форме, проводится пальчиковая гимнастика. При разучивании новой пальчиковой игры придерживается определенная последовательность.
Этапы разучивания игр:
1. Воспитатель сначала показывает игру малышам сам.
2. Воспитатель показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка.
3. Воспитатель и дети выполняют движения одновременно, воспитатель проговаривает текст.
4. Дети выполняют движения с необходимой помощью воспитателя, который произносит текст.
5. Дети выполняют движения и проговаривают текст, а воспитатель подсказывает и помогает.
Методические приемы обучения детей младшего возраста работе с хендгам :
1. Игровые приемы и ситуации, игровые упражнения лепки, растягивания «умного пластилина».
2. Рассматривание и обследование материала, наблюдение за его свойствами.
3. Показ способа работы с материалом.
4. Словесные методы и приемы.
5. Анализ и оценка детских работ.
6. Работа с материалом осуществляется под присмотром взрослого.
7. Предупредить детей о том, что хендгам несъедобен. А также о том, что фигурки не будут держать форму долго: они растекутся в лужицы, оставленные в покое, поэтому все работы фотографируются, а затем рассматриваются.
8. В работе с детьми 3 лет лучше использовать яркие цвета хендгама.
Реализация системы работы по развитию моторных навыков у детей.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Наблюдения за изменением свойств хендгама.
Рассматривание фотоотчетов деятельности, иллюстраций, репродукций, своих готовых изделий.
Организация фотовыставок.
Экспериментирование, опыты с материалом, цветом.
Изготовление подарков.
Дидактические игры.
Чтение художественной литературы.
Просмотр слайд. фильмов.
Самостоятельная деятельность детей
Работа с цветными палетками Handgum
Приготовление «умного пластилина» в уголке экспериментирования.
Рассматривание фотографий поделок, иллюстративного материала, малой скульптуры, материалов по основам цветоведения.
Создание поделок.
Коррекционная работа с применением хандгума.
Упражнения на развитие моторики : общей (физкультурные паузы и минутки) : движения сопровождаемые словами (лучше стихами т. к. они имеют четкий ритм, лучше запоминаются детьми и более эмоциональны, по теме занятия;
Упражнения на развитие мелкой моторики ладони и пальцев рук: лепка деталей с использованием различных приемов лепки, а также использование дополнительного материала для составления композиции.
Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием инновационной игрушки и технологии работы с ней показала, что особым образом организованные занятия, предусматривающие комплекс упражнений – обеспечивают детям значительную положительную динамику.
Наблюдение за детьми в разных видах деятельности показывает, что занятия с использованием хэндгума способствуют активному развитию у ребёнка :
- мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
- сенсорного восприятия;
- глазомера;
- логического мышления;
- воображения; концентрации внимания на определенных действиях;
- волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т. п.);
- художественных способностей и эстетического вкуса.
На занятиях дети приобретают практические навыки, закрепляют знания о геометрических фигурах, цветах.
Создавая красивые поделки своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».
Также хендгум снимает агрессию и раздражение, создает позитивно эмоциональный фон. Хендгамы пастельных тонов гармонизируют, дарят блаженство и покой, а ярких цветов заряжают положительными эмоциями. С помощью Handgum’а мы выбираем себе положительное настроение.
Достичь положительных результатов, даже при сравнительно непродолжительном обучении можно лишь при условии разнообразного содержания развивающих занятий и различных видов упражнений.
Таким образом, результативность деятельности эффективна. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что реализация технологии с использованием инновационной игрушки хендгум обеспечивает положительную динамику развития тонкой ручной моторики у детей дошкольного возраста.
Библиографический список
1. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста / Н. М. Аксарина. - М. : Просвещение, 1981.
2. Белая, А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников : Пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая. – М. : Астрель, 2003.
3. Богуславская, З. М Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславская. – М. : Просвещение, 1991.
4. Благодатская, О. А Опыт работы по взаимодействию воспитателя с семьей / О. А. Благодатская - Дошкольная педагогика. №4, 2007. – с. 51-54.
5. Горбушкина, С. Б. Игровые дидактические пособия как средство развития ручной моторики у дошкольников / С. Б. Горбушкина - Дошкольная педагогика – 2007. - №7 – с. 33-39.
https://kinder-tweet.ru/deti-ot-6-let-i-starshe/hendgam-novaya-igrushka-dlya-detey-i-vzroslyih.
Выполнила:воспитатель МАДОО "Детский сад комбинированного вида №17, г. Алексеевка Белгородской обл. Бобовникова Татьяна Петровна.