Фатима Шамсудинова
Мастер-класс для воспитателей «Логопедические Игры»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Организационный момент
– Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы весело и с пользой проведем время: нам предстоит побывать и в роли ребенка и самим придумать, разработать и внедрить обучающую практику для развития речи детей.
Наш мастер-класс мы начнем с игры: прошу громко отвечать «Да» или «Нет».
1. Игра «Да – нет».
– Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? (нет или да)
– Чтоб деткам своим во всем помогать,
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
– Кошмар этот помним с студенческих лет:
Мы скучные лекции слушаем? (нет)
– Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
– Тогда Вас прошу нам во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать!
2. Основная часть
Тема нашего мастер-класса –«Логопедические игры как средство формирования правильной речи дошкольников».
Игра – это ведущий вид деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, происходит его обучение, развитие. В игре дошкольники отображают свои представления и знания об окружающем мире. Задача логопеда –заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи.
Для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Многократное повторение одного и того же материала утомляет не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно, когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить.
В какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова? Активное применение игровых технологий на лого занятиях позволяет организовать коррекционную работу в соответствии с требованиями ФГОС.
Основной функцией игры является: формирование устойчивого интереса к учению и навыков в самостоятельной учебной работе. Сегодня на мастер-классе мы хотим показать, как интересно можно организовать игровую деятельность детей с нарушениями речи.
Упражнение «Корабль желаний».
Участники по очереди (по 3 человека, по желанию выходят к тазику с водой (по периметру прикреплены цветные карточки с пожеланиями, выполняют упражнение на дыхание (через соломинку дуют на кораблик так, чтобы он пристал к карточке, зачитывают пожелание.
Рефлексия: – Коллеги, на что направлено данное упражнение? (на формирование речевого дыхания).
Игра «Дорожки».
Выходят два участника, перед ними – две дорожки, которые заканчиваются мягкой игрушкой (собака). Каждый участник по очереди совершает шаг, приближаясь к собаке, отвечая на вопрос: «Что делает собака?» (называет глагол в 3 л. ед. ч.). Победит тот, кто назовет больше глаголов.
Рефлексия: – Коллеги, на что направлена данная игра? (на развитие предикативного словаря).
Упражнение «Волшебный мешочек».
Выходят два участника, перед ними – «волшебный мешочек». Каждый по очереди опускает руку в мешок, описывает, что там лежит (ощущения: мягкое, пушистое…или, а другой отгадывает, что это (ведущие обновляют содержимое «волшебного мешочка»).
Рефлексия: – Как считаете, на что направлено данное упражнение? (развитие словаря прилагательных, развитие сенсорного восприятия).
Упражнение «Скороговорки».
Участники по очереди выходят к столу, вытягивают листок и в быстром темпе произносят:
– Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
– В Кабардино- Балкарии, волокардин из Болгарии.
– Дефибриллятор дефибриллировал, дефибллирировал да не выдефибриллировал.
– Ехал грека через реку, видит грека в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку греку цап!
Рефлексия: – Как считаете, на что направлено данное упражнение? (автоматизация звуков [Р, Рь], четкость речи, формирование слоговой структуры слова (ССС).
3. Этап обратной связи (разработка и применение логопедических упражнений в практической деятельности)
Участники делятся на 4 группы, присваивают себе названия:
- «непослушные язычки»,
- «красивые губки»,
- «белые зубки»,
- «дамские пальчики».
Команды расходятся к столам, где приготовлен инвентарь, с помощью которого надо придумать логопедическое упражнение, рассказать о том, какие задачи оно решает и с детьми какого возраста, какого речевого нарушения можно провести данное упражнение.
Задание команде 1:Игра «Репортер».
1). У «репортера» микрофон, второй участник наряжен в атрибуты (шапка, бусы и др). Участники должны разыграть интервью.
Примерные вопросы: -Что это? Из каких частей состоит, какого цвета? В какое время года носят? Какие чувства вызывает у вас этот предмет?
2). Придумать сказку «Колобок» от лица тропинки.
Задание команде 2.
Придумать задания на автоматизацию звука. На столе лежат атрибуты: игра «Поп-ит», мыльные пузыри. камешки, прищепки).
Задание команде 3.
Придумать игру на словообразование. На столе картинки: девочка Нина, мальчик Ник, сахар, суп, чай, кофе (прибавляем суффиксы).
Задание команде 4.
Придумать игру на звуковой анализ. На столе – тазик с водой, в нем – мелкие игрушки из «киндеров», сачок для рыбок.
Домашнее задание: подготовить и провести логопедическую игру в рамках занятия на своей группе, составить отчет о проведении.
4. Итог
– Уважаемые коллеги, наш мастер-класс подошел к концу. Как вы считаете, какие задачи Вам удалось решить в ходе данного мероприятия? Что полезного для себя почерпнули?