Антонина Калачева
Мастер-класс для воспитателей «Использование Лего-конструирования в образовательной деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов–участников мастер–класса в процессе активного педагогического общения по ЛЕГО – конструированию.
Задачи:
1. Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер –класса по развитию познавательной активности дошкольников по ЛЕГО-конструированию.
2. Сформировать у участников мастер –класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе ЛЕГО-конструкторы, способствующие познавательной активности дошкольников.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Использование Лего-конструирования в образовательной деятельности дошкольников“» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Конспекты занятий
- Лего. Конструктор LEGO
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
3. Развивать творческие способности участников мастер-класса.
4. Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
Оборудование: компьютер, презентация «Использование конструкторов «Lego» в различных видах деятельности
Раздаточный материал: корзинки с ЛЕГО - конструктором, стаканчик с водой, пипетка, конверты с заданиями, буклеты «ЛЕГО - конструирование», картотека игр «Развивающие игры с конструктором ЛЕГО для детей дошкольного возраста»
(Перед началом мастер-класса всем раздать кубики Лего разного цвета ( н-р: 4 - красных, 2- синих, 4 - зеленых).
1. Вводная часть
Машины, роботы, зверюшки, Твои друзья, твои подружки.
Пираты, замки и шахтеры, И поезда, и целый город!
Твои любимые герои – На суше, в воздухе, на море.
Ты с ними целый мир откроешь – Поедешь, полетишь, построишь…
И в этот мир – веселый, яркий, Где есть волшебные подарки
Ты окунись, как в море с брега: Добро пожаловать в мир «LEGO»!
2. Теоретическая часть (информативный блок)
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня на нашем мастер-классе мы окунемся в мир ЛЕГО. Я хотела бы поделиться своим опытом работы по организации детской деятельности с применением конструктора ЛЕГО.
В связи с введением в систему дошкольного образования Федеральных государственных образовательных стандартов, педагогам открываются большие возможности использования новых педагогических технологий, методик, различных видов дидактического материала. Важнейшей отличительной особенностью ФГОС ДО является системно - деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребенка. Такой подход можно реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как ЛЕГО позволяет ребенку думать, фантазировать, и действовать, не боясь ошибиться. ЛЕГО позволяет детям учиться, играя, играя обучаться в игре. ЛЕГО-конструирование – это современное средство обучения детей.
Я в своей практике использую конструктор ЛЕГО в разных видах деятельности : на занятиях, на зарядке и в свободной деятельности. Главное, ЛЕГО должно быть интересно самому воспитателю, тогда и с детьми легко и увлекательно работать.
У слова ЛЕГО два значения : «я учусь» и «я складываю». В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.
Вопрос аудитории:
- Давайте, по возможности, перечислим все преимущества ЛЕГО – конструктора
• Безопасность.
• Широкие игровые возможности.
• Польза. Развивает творческие способности детей, фантазию, воображение, речь, внимание, логическое мышление.
• Учит моделированию ситуаций, программированию своих действий.
• Формирует моторные навыки и пространственные представления.
• Разнообразный материал : мелкое LEGO, LEGO DUPLO, мягкое напольное LEGO, тематические наборы и т. д. ;
• Подходит для всех возрастов: для девочек и мальчиков и даже взрослых.
• Использование Лего-конструктора позволяет решать задачи в разных образовательных областях :
- В образовательной области познание – это форма, цвет, ритм, ориентировка в пространстве, вправо, влево, вверх, вниз, правый верхний угол, нижний левый угол и т. д.
- В образовательной области социализация – это умение работать в коллективе.
- В образовательной области развитие речи – это прежде всего обогащение словарного запаса детей.
- В образовательной области художественно – эстетическое развитие – это развитие мелкой моторики, цветового восприятия, мышления, воображения, творческого самовыражения.
- В образовательной области – физическое развитие – Лего можно использовать как инвентарь для проведения физминуток. Лего - детали для проведения занятий по физкультуре.
Правила работы с ЛЕГО-конструктором
• Работай с пособиями чистыми руками.
• Не бери мелкие детали в рот, это опасно!
• Береги учебные пособия, не порти и не ломай оборудование.
• Не уноси с собой детали, они пригодятся для работы на следующих уроках.
• Работай в коллективе дружно, прислушивайся к мнению товарищей.
• Учись делиться с товарищами не только деталями, но и задумками, планом работы
2. Практическая часть
- А сейчас я предлагаю перейти к практической нашей части и для этого я приглашаю участников, у которых красные кубики.
- Как уже упоминалось выше, с помощью ЛЕГО-конструктора, мы можем решать задачи в разных образовательных областях. (участникам 3 и 4 даю задание, которое они выполняют самостоятельно).
Для 1-ого и 2-ого участника
Предлагаю вам вот такие игры с ЛЕГО-конструктором :
1. Дидактическая игра «Мозаика»
Инструкция: (для 1-ого участника) Собери змейку из лего деталей зеленого цвета и желтого цвета.
(для 2-ого участника) Построй башню, одну больше другой.
Комментарии: способствует развитию сенсорных эталонов а именно закрепления величины, формы и цвета.
- Собирая змейку, змейку можно сделать какой? (извилистой, прямой, длинной, короткой, одноцветной, чередуя два цвета).
- Какие присутствуют цвета в твоей башне?
- Из скольких кубиков построена высокая башня? Низкая?
- Сколько всего кубиков ты использовала?
2. Дидактическая игра «Легомемори»
Инструкция: Посмотрите на постройку из деталей ЛЕГО в течение минуты. Обратите внимание на цвет и чередование деталей. Отвернитесь или закройте глаза (сначала убираю одну деталь, участники отгадывают, затем меняю несколько деталей местами). А теперь угадайте, что изменилось. Такое упражнение можно повторить с детьми 3-4 раза. Главное – не забывать их хвалить за правильные ответы.
3. Дидактическая игра «Навигатор»
Инструкция: по моей инструкции расставьте LEGO-кирпичики на LEGO-пластину.
Пример задания: поставьте синий кирпичик в центре LEGO-пластины, слева от него расположите красный, справа — поставьте серый, сверху над красным кирпичиком поставьте чёрный, снизу под серым кирпичиком — жёлтый.
Комментарии: закрепление умения ориентироваться на LEGO-пластине.
- Теперь, давайте посмотрим, какие задания были у двух других наших участников.
Для 3-его участника задание в конверте
4. Игра «Юный химик». С помощью пипетки заполните каждую ячейку легоплаты.
Комментарии: Воспитатель раздает каждому по пипетке (медицинской, плате ЛЕГО и стаканчик с водой. Наберите в пипетку воды и накапайте в каждую ячейку. Это игра простая до невозможности, но моих детей очень увлекает. В процессе этой игры дети знакомятся с некоторыми свойствами воды (вода течет, заполняет все пространство, тренируют руку, ловкость и координацию (зрительную, двигательную).
Лего-конструктор также помогает детям закреплять знание цифр.
Для 4-ого участника задание в конверте
5. Игра «Легоматематика». С помощью лего-кубиков на опорной карточке выложите числовой ряд от 1 до 10.
Комментарии: способствует закреплению порядкового счета.
- Спасибо участникам за помощь. Итак мы выяснили, что можем с помощью ЛЕГО-конструктора решать задачи образовательной области ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
- Мы продолжаем, и я приглашаю выйти участников, у которых кубики синего цвета.
1. Дидактическая игра «Отрабатываем предлоги»
Инструкция: построй башенку из 6 кубиков
Комментарии: отработка предлогов ЗА/НА
Дети с воспитателем закрепляют предлоги ЗА/НА. Спросить, например, какой кирпичик НА красном? Просим ребенка давать развернутый ответ - «НА красном кирпичике зеленый кирпичик». То же самое с предлогом ЗА.
2. Дидактическая игра «Где находится звук»
Инструкция: У каждого слова есть начало, конец и середина. Брусочек желтого цвета это слово, а с помощью красного кирпичика мы будем определять где находится заданный звук, в начале, в середине или в конце слова.
- Итак, Покажите пожалуйста, где находится буква У в слове РАГУ, СТУЛ, УМНИЦА.
Комментарий: Развиваем умение слышать и определять заданный звук.
- Итак, уважаемые коллеги, задачи какой образовательной области вы сейчас решали в ходе выполнения этих заданий? (В данных заданиях мы решали задачи образовательной области речевое развитие.)
- Совершенно верно. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В процессе конструирования из Лего, дети общаются, договариваются, рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом расширяется словарный запас, умение задавать вопросы, развиваются диалогическая и монологическая речь.
- Помимо мелкой моторики обеих рук ЛЕГО – конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор ЛЕГО можно использовать как инвентарь для проведения физкультминуток.
1. Физминутка 1, 2, 3, 4, 5! В конструктор будем мы играть!
В конструктор будем мы играть Своим ручкам помогать!
Конструктор в руки мы возьмём На руку левую кладём,
Правой ручкой накрываем И ладошками катаем.
Сейчас руки поменяем, Точно также покатаем.
В ручку правую возьмём И сильней его сожмём!
Руку быстро разжимаем, На "пианино" поиграем.
В ручку левую возьмём И сильней его сожмём.
Руку быстро разжимаем, На "пианино" поиграем.
Мы конструктор убираем Быстро пальчики считаем!
На левой ручке посчитаем, Пальцы быстро загибаем.
Раз, два, три, четыре, пять! На правой ручке посчитаем,
Пальцы быстро загибаем. Раз, два, три, четыре, пять!
Пальчики свои встряхнём, Заниматься мы начнём!
2. Лего-детали для проведения занятий по физической культуре
Например:
• ходьба/бег змейкой между деталями конструктора;
• челночный бег;
• удержание равновесия;
• упражнения на развитие координации движений;
• упражнения на развитие гибкости, быстроты и ловкости.
Для корригирующей гимнастики и профилактики плоскостопия можно использовать коврики из Лего — конструктора. Данные коврики будут массировать стопы ног за счет выпуклой формы деталей Лего, а также будут привлекать детей своей яркостью за счет разнообразной цветовой гаммы.
- А сейчас мы переходим к следующей образовательной области – Художественно-эстетическое развитие.
- И я приглашаю участников, у которых кубики зеленого цвета.
- Давно установлено, что приобщать ребенка к искусству следует с самого раннего возраста, и успех в занятиях музыкой зависит от умения пробудить любовь к ней, ввести ребенка в мир звуков, не отрывая его от естественной для него деятельности – игры. Так играя с ЛЕГО – конструктором можно развивать ритмический слух у дошкольников применяя ритмические диктанты.
1. Дидактическая игра «Ритмический диктант»
Инструкция: Музыкальный руководитель наигрывает или отстукивает ритм. Дети выкладывают из предложенных деталей музыкальную строку, изображая звуки и паузы.
2. Дидактическая игра «Опиши музыку»
Инструкция: После прослушивания того или иного музыкального произведения дети совместно с музыкальным руководителем определяют настроение произведения, соотнося его с цветом.
-Зеленый символизирует спокойствие, доброту в музыке (например колыбельная);
- Синий цвет обозначает грусть, тоску в произведении;
- Красный цвет обозначает веселье, энергичность, задор в музыкальном произведении.
Определившись с характером произведения и с цветом необходимых деталей, дети составляют свои фигуры.
- У нас осталась последняя образовательная область… и это? СОЦИАЛЬНО -КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.
На мой взгляд, одна из основных целей в ЛЕГО-конструировании – научить детей эффективно работать вместе. ЛЕГО позволяет создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом. С помощью использования этой технологии формируются умение сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Развиваются способность ставить цели, инициатива, способность доводить дело до конца, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широту интересов.
- Уважаемые участники, я вам предлагаю еще одну игру, которая называется «Новый год стучится к нам в двери».
До Нового года осталось очень мало времени, а заявок от ребят очень много. Предлагаю помочь Дедушке Морозу и собрать игрушки из конструктора Лего и отправить их ребятам. Вы можете объединиться по два человека и сделать общий подарок или каждый свой.
- Вот и готовы подарки наших участников для ребят.
- Кто какой сделал подарок? Было ли вам сложно?
- Благодарю вас за помощь и проявленное творчество.
Используя в своей работе ЛЕГО - конструктор, я стала замечать:
- что у детей повысился положительный эмоциональный фон;
- дети стали более активными;
- снизилось негативное поведение;
- внимание стало более устойчивым;
- дети научились принимать и понимать простые инструкции;
- повысился уровень понимания речи.
А самое главное детям нравится этим заниматься.
ЛЕГО это мир фантазий! Мир идей, разнообразий.
Изучая схемы в нём, Может получиться дом.
Или мы построим замок, Где живёт большой дракон
Он принцессу сторожит И огнём на всех рычит.
ЛЕГО руки развивает И мечтать нам не мешает.
И скажу про ЛЕГО я - Это лучшая игра!
Рефлексия:
- А сейчас, мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс : свой багаж мыслей, знаний, опыта, а на правую – то, что получили на мастер-классе нового. Давайте одновременно хлопнем в ладоши, тем самым пополним багаж наших знаний, и скажем спасибо!
А мне остаётся только поблагодарить всех участников за работу. Большое всем спасибо!