Наталья Петровна Артонова
Мастер-класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений, современные подходы»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений, современные подходы»
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться своим опытом по данной теме, так как это составляющая моей темы самообразования. Слайд 1
Математика – наука хороша и всем нужна,
Без нее прожить нам трудно.
Без нее нам жизнь сложна.
Темочки:
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
И хотя математика – один из сложных предметов, наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием! Наша с вами задача - привить детям любовь к математике. Всем известно, что:
Послушаешь – и ты узнаешь! Посмотришь – и ты поймешь, А сделаешь – и ты научишься. Уважаемые коллеги!
Чтобы настроиться на продуктивную работу, предлагаем вам провести небольшую разминку: назвать пословицы, поговорки, крылатые слова с числительными.
Различные математические понятия ребё нок слышит практически с самого рождения: это и те пословицы, поговорки, крылатые слова, которые вы только что вспомнили, названия сказок («Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», слова, обозначающие количество, название величин, единицы измерения каждых величин, названия разных геометрических фигур и их свойств и т. д.
Мы с вами живём в век интенсивно развивающихся цифровых технологий. Дети уже порой лучше взрослых ориентируются в компьютере, интернете. Прогресс остановить невозможно, он сильнее нас, и мы можем его только догонять. Поэтому современные родители стремятся как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать различные задачи, чтобы вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
Мы сегодня будем говорить о современных подходах к ФЭМП. Но, общеизвестно, что всё «новое» – это хорошо забытое «старое». Поэтому для начала давайте вспомним «классику», которую никто не отменял.
Как выглядит модель успешного занятия по ФЭМП? Несколько лет назад мы с вами составляли модель успешного занятия в виде пирамидки, колечки у которой – это:
Компетентность педагога в области преподаваемого предмета.
Готовность воспитателя к занятию.
Выбор оптимальных методов и приёмов.
Правильный подбор демонстрационного и раздаточного материала.
Грамотная речь педагога.
Математики – наука точная. Поэтому освоить математику только во время занятий невозможно!
А вот в повседневной жизни, во время режимных моментов можно и НУЖНО закреплять полученные на занятиях знания.
При умывании – кто впереди? Кто сзади?
П/игры «Двойки-тройки- и т. д.) – строиться в круги по заданному кол-ву.
Прогулка: что выше/ ниже? А если сравнить с другими объектами?
Дежурство: разложить на столах одинаковое количество тарелок, ложек и т. д.
Каковы же современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО?
- создание в группе детского сада развивающей предметно-пространственной среды Слайд 2
- различные головоломки, конструкторы ЛЕГО и ТИКО, палочки Кюинзера, блоки Дьенеша, игры Воскобовича,, картотеки с подборкой математических загадок, весёлых стихотворений, математических пословиц и поговорок, считалок, логических задач, загадки-отгадки, задач-шуток, математических сказок, лабиринтов и т. д. Слайд3
Загадки – отгадки
1. У этой геометрической фигуры совсем нет углов, она похожа на солнышко, тарелку, колесо (круг).
2. Эта фигура похожа на книгу, дверь, крышку стола. У нее 4 угла, 4 стороны, 2 стороны длиннее, а 2 короче (прямоугольник).
3. У этой геометрической фигуры есть 4 угла, 4 стороны и все стороны равны. Фигура похожа на платочек, сиденье стула (квадрат).
- интеграция всех видов деятельности.
Интеграцию ФЭМП с развитием речи.
А как можно объединить ФЭМП и художественно-эстетическое развитие? (Нарисовать цифру, вылепить её, вырезать геометрические фигуры и выложить какой-либо орнамент)
«Вылепи цифру»
1. Как – то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою… (4)
2. Эта циферка с секретом.
И зимой, и жарким летом
Различишь едва-едва, где в ней ноги, голова… (8)
3. Цифру эту угадай ка!
Она большая зазнавай-ка.
Единицу сложишь с двойкой
И получишь цифру… (3).
А интеграция ФЭМП с музыкальными занятиями? А с физкультурными? (ответы педагогов)
Игра «Живые числа»
Каждый берет по одной карточке с цифрой. Под музыку все игроки танцуют. По сигналу «Встаньте по порядку» - должны построиться в последовательности от 1 до 5 (от1-10). Молодцы, правильно выстроились. Эту игру можно проводить, разделив игроков на 2 команды.
Предлагаем провести физминутку «Хитрый счёт».Считаем до 10, но:
- цифру 3 не произносим, а говорим 3 раза слово «мяу»,
- вместо 5 – 5 раз хлопаем;
- вместо 8 – 8 раз топаем;
- вместо 10 – поднимаем руки вверх и кричим «Ура!» (можно 2-3 раза с ускорением).
- проектная деятельность, в которой всегда актуально участие родителей. Использование проектной деятельности и в целом, и, в частности, для развития математических представлений детей, способствует активизации познавательного и творческого развития ребенка, а также формированию его личностных качеств. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Слайд 4
-работа с родителями
Предполагается новый формат взаимодействия с родителями, когда родители и воспитатели – не «заказчик» и «исполнитель», а коллеги и партнёры, у которых общая цель – воспитание ребёнка.
Какие формы взаимодействия с родителями можно использовать? Слайд5 Консультации, оформление папок-передвижек, проведение математических развлечений, ярмарок, мастер-классов, приглашение на занятия по ФЭМП, изготовление вместе с детьми мини-книжек, сочинение сказок на математические сюжеты : "Цифры", "Круг и квадрат" и другие.
Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.
Завершая семинар, скажем несколько слов об ОЦЕНКЕ деятельности детей на занятии. Не у всех детей одинаковые способности, поэтому воспитатель должен видеть не только всю группу, но и каждого отдельного ребёнка, каждому уделять внимание и на занятиях, и вне занятий. Соответственно, необходимо продумывать оценку деятельности детей ведь кроме общей безликой оценки «молодцы» есть и другие: правильно; верно; очень хорошо; молодец, постарался; ты меня сегодня радуешь; ты сегодня активный, внимательный, старательный и т. д.