Лариса Сидорова
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Речецветик»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для расширения у педагогов представлений о традиционных способах и приемах коррекции речи дошкольников.
Задачи:
Обучающие
- обучить участников мастер-класса конкретным навыкам, составляющим основу транслируемого опыта, и способам достижения намеченных результатов;
Развивающие
– активизировать познавательную деятельность участников мастер-класса, повысить уровень их профессиональной компетенции по основным аспектам демонстрируемой деятельности;
Воспитательные
Публикация «Мастер-класс для воспитателей ДОУ „Речецветик“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2016
- рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
Оборудование: цветок, на лепестках которого указаны все составляющие речевого аппарата - “Речецветик”; цветные лепестки, на которых написаны направления логопедического воздействия; прищепки, картонные круги, магнитная доска, музыкальное сопровождение, эмблемы с изображением пчел.
Место проведения: МАДОУ детский сад №53 «Фиалка» компенсирующего вида.
Продолжительность: 25 мин.
Структура мастер-класса:
1 Вводная часть. Приветствие
2 Основная часть
2.1. Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики рук
2.2. Упражнения на развитие ротового и речевого выдоха.
2.3. Упражнения, способствующие модуляции голоса.
2.4. Упражнения, направленные на развитие мимической модуляции.
2.5. Упражнения, направленные на развитие неречевого слуха.
2.6. Упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата.
3. Рефлексия
Ход мастер-класса:
Вводная часть
Здравствуйте, дорогие участники, сегодня вашему вниманию будет предложена система коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, направленная на решение вопросов развития речи. Систематическое использование данной работы позволяет достичь высокой результативности.
Основная часть
Речь – самая сложноорганизованная и вместе с тем самая хрупкая функция человеческого мозга. Мы можем сравнить ее с цветком “речецветиком”, где каждый лепесток обозначает ту или иную систему, участвующую в речевом развитии, это речевые центры коры головного мозга и нервные пути, органы слуха, артикуляционный, голосообразующий и дыхательный аппараты. Повреждение любого из этих отделов приводит к различным речевым нарушениям. Поэтому и коррекционную работу нужно проводить по нескольким направлениям.
Сегодня мы познакомим вас с упражнениями, направленными на развитие всех этих систем.
Все вы слышали такое выражение: “Ум человека находится на кончиках пальцев”. Многочисленными исследованиями головного мозга установлено, что речевой центр коры головного мозга находится в непосредственной близости от центра мелкой моторики, то есть на речевые центры мы можем воздействовать через мелкую моторику рук. А значит, в коррекционной работе необходимо использовать.
1. Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики рук.
Пальчиковая гимнастика.
Небесная Коровка (Хлопаем в ладоши)
Уселась на ладошку. (Указат. пальчиком водим по ладошке)
Ее подброшу ловко (Имитируем движение.)
И крикну на дорожку:
- Божья Коровка, (Хлопаем в ладоши)
Улети на небо, (Машем двумя кистями).
Принеси мне хлеба, (Загибаем по очереди пальчики).
Пирожков, ватрушек,
Сухарей и сушек.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук полезно сочетать с элементами самомассажа.
Самомассаж “Комарики”.
Дарики, дарики, (Руки складываются щепотью и
Ай да комарики. описывают круги.)
Вились, кружились,
В щечки вцепились.
Кусь-кусь-кусь-кусь. (Легкое пощипывание).
Дарики, дарики,
Ай да комарики. (Руки складываются щепотью и
Вились, кружились, описывают круги)
В ушки вцепились.
Кусь-кусь-кусь-кусь. Легкое пощипывание
Закусали нас комарики,
Ай, да комарики. Хлоп. (Хлопок).
Также для развития мелкой моторики мы используем различные игры.
Игровое упражнение “Волшебные прищепки”.
(На магнитной доске – весенняя картина: солнце, цветы, бабочки. На столе – тарелочки с прищепками.)
Посмотрите, какая красивая картинка. Но солнце без лучей, цветы без лепестков. Мы можем все исправить. Вот прищепки. Они нам помогут.
(К каждому элементу прикрепляются прищепки (лучи, лепестки, затем изображения возвращаем обратно на магнитную доску.)
Помимо мелкой необходимо развивать и общую моторику. Для этого используем речевые игры с движениями.
Бабочка.
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Основой звучащей речи, источником образования звуков голоса является речевое дыхание. Основная проблема речевого дыхания детей заключается в слабом или толчкообразном выдохе или в неправильном направлении воздушной струи. И здесь на помощь приходят…
2. Упражнения на развитие ротового и речевого выдоха.
На столе располагается плоскостное цветочное поле, на котором располагаются модели шмелей. Цель упражнения - сформировать направленную воздушную струю, не надувая щек, и перемещать шмелей по полянке.
Упражнение “Полет шмеля”.
Часто дети не могут распределить воздушную струю на целую фразу. Для этого мы используем следующее дыхательное упражнение.
Стихотворный забег.
Про жука
Он весел и счастлив
От пят до макушки -
Ему удалось
Убежать от лягушки.
Она не успела
Схватить за бока
И съесть под кустом
Золотого жука.
Бежит он теперь
И знакомых встречает,
А маленьких гусениц
Не замечает.
Бежит он сквозь чашу,
Поводит усами,
И чаща встречает
Его голосами.
Важное место в коррекционной работе отводится модуляции голоса, развитию голосовых возможностей - выработке звонкого, свободного звучания голоса, развитию его силы и диапазона. Познакомьтесь…
3 Упражнения, способствующие модуляции голоса.
Пчелы и пчелки-малышки.
Представьте, что мы с вами на лугу. И летают там пчелы взрослые и их пчелки-малышки. (Педагоги разделяются на две группы, в соответствии с изображением на эмблемах).
Как мамы позовут своих детей?
Первая группа произносит низким голосом: “Жу-у-у. ”
Как пчелки-малышки им ответят?
Вторая группа произносит высоки голосом: “Жу-у-у”.
Большое значение в коррекции звукопроизношения имеет развитие мимической мускулатуры. Давайте попробуем выполнить эти упражнения…
4 Упражнения, направленные на развитие мимической мускулатуры
Пчелки-малышки потерялись.
Сначала они удивились (приподнимаем брови вверх, глаза широко открыты).
Потом огорчились (уголки губ опущены, брови сведены вместе и кверху).
Но вот и мама-пчела.
Сначала она рассердилась (брови сведены к переносице и книзу, губы сжаты).
Но потом обрадовалась (широкая улыбка).
Обрадовались и пчелки-малышки.
Важным условием правильного речепроизводства является сформированный речевой и фонематический слух, с помощью которого мы различаем звуки речи. Основой речевого слуха является неречевой слух. Итак, …
5 Упражнения на развитие неречевого слуха.
Вот кто к нам в гости пришел. (На стол помещаем изображения медведя, зайца, комара.) Цель упражнения – угадать по звуку, какой гость к нам пришел.
Кто же из них пришел первым? (С помощью музыкального инструмента издается высокий звук).
Пожалуй, это комар.
А вот и следующий гость. (Скачкообразные звуки среднего тембра).
Наверное, это зайчик.
Ну, вот и последний гость. (Самые низкие звуки в медленном темпе).
Это уж точно медведь.
Развитие подвижности артикуляторных органов происходит под воздействием артикуляционной гимнастики. Для усвоения артикуляционных движений, соблюдения темпа, сохранения интереса выполнение упражнений будем сопровождать стихотворением о «Веселом язычке», а помогать нам будет Квакушка.
6 Упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата.
Проводится с помощью куклы-лягушки с подвижным языком. Эта дидактическая кукла позволяет одновременно показывать некоторые движения и произносить стихотворное сопровождение, привлекает внимание детей к упражнению.
Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. В дальнейшем можно чередовать упражнения 5-6: «качели».
На качелях я качаюсь:
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Высоко я поднимаюсь,
Опускаюсь снова вниз.
Заключение.
Мы познакомили вас с теми направлениями, по которым необходимо проводить коррекционное воздействие на речь детей: развитие мелкой моторики рук, речевого дыхания, голосовых возможностей, фонематического слуха, артикуляционной моторики. Такие упражнения можно выполнять индивидуально и группами детей, использовать в качестве элементов любых занятий и режимных моментов.
Действуя сообща, оказывая детям комплексную поддержку, мы помогаем расти им здоровыми людьми.
Завершая выполнение коррекционных упражнений, мы не забываем поблагодарить детей за хорошую работу, т. к. слова благодарности очень важны детям.
Посмотрите, и к нам прилетела Птица Благодарности. Она прилетает к тем, кто хочет поблагодарить кого-то: родителей, друзей, знакомых, детей.
Мы, организаторы встречи, благодарим Вас, наших гостей, за участие, внимание, интерес к нашей работе.
Передавая ее из рук в руки, вы можете вспомнить тех, кого хотите поблагодарить – вслух или про себя….
А эти маленькие птички прилетели к Вам от детей с благодарностью за то, что Вы их любите, воспитываете, заботитесь, и в память о нашей встрече.
Спасибо.