Татьяна Петровна Белоусова
Нетрадиционные методы рисования. Мастер-класс для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные методы рисования. Мастер-класс для воспитателей
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 4 г. Бирюсинска
Нетрадиционные методы рисования.
(мастер –класс для воспитателей)
Подготовила:
Белоусова Татьяна Петровна,
Воспитатель старшей группы
2012год.
Актуальность мастер – класса :
Публикация «Нетрадиционные методы рисования, Мастер-класс для воспитателей» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
• На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.
• В процессе работы у детей формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и др., навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.
Цель:
- формирование у детей дошкольного возраста художественно – творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.
Задачи изобразительной деятельности с применением нетрадиционных материалов и техник :
• Развивать чувство композиции и колорита;
• Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционной техники рисования;
• Развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию;
• Воспитывать чувство прекрасного
Рисунок в художественном и детском творчестве
Слово «рисунок» пришло на смену старославянским словам «знамя»,«знамение», означавшим «создание образа», и «чертеж», «начертание», указывающим на технику изображения. С 18 века слово «рисунок» стало термином, обозначающим изображение как создание образа с помощью линий, черт, важных для указания признаков предмета: формы, размера, строения, движения, которые передаются во всех видах искусств.
Простота приемов рисования линий и универсальность принципов построения формы сделали рисунок основой графики и других видов искусств. Рисунок имеет отличительные особенности:
1) Выполняется от руки, увеличивает скорость изображения и дает возможность быстро откликаться на события жизни;
2) Делается на глаз;
3) Нагляден, передает внешние признаки предмета;
4) Выражает внутреннее содержание изображенного предмета, вызывает у зрителя определенные мысли и чувства.
В системе дошкольного образования большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать прекрасное.
Рисунок ребенка отображает его взгляд на мир. В рисунке он может выразить свои впечатления от увиденного, передавать образы воображения, воплотив их с помощью линии и цвета. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображенного предмета и оценивает их.
Для создания рисунка у ребенка должны быть
Отчетливые представления о том, сто он хочет нарисовать, и определенные умения.
Наблюдения процесса рисования у детей показывают, что дети испытывают большие затруднения в создании рисунка, если не обладают графическими навыками. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, они вообще отказываются рисовать.
Техника любого вида изобразительного искусства не существует сама по себе, она подчинена задаче изображения. Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными возможностями. овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках свои впечатления от окружающей жизни. В искусстве эстетический образ человечества передается в виде образов. Они не мыслимы без эмоций, однако переживание образа всегда предполагает его осмысление. В отношении детей дошкольного возраста правильнее было бы говорить о художественно-выразительном образе, который передает в рисунке в единстве переживания, осмысления окружающего мира, искусства, своего внутреннего мира и отображения своих впечатлений.
Художественные техники – одно из ярких и разнообразных средств выразительности. С их помощью можно моделировать образ, придавая ему индивидуальные черты, особенно если речь идет о неклассических техниках, в основе которых – эксперимент с материалами. Дошкольники в этот эксперимент включаются легко. Почему? Суть в том, что у них еще не сформированы изобразительные стереотипы, которые мешают творческому развитию.
Мы прекрасно все знаем традиционные средства рисования :
Карандаш. Существует несколько видов карандашей:
Простой грифельный карандаш, цветные карандаши, художественный карандаш «Ретушь», восковые карандаши, акварельные карандаши, автоматические цанговые карандаши, сангина, пастель, восковые мелки, фломастер.
Кисточки. Краски.
Гуашь.
Это первая краска, с которой знакомят малышей. Гуашь – материал с примесью белил для рисования, красочный слой плотный, непрозрачный, очень густая краска.
Акварель.
Красочный материал, предназначенный для акварельной живописи. Основное свойство – прозрачность красочного слоя, цвет зависит от количества воды, добавленной в краску. Основной прием рисования красками - мазки.
Масляные краски
Раньше этими красками не рисовали в дошкольных учреждениях, но они всегда привлекали детей своей яркостью, необычностью техники работы, запахом и оригинальностью оформления картин. Из-за специфического запаха красками можно работать не больше 10-15 минут.
Также существуют нетрадиционные техники рисования.
Например, если в гуашь добавить мучной или крахмальный клейстер, то рисунки, выполненные такой гуашью, будут казаться объемными. При рисовании используются палочки от мороженного или жесткие кисти, краска наносится крупными мазками. Если в гуашь добавить соль, манную крупу или опилки, то полученный рисунок будет зернистым.
Пуантизм.
Изображение составляют из множества мелких точек, выполненных тычком концом кисти или пальчиком руки.
Штампы или печати.
Используют покупные штампы или печати или делают их на глазах у ребенка из картофеля, моркови и др. в качестве штампов можно использовать пуговицы, кубики, листочки.
Рисование веточками растений.
Этот прием можно использовать для рисования шерсти животных.
Использование поролона.
Для раскрашивания предметов вместо кисти можно использовать поролон. Это придает раскрашиваемому предмету бархатистую поверхность.
Пятнография.
Лист бумаги складывается пополам и на одну сторону наносятся яркие пятна. Потом лист складывается и разглаживается, получается симметричное изображение, которое потом можно дорисовать.
Процарапывание по сырой краске.
На изображение при помощи стеки наносят штрихи или полосы.
Высветление тона.
Кистью или влажной салфеткой снимают часть краски, добиваясь ее высветления.
Монотипия.
На гладкой поверхности (стеке, пластмассовой доске, пленке) делается рисунок масляной или гуашевой краской. Материал, на которой наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги, который придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении и только один, отсюда и название «монотипия». Количество красок в монотипии может быть любым.
Диатипия.
Эту технику обычно считают разновидностью монотипии, но есть и существенные различия. Специальным роликом (для разглаживания обоев) или тампоном наносят легкий слой краски на стекло или гладкую поверхность картона, сверху лист бумаги и начинают рисовать. Рисуют карандашом или заостренной палочкой, стараясь сильно не давить. Потом лист убирается. На той стороне, которая была прижата к стеклу, получается оттиск – зеркальное повторение рисунка.
Акватушь или акватипия.
На плотном листе бумаги рисуют гриб, дерево или фрукт. Когда гуашь подсохнет, весь рисунок покрывают черной тушью. Когда тушь подсохнет, рисунок опускают в ванночку с водой. В воде гуашь смывается с бумаги, а тушь – лишь частично. На черном фоне остается белый рисунок со слегка размытыми контурами.
Граттаж
Способ выделения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью, другое название техники – техника царапанья.
Кляксография
На белый или тонированный лист бумаги пипеткой наносят несколько капель краски и при помощи трубочек или пустых ручек раздувают края кляксы, которые приобретают причудливые формы.
Печать – клише
На деревянный и гладкий брусок наклеивают картон, а на него – узоры, которые могут быть не только из бумаги, но и из веревки. На узоры наносится краска, и они штампуются на бумаге или ткани.
Водяная печать
Автор этого приема Линда Маркус. На воду наливается маслянная краска, а сверху кладется лист бумаги, отсюда и название «водяная печать», так как печатание происходит с водяной поверхности.
Печать из флоры
Собранные на прогулке цветы, веточки растений засушивают между страницами книг. Потом эти элементы намазывают гуашь и кладут на чистый лист бумаги. Сверху накрывают другим листом и плотно прижимают.
Рисование в паре
Это плавный переход к коллективному рисованию. Лист бумаги делится пополам, каждый рисует на своей части. Рисовать можно разное или один сюжет. Если это сюжет, то надо учиться договариваться друг с другом.
Рисование ниткой
Взять кусок картона 25х25см и сложить пополам, шерстяную нить обмакнуть в густую краску. Нить хаотично складывается в разогнутый картон, который потом сгибают пополам и придавливают одной рукой, второй потихоньку вытягивают нить. Получается хаотичное изображение, которое потом можно дорисовать.
Волшебный рисунок
Заточенной восковой свечой на бумаге делается рисунок. Потом поролоном или ватой краска наносится на все изображение. Краска ложится на воск, поэтому рисунок проявляется неожиданно перед глазами ребенка. Вместо свечи можно использовать хозяйственное мыло.
Ниткография
Требуются лист бархатной бумаги и шерстяные разноцветные нитки, из которых можно составлять разноцветные узоры.
Рисование по мокрой бумаге
Определенные сюжеты лучше рисовать не на сухой бумаге, а на мокрой, если это будут темы, связанные с дождем или туманом, а может, чей – то сон. Нечеткость изображения «по мокрому» даст нужный эффект.
Рисование на камушках
Детям нравится играть с плоскими округлыми камешками. А если рассмотреть брошь – камею, а потом нарисовать на камушке что-то подобное.
Рисование пальцем.
Кто сказал, что рисовать можно кисточкой или карандашом? А если к краскам тянется пальчик? Пальцем хорошо ставить точки, заполняя прорисованный контур.
При проведении занятий с использованием нетрадиционных техник рисования, следует не забывать, что ребенок – это субъект творчества.
И закончить хочется словами Пабло Пикассо «Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста»
Проведение мастер- класса. Разделение на три группы:
1. Рисование нитью
2. Волшебный рисунок
3. Кляксография
А в заключении - рисование парами.
Используемая литература:
1. Комарова Т. С. «Обучение детей технике рисования»
2. Косминская В. Б., Васильева Е. И., Казакова Р. Г. и др. «Теория и методика изобразительной деятельности»
3. Костерин Н. П. «Учебное рисование»
4. Ежова Н. В. «Формы работы в дошкольном образовательном учреждении»
5. Журнал «Дошкольное воспитание»№ 4/2010 год
6. Мастер – класс по теме «Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста»