Елена Прудникова
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Играем в театр» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
«Играем в театр»
«Театр-это волшебный край,
в котором ребенок радуется,
играя. А в игре познает мир»
С. И. Мерзлякова.
Прудникова Елена Евгеньевна
воспитатель МАДОУ № 16 «Тополек» г. Енисейска
Цель: представление приемов работы по формированию игровых навыков у дошкольников;
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для воспитателей ДОУ „Играем в театр“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Средняя группа
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2019
1. включить участников мастер-класса в различные виды деятельности;
2. представить участникам мастер–класса приемы развития игровых компетентностей дошкольников;
3. сформировать у педагогов мотивацию на использование в образовательном процессе приемов, представленных на
мастер-классе.
Оборудование: витражные краски, файлы, салфетки, листы бумаги (чистые, с изображениями героев сказок, карандаши, поликорбанат, готовые фигурки героев сказок, контуры
Актуальность
Наблюдая за своими воспитанниками, я убедилась, что дети 4-5 лет хотят и любят играть, но их игровые умения не всегда позволяют им самим насладиться процессом игры, насладиться общением друг с другом, сделать игру яркой и захватывающей (для себя самого и партнеров по игре). И чаще всего их игра – это манипулирование игрушками.
Поэтому я обозначила для себя принципиально важную проблему: как учить игре, как ее правильно поддерживать, как ее обогащать, не нарушая при этом ее самодеятельный характер?
Для решения данной проблемы я осваиваю и реализую в своей практике методику комплексного руководства игрой, разработанную под руководством С. Л. Новоселовой.
Сущность методики заключается в использовании на каждом этапе игры единого комплекса обязательных педагогических мероприятий, вытекающих из природы игры.
1. Первый компонент - ознакомление с окружающим миром в активной деятельности;
При организации работы по ознакомлению с окружающим миром учитываю положение, выдвинутое психологами (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин) о том, что у ребенка-дошкольника желание действовать как взрослый, то есть отображать полученные впечатления в игре, усиливается, если он привлекается к активной деятельности.
Для этого я организую и провожу наблюдения, экскурсии, образовательные прогулки; встречи с людьми разных профессий; беседую с детьми на разные, интересные темы; читаю произведения художественной литературы; подбираю демонстрационный материал (фото, иллюстрации, репродукции, просмотр фильмов); организую прослушивание грам. записей, радиопередач; поддерживаю детские ситуативные разговоры; провожу дидактические игры; подбираю дидактические игрушки, организую подвижные игры с сюжетным содержанием; игры-драматизации.
2. Второй компонент - обогащение игрового опыта через обучающие игры и присутствие в игре носителей игровой культуры: старших детей или «играющего» взрослого;
Я, как «играющий» взрослый принимаю на себя сложную функцию — познакомить ребенка с игровой условностью. Для этого я осуществляю речевое сопровождение действий ребёнка; являюсь образцом взрослого (показываю действия с предметами, игрушками-заместителями); вношу атрибуты, уточняю их значение, варианты применения; ставлю перед детьми проблемные игровые задачи; использую совет, напоминание, вопрос; беру на себя главную или одну из ролей; подбираю игровой материал; использую поощрение; вношу «Волшебную коробочку» (с предметами заместителями); сопровождаю игру отдельных детей; участвую в сговоре на игру; организую и провожу рефлексию состоявшейся игры.
3. Третий компонент - организация предметно-игровой среды.
|Для возникновения игры насыщаю игровую среду и вовлекаю в насыщение среды детей и их родителей; организую совместное конструирование; являюсь для детей образцом взрослого; организую рассматривание иллюстраций, схем построек; обыгрываю с детьми постройки; организую совместное изготовление атрибутов, элементов костюмов…
Игровую среду организую таким образом, чтобы мои воспитанники ощущали себя полноправными хозяевами в своем игровом пространстве: а от меня требуются проявление творчества, чуткости к детской фантазии, рациональность в подборе и размещении игрового материала.
4. Четвертый компонент - активизирующее общение взрослого с детьми в процессе игры, потому что детей необходимо побуждать к проявлению инициативы в игре ( н-р: через создание проблемных игровых ситуаций).
Особенность данного компонента в том, что активизирующее общение является не только отдельным компонентом руководства игрой, но и является неотъемлемой частью всех предшествующих компонентов.
Одним из способов развития игровых умений ребенка 4-5 лет для меня стала театрализованная игра. В концепцию театрализованной игры входят и совместная деятельность педагога и детей, и совместная деятельность детей со сверстниками и самостоятельная деятельность детей. В рамках организации театрализованной игры я могу использовать все компоненты методики комплексного руководства игрой.
Театрализованные игры как разновидность сюжетно – ролевых игр сохраняют их типичные признаки, содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения.
Театрализованная игра дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяет каждому ребенку проявить свои активность, индивидуальность, творчество.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты, включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых, разворачиваться детьми в самостоятельной активности.
Для демонстрации своего опыта мне нужны 6 помощников.
Деятельность педагога (этапы мастер-класса) Решаемые задачи, предоставляемые возможности
1.
Действия педагога: организация игры «Театральная разминка».
Работа с аудиторией.
Приемы: выясняющие и уточняющие вопросы
Профессиональные позиции:
организатор, партнер, режиссер, внимательный слушатель. Важной задачей является развитие у детей средств выразительности (жестов, мимики, интонационной и двигательной выразительности).
развитие воображения, активизация словарного запаса, формирование представлений об окружающем мире, актуализация собственного опыта, привлечение произвольного внимания, формирование произвольности, введение в тему деятельности.
2. Действия педагога:
Организация игры «Лесной карнавал»
Приемы: внесение материалов и оборудования, (обозначение противоречия, выясняющие и уточняющие вопросы.
Профессиональные позиции педагога: режиссер, заинтересованный наблюдатель, партнер, выясняющий организатор, помощник. Подобные игры позволяют эффективно развивать выразительность жестов, мимики и движений, посредством интеграции таких видов деятельности как двигательная, познавательная и игровая.
3. Действия педагога: организовать ролевой диалог с помощью метода «озвучивание сказки».
Приемы: выясняющие и уточняющие вопросы.
Профессиональные позиции педагога: режиссер, заинтересованный наблюдатель, провокатор, партнер, выясняющий организатор, помощник Показ сказочного фрагмента помогает ненавязчиво организовать ролевой диалог. А прием «Озвучивание сказки», способствует развитию интонационной выразительности дошкольников.
Выполняя роль рассказчика, с помощью отдельных указаний (Колобок смелый, запел весело) помогаю детям отразить характер и настроение героя с помощью интонационной выразительности.
4. Действия педагога:
организация продуктивной творческой деятельности.
Приемы: эмоциональная установка, музыкальное сопровождение, обмен творческими продуктами, творческое задание
Профессиональные позиции:
партнер, помощник, заинтересованный наблюдатель, мастер, выясняющий организатор… Формирование умения использовать способы работы с материалами в продуктивной творческой деятельности, создании уникальных продуктов.
Развитие творческой фантазии, воображения.
Появление особого эмоционального состояния (я могу, я художник, я творец, создание ситуации успешности для каждого ребенка.
Обеспечение направленности детей друг на друга, расширение представлений за счет опыта других…
5. Действия педагога: Создание условий и организация рефлексии.
Приемы:
Профессиональные позиции: выясняющий организатор
Рефлексия с участниками мастер-класса проводится с помощью приема «Острова» - педагогам предлагается обозначить свое отношение к мастер-классу и показанным приемам, поместив имеющиеся стикеры к символическому образу эмоционального состояния – «острову»
Итоги и выводы:
Сегодня я продемонстрировала Вам приемы и способы развития игровых умений детей: удержание сюжета, обогащение игровых действий, ролевого диалога, создание предметной среды для игры.
Я стремилась к тому, чтобы участники моего мастер-класса были не просто исполнителями моих установок на работу, но и сами могли оценить эффективность пробуемых приемов.
Я считаю, что продемонстрированные мною способы и приемы организации театрализованной игры способствуют развитию игровых умений детей.