Атланова Наталья Анатольевна
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Играем со звуком» по развитию фонематического слуха у дошкольников старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для воспитателей ДОУ
Тема: «Играем со звуком». Развитие фонематического слуха у дошкольников старшего возраста.
План проведения мастер – класса:
1. Обобщение педагогического опыта по теме.
2. Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей.
3. Рефлексия
а) было ли что-то новое, интересное;
б) чем запомнился мастер – класс.
Цель: обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта широкой аудитории педагогов ДОУ.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей ДОУ „Играем со звуком“ по развитию фонематического слуха у дошкольников старшего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
Задачи:
1. Создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
2. Формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.
Оборудование: картотека «Объяснение детям артикуляции звуков с опорой на картинки»; наглядный материал «Органы артикуляции»; фишки; настольно-печатная игра «Рифмы»; фонарик, карточки со стихами и картинками»; мяч.
Ход мастер – класса
Уважаемые коллеги! Приветствую вас на мастер – классе «Играем со звуком» и сразу же предлагаю вам поиграть. Придумайте, пожалуйста, прилагательное, которое вас характеризует и начинается на тот же звук, что и ваше имя (Татьяна – талантливая и т. п.)
В ходе мастер – класса я предоставлю вашему вниманию игры и упражнения, способствующие развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.
Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.
Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.
При логопедическом обследовании дошкольников специалистами, нередко выявляются дети 6-7 лет, которые при относительно сохранном произношении и правильном лексико-грамматическом строе речи имеют выраженное фонематическое недоразвитие. Оно проявляется в затруднениях дифференциации акустически близких звуков (например: [В] – [В], [Б – [П], [З] – [Ж] и т. д.); неумении определить место, количество и последовательность звуков в словах, слов в предложении; невозможности подобрать слово с определенным количеством слогов или с определенным звуком. В силу того, что описанный выше дефект «не бросается в глаза», а, следовательно, и не беспокоит родителей дошкольников и педагогов ДОУ, дети остаются без своевременно оказанной логопедической помощи, что в дальнейшем приводит к стойким нарушениям чтения и письма в школьном возрасте (дисграфии, дизорфографии и дислексии).
Представляю вашему вниманию ряд игр и упражнений, которые помогут нашим воспитанникам развить фонематическое восприятие. Прошу вас разделится на четыре группы для выполнения небольших заданий.
Практическая часть
1. Разминка.
Цель: уточнить характеристику звуков по акустико-артикуляционным признакам.
Вопросы разминки:
- на какие две группы делятся все звуки русского языка и по какому признаку? (Гласные, согласные; по отсутствию и наличию преграды в ротовой полости)
- угадать по беззвучной артикуляции гласные звуки;
- назвать согласные звонкие звуки (б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р);
- назвать согласные глухие звуки (п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ);
- назвать всегда твердые согласные (ж, ш, ц);
- назвать всегда мягкие согласные (й, ч, щ);
- назвать парные согласные (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с).
2. Игра «Угадай звук по описанию»
Цель: закреплять у детей умение узнавать звуки по описанию их акустико-артикуляционных признаков.
Ход игры. Взрослый дает описание акустико-артикуляционных признаков звука, дети угадывают, что это за звук.
Губы улыбаются. Зубы на маленьком расстоянии. Язык широкий, упирается в нижние зубы, посередине языка – канавка. Горлышко гудит. Гудим в кончик языка. (Звук З)
Губы округлены и вытянуты вперед. Зубы не сжимаем, между ними расстояние – «большая дорожка». Язык широкий, его передняя часть поднимается кверху, но не касается «потолочка». Горлышко не гудит. Дуем на поднятый вверх кончик языка. (Звук Ш)
Губы улыбаются. Зубы на маленьком расстоянии. Язык широкий, сильно упирается в бугорки за верхними зубами. Горлышко гудит. Мы гудим в кончик языка. (Звук ЛЬ)
Рот широко открыт. Зубы на большом расстоянии. Язык широкий, его кончик поднимается и упирается в бугорки за верхними зубами. Горлышко гудит. Дуем и гудим в кончик языка, он дрожит. (Звук Р)
3. Задание для педагогов. Объясните детям артикуляцию звуков п, ф, к, м.
4. Игра «Кто больше?»
Цель: совершенствовать умение детей подбирать слова на заданный звук в определенной позиции.
Ход игры. Ведущий дает задание назвать слова на заданный звук в определенной позиции. За каждое правильно названное слово дается фишка. В конце игры подсчитывается количество фишек у каждого игрока.
- придумать слова со звуком ль в середине слова;
- придумать слова со звуком нь в конце слова;
- придумать слова со звуком рь в середине слова;
- придумать слова со звуком сь в конце слова.
5. Игра «Рифмы»
Цель: формировать у детей навыки восприятия речи, развивать фонематические процессы.
Ход игры. Ведущий раскладывает перед детьми картинки. Дети четко называют их. Затем ведущий предлагает найти пары слов, которые рифмуются между собой. Договорившись об очередности, дети самостоятельно подбирают пары картинок, названия которых рифмуются. Если игрок ответил правильно, он забирает пару картинок себе. Выигрывает тот, кто соберет больше картинок. Примеры картинок: лиса – коса, нос – абрикос, свечка – печка и т. п.
6. Игра с фонариком «Подскажи словечко» (приложение 1).
Цель: развивать у детей слухоречевое внимание и слухоречевую память.
Оборудование: карточки со стихами и скрытыми картинками, фонарик.
Ход игры. Взрослый читает стихотворение, дети, опираясь на рифму, договаривают последнее слово. Затем подсвечивают скрытую картинку фонариком и проверяют правильность ответа. В качестве лексического материала можно использовать такие стихи, в которых отгадываемые слова будут начинаться с изучаемого звука.
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын… (жираф) и т. п.
7. Игра «Найди ошибку»
Цель: развивать слухоречевое внимание, слухоречевую память, фонематический слух.
Ход игры. Детям предлагается послушать стихи, найти ошибку, если она есть, и исправить ее.
Поэт закончил строчку,
В конце поставил бочку. (Точку)
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села. (Дочками)
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей. (Грачей)
Старый дедушка Пахом
На косе скакал верхом. (Козе)
На виду у детворы
Крысу красят маляры. (Крышу)
На болоте нет дорог,
Я по кошкам - скок да скок! (Кочкам) и т. п.
На занятиях можно использовать стихи, предложенные в книге для чтения «Буквы едут в гости к нам» (М., Русский язык, 1990, автор-составитель Ф. Б. Олин).
8. Игра «Отгадай слово»
Цель: развивать фонематический слух у детей.
Ход игры. Взрослый произносит слова, но не договаривает последний звук с, либо пропускает первый звук с. Дети должны сказать слово полностью: ле., поя., фику., анана., компа., ква., кла., уку., насо., но., автобу., поко., уксу., .ам, .он, .ом, .уп, .умка, .апоги, .ова, .амолет, .обака, .камейка.
9. Игра «Наоборот» (твердый – мягкий)
Цель: учить детей дифференцировать звуки с-сь.
Оборудование: мяч.
Ход игры. Взрослый произносит слог или слово с твердым звуком с и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч, произносит слог или слово с мягким звуком сь.
а) са – ся ас – ась ис - ись
со – ос - ес -
су – ус - яс -
сы – ыс - юс -
сэ - эс – ес –
б) сад – сядь косы - коси
осы – оси носы - носи
вес – весь сыта - сито
квас – квась сома - Сема
сыны – сини
10. Игра «Наоборот» (звонкий – глухой)
Цель: учить детей дифференцировать звуки т – д.
Оборудование: мяч.
Ход игры. Взрослый произносит слог или слово с звуком т (д) и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч, произносит слог или слово со звуком д (т).
а) та-та-та – да-да-да
то-то-то –
ту-ту-ту –
ты-ты-ты –
б) дуб – туп док – дело – удочка – душ -
дом – дома - Дима – дочка - дачка -
дам - доля - день – плоды - драп –
11. Игра «Наоборот» (звуки с – ш)
Цель: учить детей дифференцировать звуки с– ш.
Оборудование: мяч.
Ход игры. Взрослый произносит слог или слово с звуком с (ш) и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч, произносит слог или слово со звуком ш (с).
а) са – ша ас - аш
со – шо ос - ош
сы – ши ыс - ыш
су – шу ус – уш
б)уши - шины - Машка - Мишка -
мышь - каша - пошел – наш -
башня - шутки - Маша -
крыша - кашка - ваш –
12. Игра «Четвертый лишний»
Цель: учить детей определять позицию звука в слове.
Ход игры. Взрослый называет 4 слова, дети ищут лишнее.
Рак, рука, рыжик, мухомор.
Коса, собака, сова, сумка.
Душ, кошка, мышка, лошадь и т. п.
13. Игровое упражнение «Составь слово».
Цель: развивать у детей фонематический слух и слухоречевое внимание.
Ход игры. Педагог называет первый слог, а дети к этому слогу добавляют слово точка.
кар (точка) чер (точка)
трос (точка) коф (точка)
кур (точка) фор (точка)
14. Дидактическое упражнение «Вставь в слово после первого звука
звук Р»
Цель: развивать у детей фонематический слух.
Словарный материал:
ковать – кровать кошка – крошка
топка – тропка каска – краска
тушу – трушу пост – прост
дама – драма тут - труд
15. Игра «Замени последний слог в слове на слог щи»
Цель: развивать у детей фонематический слух.
Словарный материал:
лети – лещи пили – пищи
плати – плащи веки – вещи
розы – рощи чаши – чащи
16. Игра «Измени третий звук в слове»
Цель: развивать у детей фонематический слух.
Ход игры. Взрослый называет слово и просит детей заменить третий звук в слове на звук ф:
косточка – кофточка каштан – кафтан
пудик – пуфик лист – лифт
каре – кафе арка – арфа
Спасибо за внимание, уважаемые коллеги!
Литература
1. Селиверстов В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда. – М. : «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997.
2. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
3. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
4. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. – М. : ВЛАДОС, 1994.
5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М. : «Гном и Д», 2001.
6. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий. – М. : ТЦ «Сфера», 1999.
7. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М. :
Просвещение, 1989.
8. Ткаченко Т. А. Логопедическая энциклопедия. – М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010.
9. Невская В. П. Речевые игры и упражнения. – М. : ТЦ «Сфера», 2017.