Суюсанова Алия Арувна
Мастер-класс для воспитателей «Социализация дошкольников посредством игры. А что у вас?»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Систематизировать знания воспитателей по вопросу развития игровой деятельности дошкольников как средство социализации детей в ДОУ.
2. Расширить представления о современных технологиях руководства игрой, взаимодействия педагога с детьми в процессе игровой деятельности и о формах планирования сюжетно-ролевых игр.
3. Формирование умения решения задачи педагогического руководства в игровой деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ.
Сюжетно-ролевая игра «Кинотеатр»
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Цели и задачи: создать радостную атмосферу, эмоциональный настрой; группировать участников мероприятия по подгруппам.
Просмотр видео-презентации «Сюжетно-ролевая игра в ДОУ»
Ведущий: - Взаимодействие можно рассматривать с различных точек зрения. Мы рассмотрим следующие вопросы:
• Условия для развития общения между детьми в игре
• Развивающий характер взаимодействия педагога с детьми
• Приемы руководства игрой в процессе взаимодействия
• Игровые умения воспитателя как хорошего партнера по игре
• - Предлагаю вам разделиться на 4 мини-группы по разнообразию билетиков полученных в игре «кинотеатр»
подгрупповая работа: «Логический квадрат».
Ведущий: - Каждая из 4 групп получает чистый лист бумаги А3, который соответствует определенному возрасту: 1,5-3 года, 3-4, 4-5, 5-7 лет, а также карточки, на которых представлено название критериев игровой деятельности и их описание. Вам нужно выбрать из предложенного перечня критериев подходящие для своего возраста.
Критерии:
• Этапы формирования игровых умений
• Умения ребенка
• Как воспитатель должен строить сюжет
• На что делает акцент в совместной игре
Итог: 4 таблицы «Тактика взаимодействия воспитателя с детьми в игре на разных этапах дошкольного детства» ( по возрастам: 1,5-3, 3-4, 4-5, 5-7 лет)
Каждому участнику раздается памятка по теме
Тактика взаимодействия воспитателя с детьми в игре на разных этапах дошкольного детства (памятка для педагога)
Этапы формирования игровых умений Возраст ребенка Умения ребенка Строение сюжета игры Действия воспитателя в совместной игре
1 этап: формирование условных игровых действий 1,5 – 3 года Может развернуть условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом, связывать 2-3 игровых действия в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником. «Однотемные, одноперсонажные» сюжеты игры как смысловая цепочка действий. Втягивает ребёнка (детей) в совместную игру, где делает акцент на условном действии с предметом, ориентирует ребёнка на словесное обозначение смысла этого действия, на продолжение, дополнение игрового действия партнёра-сверстника.
2 этап: формирование ролевого поведения 3 – 4 года Может принимать игровую роль, обозначать её для партнёра, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнёра-игрушку, развёртывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнёром-сверстником «Многоперсонажный» сюжет как система взаимосвязанных ролей, который развёртывается через взаимодействие одного персонажа с другими. Втягивает детей в совместную игру, которую взрослый развёртывает в виде цепочки ролевых диалогов. Переводит внимание ребёнка от действий с игрушками на взаимодействие с партнёром-взрослым. «Замыкает» детей друг на друга в совместной игре взрослого с двумя детьми.
4 – 5 лет Может изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнёров в процессе развёртывания игры. «Многоперсонажный» сюжет с определённой ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными, введение новых ролей: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников. Втягивает детей в совместную игру, которую взрослый развёртывает в виде цепочки ролевых диалогов, стимулируя гибкое ролевое поведение и смену роли, помогает строить «куст» ролей:
Пассажир
Шофёр Механик
Бензозаправщик
3 этап: формирование умений строить новые сюжеты 5 – 7 лет Может развёртывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2-3-х партнёров-сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия «Многотемные» сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий, выстраивание новых событийных рядов. Втягивает детей в своеобразную «игру-придумывание», протекающую в чисто словесном плане, помогая овладевать совместным сюжетосложением.
Втягивает детей в игру с ролями, принадлежащими разным смысловым сферам (принцесса и милиционер).
• Разминка с вопросами
Ведущий: - Предлагаю участникам небольшую разминку по вопросам, касающимся игровой деятельности детей. Нужно будет встать возле стула, если вы не согласны с утверждением и сделать хлопок над головой (нет, сидеть на стуле, если согласны и топать ногами (да).
Утверждения:
• Тактика игрового взаимодействия воспитателя с ребенком изменяется по мере взросления детей (да, чтобы быстро и экономно в плане затрат усилий и времени сформировать у детей соответствующие их возрастным возможностям игровые умения).
• Маленькие дети не могут играть вместе, поэтому в раннем возрасте нельзя научить детей вступать в игровое взаимодействие друг с другом (нет, у детей рано обнаруживается стремление к совместным действиям, поэтому их можно научить – на доступном уровне построения игры).
• Чтобы игра была более эффективна, воспитатель заранее должен написать конспект игры и следовать ему неотступно (нет, конспект можно написать только для себя в качестве возможного проекта собственных действий, а в живой игре проект – лишь замысел одного из участников).
• Творческая сюжетная игра самостоятельно может развертываться детьми лишь в небольших группах (да, даже старшие дошкольники не в состоянии поддерживать взаимодействие в группе более 3 – 5 участников).
• В раннем возрасте необходимо культивировать у детей индивидуальную игру, а в дошкольном возрасте организовывать коллективные игры для всей группы (нет, в любом возрасте игра должна быть нацелена на взаимодействие в парах или небольших группах).
• В младшем дошкольном возрасте надо учить детей играть, а в старшем дошкольном возрасте они должны играть только самостоятельно (нет, на каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер: формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры).
• Игровое упражнение с воспитателями. «Я вас сфотографирую». -говорит Вам подошедший ребёнок…
Вопросы: как бы вы продолжили общение с ребенком в игре? Какие бы при этом решили задачи педагогического руководства?
Вариант ответа задачи
Воспитатель : Спасибо. Я сейчас схожу за своей дочкой. Подождете меня (берет куклу, специально подходит ближе к играющим девочкам, чтобы они слышали разговор.)
- Дочка, нас сейчас фотограф сфотографирует. Давай я тебя причешу. (Обращается к Илье- Фотографу).
А вы спросите, пока я дочку причесываю, может еще кто-то хочет сфотографироваться.