Евгения Коновалова
Мастер-класс для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей»
▼ Скачать
«Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей»
Цель мастер-класса : расширить знания педагогов в вопросах об использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей.
Задачи :
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- донести до педагогов важность использования методов нетрадиционных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей;
- развивать коммуникативные формы поведения, способствующие самоактуализации и самоутверждению;
-- способствовать содействию благоприятного психологического климата общения членов педагогического коллектива.
Методы и приё мы: репродуктивный, практический
Материалы и оборудование: гуашь, палитры, бумага для рисования, восковые мелки, кисти, салфетки.
Ход мероприятия:
Мастер : Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми нетрадиционными методами рисования в детском саду. Все мы практики и знаем, что изобразительная деятельность влияет на всестороннее развитие личности ребенка : творческое, эстетическое, познавательное и т. д., именно поэтому я выбрала данное направление приоритетным в своей педагогической деятельности. Работая над этой проблемой, я пришла к выводу, что необычные материалы развивают у детей интеллект, учат нестандартно мыслить и формируют творческую активность. Когда дети берут в руки не кисть а, ватную палочку или кусочек поролона, у них исчезает страх, боязнь, что они не справятся с процессом рисования.
Какие необычные материалы можно включить в детское творчество? Их очень много. Можно порисовать и пухом тополя, зубной щеткой, полой трубкой, гоняя по листу веселую капельку; тампончиком, получая пушистых зверьков; пальцем, ладошкой, даже лучиком солнца! То, что близко и понятно ребенку, может помочь ему раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, побороть свою нерешительность. И любой новый материал и каждый приобретенный навык — предметы гордости ребенка.
Свою работу я построила на создании единой системы «непосредственно образовательная деятельность- кружок по рисованию с использованием нетрадиционных методов». Сейчас я познакомлю вас с рисованием воском и созданием пейзажей обычным текстилем.
О способах альтернативных хочу немного рассказать.
Свою большую эффективность, они успели доказать.
Занятия нетрадиционные включают множество идей.
Порою провокационные, но интересны для детей.
В них необычно сочетаются - материал и инструмент.
И все прекрасно получается, и равнодушных точно нет!
Мы в детстве часто рисовали, обычной палкой на земле.
Зимой окно запотевало – мы рисовали на стекле.
Необычными вещами мы рисуем без труда.
Щетка старая зубная, соль и свечка восковая.
Из-под спичек коробок, и засушенный листок.
А петух и осьминожка, получаются ладошкой.
Если кисточкою тыкать, то есть рисовать тычком,
То получится мурлыка, с мягким плюшевым хвостом.
Нарисуем, все отмоем и ладошки ототрем.
И рисунками своими полюбуемся потом.
Вот так мы постепенно и знакомимся
Со свойствами и качеством вещей.
Как здорово, что столько есть возможностей!
Как здорово, что столько есть идей.
Мастер : Используя восковой мелок запишите на пустом листе бумаги свое имя, которое вы считаете наиболее приемлемым для общения в данный момент. А теперь передайте листок своему соседу справа. Возьмите кисть и закрасьте листок краской. Увидев имя, попробуйте расшифровать, представив его как аббревиатуру называя свои характеристики ( например: ЕЛЕНА. Е – естественная, Л – ласковая, Е – егоза, Н – нежная, А – артистичная.) Вот так вы познакомились друг с другом и с методом рисования воском. Какие темы для рисования таким приемом можно взять в тематический период «Зима»?
Воспитатели называют темы.
Мастер :
Мы открыли мастерскую.
Полюбуйтесь - вот какую!
Приглашаем всех учиться
Вместе весело трудиться!
Только смелый и упорный
Доберется к цели бодро.
Посмотрите на эти рисунки, как вы думаете при помощи чего они нарисованы? Совсем недавно я открыла для себя необычный способ рисования – изображение природы кусочком текстиля. Дети часто испытывают трудности в рисовании пейзажей, а этот способ дает им возможность проявить себя без всякого труда.
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака.
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется …пейзаж.
Для работы мне понадобится: черная гуашь, так как рисовать я буду в черном тоне, кусочки хлопчатобумажной ткани, кисть, лист белой бумаги формата А – 4.
Мастер : Берем кусочек ткани, сминаем, делаем, что то вроде тампона.
Обмакиваем тампон из ткани в черную гуашевую краску и проводим на листе линию горизонта. Горизонтом мы называем линию границы неба и земли. Чем выше линия горизонта, тем больше простора открывается нашему взгляду. Нарисуем линию горизонта способом протяжки, т. е. тянем слева направо тампон с краской. Теперь нам нужно нарисовать вдали лес, для этого мы примакивающими движениями печатаем тут и там деревья и кустарники, при этом мы получаем фактурные отпечатки. Лес и кустарники на линии горизонта готовы. Важно помнить, что на дальнем плане предметы кажутся маленькими, а на ближнем переднем плане более крупными, отчетливыми. Теперь на переднем плане рисуем тампоном способом протяжки линию берега. Берег готов. Приступаем к печатанию кустов на берегу. Не забывайте,что они намного больше, чем на линии горизонта. Кусты готовы.
Рисуем уже известным способом протяжки, размазывая кусочком ткани на небе тучи или облака. Начинаем рисовать рябь на озере. Для этого тампон не опускаем в краску, а почти сухим рисуем полосы на воде. Теперь рисуем солнце и его отражение в воде.
Изображаем отражение деревьев воде - печатаем примакивающими движениями рук. Отражения готовы. Чтобы уточнить и дополнить образ, кисточкой прорисовываем детали, веточки кустарника. Рисуем вдали птиц и все, что подскажет ваша фантазия.
Мастер : Даже не имея навыков в рисовании можно без труда создавать прекрасные пейзажи. Китайская мудрость гласит - «Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю». Поэтому предлагаю вам сегодня написать пейзажи, без помощи кисточки – простым кусочком ткани. Но ваш пейзаж будет зимний. Воспользуйтесь белой гуашью на палитре и листком бумаги затонированным в голубой цвет.
Мастер подсказывает воспитателям какие предметы можно изобразить (речка покрытая льдом, дома в снегу, деревья, кусты и т. д.)
Практическая деятельность воспитателей.
Мастер : А теперь придумайте названия для ваших работ. Такой метод найдет применение в вашей работе с детьми? А какие темы для рисования таким необычным способом можете предложить вы? Поделитесь своим опытом в рисовании нетрадиционными техниками.
Выставка работ
Я хотела показать вам, как можно добиться прекрасных успехов в изображении предметов без особых усилий. Ребенок всегда увидит положительный результат своей работы, не будет победителей и побежденных, каждый рисунок будет произведением искусства неподражаемым и индивидуальным. А в заключении хочу рассказать вам притчу.
Одной женщине приснился сон: за прилавком магазина стоял сам Бог.
-Господи! Это действительно ты? - воскликнула женщина с радостью.
-Да, это я, - ответил Бог.
-А что у тебя можно купить? - решила спросить женщина.
-У меня ты можешь купить абсолютно всё, - ответил Бог.
-Тогда дай мне, пожалуйста, счастья, здоровья, успеха, много денег и любви.
Бог улыбнулся ей в ответ и удалился в подсобное помещение за всем заказанным. Спустя некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой в руках.
-Разве это всё! - удивилась разочарованная женщина.
-Да это всё, - ответил Бог. - А разве ты не знала, что в моём магазине продаются только семена?
Мы сеем вечное и доброе и не куда-нибудь, а в души детей и что прорастет, культурные семена или сорняки, зависит только от нас.
В руках мастера появляется коробочка наполненная всякой всячиной – кусочки поролона,ватные палочки, нити, кисочки пенопласта, восковая свечка и т. п.
Рефлексия: Мне очень интересно узнать понравился ли вам мой урок. У вас на столах лежат тучки и солнышко, если вам было скучно и мои действия не вызвали у вас интереса покажите тучку. А если вам понравилось и свои приобретенные умения вы будете применять на практике – то пусть мне улыбнется солнышко!
Желаю Вам удачного творчества!
Спасибо за внимание!