Приложение МААМ

Мастер-класс для воспитателей «Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми»

Марина Сухоминская
Мастер-класс для воспитателей «Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы

*Мастер - класс для воспитателей на тему : «Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Сухоминская М. С. воспитатель МБДОУ №33 «Аленушка»

Цель: распространение опыта по использованию исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста среди педагогов - дошкольников.

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми“» размещена в разделах

Задачи: Учить педагогов структуре исследовательской деятельности; обращать внимание педагогов на умения детей в ходе исследовательской деятельности; обобщить и обменяться педагогическим опытом по данной теме; повысить уровень мастерства педагогов; создать положительный эмоциональный климат у педагогов.

Участники мастер-класса : педагоги ДОУ.

Содержание:

1. Определение темы.

2. Актуальность выбранной темы.

3. Раскрытие темы.

3. Использование ИКТ в исследовательской деятельности.

4. Влияние негативных факторов на развитие исследовательских способностей.

5. Умения детей для развития исследовательской деятельности в ходе решения практической работы вместе с участниками мастер – класса.

6. Выводы.

7. Рефлексия.

Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги!

Темой моего мастер-класса является использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Этот метод на сегодня является одним из самых востребованных, так как новые образовательные документы ориентируют нас на переход от знаниевой модели организации образовательной деятельности (т. е. от передачи готовых знаний) к активной модели самостоятельного поиска ребенком нужных знаний через формирование умений поискового характера.

Ребенок-дошкольник по своей природе неутомимый исследователь. Мир, который его окружает, наполнен разными предметами и явлениями, свойства и качества которых малыш постигает сам, например, перекатывая, или отбивая мяч, он интуитивно открывает для себя некоторые эталоны, присущие только этому предмету.

Задача взрослого поддержать и направить любознательность и стремление к деятельности в рамках конкретной учебной задачи. При этом организуя совместную образовательную деятельность с детьми в данной форме, педагог полностью освобождается от «диктаторских» функций. Его главная обязанность — поощрять и деликатно направлять исследовательскую инициативу ребенка.

Для этого педагогу необходимо владеть данным методом работы с детьми. И понимать, что составляет основу исследовательского метода - выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. На первый взгляд, кажется, что эта деятельность сложна и недоступна ребенку и может быть даже следует заменить либо опустить некоторые компоненты. Но использование на практике доказывает, что это мнение ошибочно и дети достаточно быстро при систематичном обучении осваивают данные компоненты. А возможность перевода компонентов в знаково-символьную систему приучает детей исследовать предметы и явления гораздо полнее и структурированее. При этом взрослый принимает участие в деятельности лишь в роли фасилитатора, т. е. обеспечивающего успешную групповую коммуникацию.

Использование исследовательского метода можно начинать с самого раннего возраста. Дети младших дошкольных групп наиболее заинтересованно играют с игрушками, которые дарят им «радость достижения». Для того мы используем не готовые игрушки, а наборы деталей, из которых можно собрать игрушку самостоятельно. Из них можно сделать что-то новое, необычное, их можно использовать в самых разных целях. С детьми более старшего возраста мы организуем «мини-лаборатории», в которых собраны и постоянно дополняются новыми различные интересные предметы, а также необходимое оборудование для проведения самых разных опытов и экспериментов. В подготовительной группе мы предлагаем детям совместно с родителями собрать «интересный чемоданчик», который отразит интересы ребенка и покажет педагогу уровень овладения ребенком исследовательскими умениями.

Однако на развитие исследовательских способностей сегодня влияет много негативных факторов: заорганизованность процесса обучения и воспитания; применение зачастую репродуктивных методов обучения; авторитарность и доминирование взрослого при организации взаимодействия с детьми; проблемы с развитием речи у детей; отсутствие диалога с родителями в вечернее время. Все это приводит к потере любопытства и познавательного интереса детей.

Поэтому, прежде всего мы должны обратить свое внимание на развитие некоторых умений детей. А каких, мы узнаем в ходе практической работы.

Практический этап

А сейчас я предлагаю вам пройти за столы и вместе со мной выполнить несколько заданий.

Организация деятельности творческих групп.

Цель – обучить некоторым приемам, развивающим исследовательские умения детей.

1 задание– «Учимся задавать вопросы»

На столе располагается «загадочный» предмет (например, барометр, песочные часы или магнит).

Задача педагогов исследовать предмет и записать как можно больше вопросов, отражающих желание узнать об этом предмете как можно больше.

Примеры вопросов: Что это? На что это похоже? Чем оно отличается от других предметов? Где это можно применить? И т. п.

2 задание – «Учимся выдвигать гипотезы»

На столе лежит конструктор «Магформерс» либо кинетический песок. Также педагогам предложен «Словарь гипотез» (некоторые слова, которыми можно начать предположение. Например: может быть, предположим, допустим, возможно, что, если и пр.)

Задача педагогов исследовать конструктор или песок, выявить его интересные стороны и ответить на вопрос: «Что бы произошло, если бы целый город был построен из этого материала?»

3 задание – «Учимся видеть проблемы»

На столе лежит картинка, на которой нарисована коробка, установленная на столе в странном положении.

Задача педагогов рассмотрев картинку, сказать, есть ли в ней что-то, что удивляет. Педагоги должны увидеть «проблему», оценить ее последствия и предложить варианты ее решения.

4 задание «Домашнее задание»

Предлагаю в качестве домашнего задания ознакомиться с «Методикой проведения учебных исследований в детском саду», автором которой является Савенков Александр Ильич, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета и на следующем практикуме обсудить структуру его исследования.

В завершении своего выступления мне хочется отметить, что использование в образовательном процессе активных методов обучения, таких как исследовательский метод способствует качественно более высокому уровню организации детей. Тем самым мы подтверждаем истину: «дети усваивают прочно и надолго то, что слышат, видят и делают сами». 4 задание: Раздаю участникам команд карточки.

Придумайте правдоподобную и неправдоподобную и гипотезы.

1. Почему весной появляются почки на деревьях? (правдопод.)

2. Почему течет вода? (неправдопод.)

3. Почему дует ветер? (правдопод.)

4. Почему металлические самолеты летают? (неправдопод.)

5. Почему бывают день и ночь? (правдопод.)

6. Почему дети стали больше играть во дворах. (неправдопод.)

7. Почему Миша весь вечер не подходил к телевизору». (правдопод.)

8. Почему пожарный вертолет весь день кружил над лесом. (неправдопод.)

9. Почему полицейский автомобиль стоял у дороги. (правдопод.)

10. Почему цветы имеют такую яркую окраску? (неправдопод.)

11. Почему зимой идет снег, а летом только дождь? (правдопод.)

12. Почему Луна не падает на Землю? (неправдопод.)

13. Почему самолет оставляет след в небе? (неправдопод.)

14. Почему многие дети любят компьютерные игры? (правдопод.)

— А сейчас мы с вами поучимся делать выводы и умозаключения.

Важным средством мышления является вывод, или умозаключение. Умозаключением называется форма мышления, посредством которой на основе имеющегося у людей знания и опыта выводится новое знание.

5 задание:

Вопрос 1 команде: Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными ( возможные ответы: стекло, лед, пластик, янтарь, кристалл и др.).

Вопрос 2 команде: Назовите как можно больше живых существ со следующими признаками: добрый, шумный, подвижный, сильный.

Вывод: Уважаемые коллеги! Что для вас сегодня показалось наиболее сложным? А как вы думаете, почему? А что вам сегодня понравилось больше всего?

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Использование метода проектов в ДОУ Видео В поисках наиболее эффективных средств обучения и воспитания в системе образования на сегодня является - метод проектов. Метод проектов.

Фотоотчет о совместной творческой деятельности родителей и воспитателей «Ледяные фигуры в детском саду»Фотоотчет о совместной творческой деятельности родителей и воспитателей «Ледяные фигуры в детском саду» В рамках подготовки к «Новому году», родители стали активными помощниками в оформлении не только внутренних помещений групповых комнат,.

Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУИспользование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ. Назарова Т. А. В современной.

Использование нестандартного оборудования в организации продуктивной деятельностиИспользование нестандартного оборудования в организации продуктивной деятельности Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению» это высказывание.

Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возрастаИспользование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возраста Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего.

История о необычной дружбе или как воспитать трудолюбивых детей в процессе организации совместной деятельности в огородеИстория о необычной дружбе или как воспитать трудолюбивых детей в процессе организации совместной деятельности в огороде В нашем детском саду есть огород. Его делали всем миром для каждой группы. Охраняет этот огород, как полагается, чучело, непременный атрибут.

Конспект совместной образовательной деятельности по организации хозяйственно-бытового труда в подготовительной группеКонспект совместной образовательной деятельности по организации хозяйственно-бытового труда в подготовительной группе «Наведём порядок в группе!» Цель: Формирование у детей желание поддерживать чистоту и порядок в группе. Задачи: 1. Учить детей участвовать.

Мастер-класс «Все умею делать сам!» Использование алгоритмов в организации элементарного бытового труда в младшем возрастеМастер-класс «Все умею делать сам!» Использование алгоритмов в организации элементарного бытового труда в младшем возрасте Уважаемые коллеги, позвольте поделиться с вами своим опытом по организации элементарного бытового труда с использованием алгоритмов. Цель.

Перспективное планирование организации совместной образовательной деятельности «Хозяйственно-бытовой труд» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию перспективное планирование организации совместной образовательной деятельности с детьми второй.

Портфолио дошкольника как результат совместной деятельности родителей, воспитателей, детейПортфолио дошкольника как результат совместной деятельности родителей, воспитателей, детей Мир, в котором развивается современный ребенок, отличается от мира, в котором выросли воспитатели и родители. Это заставляет дошкольные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми»
Опубликовано: 13 февраля 2020 в 20:30
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для воспитателей «Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Сухоминская (УИ 2225330) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД